Мир
00:02, 18 февраля 2022

Слишком много амбиций. Макрон намерен стать новым лидером Европы. Как президенту Франции поможет кризис на Украине?

Екатерина Андреева (Редактор отдела «Мир»)
Фото: Tobias Schwarz / Reuters

В апреле во Франции пройдут президентские выборы. Действующий глава государства Эммануэль Макрон пока не выдвинул свою кандидатуру, но, вероятно, он просто ждет подходящего момента. И пока этот момент не настал, французский лидер решил набрать очки и получить новых сторонников, сделав упор на внешней политике. Время для этого — самое удачное. Во-первых, Франция председательствует в Совете Европы. А во-вторых, после ухода Ангелы Меркель с поста канцлера ФРГ освободилось место «главного лидера», представляющего ЕС. Макрон уже предложил амбициозную программу реформ и взял на себя роль посредника в непростых отношениях России, Украины и НАТО. При этом у себя на родине президенту так и не удалось объединить нацию — раскол во французском обществе продолжает углубляться. Сможет ли Макрон стать лидером Европы, сохранив при этом президентское кресло, и каковы его шансы сыграть ключевую роль в урегулировании украинского кризиса — в материале «Ленты.ру».

Время наводить мосты

С 1 января 2022-го Франция переняла у Словении председательство в Совете ЕС. Президент Макрон пообещал, что 2022 год станет поворотным моментом для Европы, во многом связывая это заявление с планами по реформации объединения в течение ближайших шести месяцев. Еще в декабре 2021-го на пресс-конференции в Елисейском дворце он раскрыл главную цель председательства Франции в Совете ЕС — сделать Европу более суверенной, обладающей силой в мире и способной самостоятельно распоряжаться своей судьбой. Это особенно остро стало ощущаться в свете нагнетающейся вокруг Украины атмосферы, где основную скрипку играют США.

Макрон в сотрудничестве с Берлином решил усилить роль Европы в миротворческом процессе на Украине. Французский президент не заметил конкретных результатов переговоров Москвы и Вашингтона и предложил Париж и Берлин в качестве альтернативных сторон, готовых оказать помощь в урегулировании кризиса в «нормандском формате» или в других вариантах. Он подчеркнул, что в случае российской агрессии против Киева ЕС примет немедленные меры, но настоял на продолжении дипломатических контактов.

Макрон первым из европейских политиков лично посетил Москву и провел переговоры с российским коллегой Владимиром Путиным. Встреча состоялась 7 февраля и продлилась более пяти часов. Основной ее темой стала именно Украина и предотвращение новой войны в Европе. Путин заявил Макрону, что Киев отказывается выполнять свои обязательства по Минским соглашениями. Французский лидер согласился, что Минские соглашения остаются базой для урегулирования на Украине, и решение этого вопроса может быть только политическим.

По итогам встречи с Путиным французский президент сообщил, что достиг своей главной цели — взял с российского коллеги обещание не провоцировать дальнейшую эскалацию кризиса на Украине. Однако других западных политиков не убедили эти обещания, и они продолжили обвинять в Москву в нагнетании обстановки.

Сразу после визита в Кремль глава Пятой республики встретился в Киеве с украинским президентом Владимиром Зеленским. После переговоров Макрон подчеркнул, что Киев также привержен выполнению Минских договоренностей. При этом сам Зеленский о такой приверженности ничего не сказал.

В отличие от американских и британских политиков, уверенно заявивших о намерении России вторгнуться на Украину со дня на день, во Франции не увидели таких намерений у Путина. В Елисейском дворце решили выбирать более осторожные формулировки в заявлениях о возможной российской агрессии. Такой подход подтверждает намерение Парижа придерживаться независимой от Вашингтона позиции по украинскому кризису.

При этом за выстраивание дипломатического диалога с Россией и посредничество в урегулировании на Украине выступает не только Макрон, но и его соперники на предстоящих выборах. Так, кандидат от республиканцев Валери Пекресс высказалась против вступления Украины в НАТО, пообещав в случае своей победы на выборах отказать Киеву в членстве в альянсе. В одном из интервью она заговорила по-русски и обратилась с призывом к народу России «вместе строить мир в Европе».

Схожих позиций придерживается и основатель партии «Отвоевание» Эрик Земмур. Он призвал французские власти перестать быть «инструментом США» и отменить санкции против Москвы.

​​Замглавы Департамента политологии и международных отношений НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Вера Агеева в разговоре с «Лентой.ру» отметила, что исторически Франция осознавала свою ответственность за поддержание мира на континенте. Она напомнила об успешном участии Парижа в урегулировании конфликта в Грузии в 2008-м. Тогда глава французского МИД Бернар Кушнер выступил посредником в напряженных переговорах Москвы и Тбилиси и помог сторонам выстроить диалог.

Вероятно, Макрон рассчитывает на похожую роль в кризисе в Донбассе. При этом и европейские лидеры, и лидеры России и Украины видят, что действия Европы очень ограничены. По словам Агеевой, политические элиты ЕС испытывают фрустрацию из-за того, что исключены из реальных переговоров, которые идут только между Москвой и Вашингтоном.

При этом появление альтернативной стороны в лице Франции в переговорах по Украине может оказать позитивный эффект и приблизить деэскалацию ситуации, на что и рассчитывает Макрон.

Независимость, миротворчество и диалог с Россией

Одна из основных тем общеевропейской повестки Макрона — усиление независимости Европы с точки зрения политики и безопасности. Речь идет, в частности, о недопустимости иностранного вмешательства и давления на ЕС со стороны других государств. Французский лидер считает, что европейским странам необходима подлинная технологическая самостоятельность и общая оборонная стратегия. По его плану, она будет дополнять линию НАТО, но одного членства в альянсе недостаточно для обеспечения безопасности региона.

Важным пунктом европейской повестки Макрона стало поддержание диалога с Москвой, независимого от Вашингтона. «Я считаю, что координация между Европой и США — это хорошо, но абсолютно необходимо, чтобы европейцы сами вели диалог с Россией», — заявил президент. Лидер Пятой республики подчеркнул, что российская политика Европы не должна быть основана только на санкциях. Схожую позицию занял и новый канцлер Германии Олаф Шольц.

«Президент республики вернул Францию в центр мировой истории», — заявил министр внутренних дел Франции Жеральд Дарманен после возвращения Макрона из Москвы.

Pуководитель франко-российского Аналитического центра «Обсерво», эксперт клуба «Валдай» Арно Дюбьен отметил в разговоре с «Лентой.ру», что еще в 2019 году Макрон после встречи с Путиным указал на наличие разных интересов у Парижа и его партнеров в отношении Москвы, имея в виду Вашингтон. По мнению Дюбьена, этим и объясняется намерение политика сохранять и развивать прямой отдельный канал связи с Москвой. При этом, считает он, французский президент может столкнуться с упреками со стороны антироссийски настроенных государств, таких как Польша и страны Прибалтики.

Вера Агеева подчеркивает: когда речь идет о независимом диалоге Парижа и Москвы, это не означает разрыв отношений Франции с США. «Этот вопрос скорее не про Россию и США, а в принципе про независимую внешнеполитическую линию ЕС», — уточнила она. Так, несмотря на то что соглашения о Евросоюзе предусматривают общую внешнюю политику, на практике у объединения часто нет консенсуса по важным вопросам. При этом страны ЕС вынуждены подстраивать позицию под линию НАТО и Вашингтона, оставаясь в скромной роли посредника в большинстве важных международных переговоров.

Между Парижем и Североатлантическим альянсом всегда были непростые отношения. В 1966 году бывший президент Пятой республики Шарль Де Голль объявил о выходе Франции из военной структуры НАТО, и на протяжении 43 лет страна оставалась только в политической структуре альянса. Тогда в Елисейском дворце хотели, чтобы ведущую роль в организации играл не только Вашингтон.

«Требование к альянсу стать более эгалитарным по отношению к странам-членам существует до сих пор и не только со стороны Франции», — рассказала Агеева. По ее словам, так как США больше других вкладывались в НАТО, в каком-то смысле они предопределяют повестку дня и могут настаивать на некоторых решениях. Такое положение вещей не устраивает ЕС, учитывая, что большинство кризисов разворачиваются на европейской территории или вблизи от нее.

Инициативы Макрона по укреплению безопасности и независимости ЕС от США и НАТО упираются в отсутствие европейской армии. Разговоры о ее создании ведутся давно, но остаются лишь на уровне планов. Еще в 2018-м французский лидер утверждал о необходимости решительных шагов в этом направлении. Верховный представитель объединения по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель призвал вернуться к этому вопросу на фоне миграционного кризиса в Польше, чтобы единая армия могла защищать границы ЕС. В условиях напряженности между Москвой и Киевом этот вопрос снова становится актуальным. На данный момент в вопросах безопасности Европа вынуждена полагаться на Североатлантический блок.

Бывший канцлер Германии Ангела Меркель в этом плане поддерживала Макрона. Однако с новым канцлером ФРГ французскому лидеру придется заново выстраивать диалог на эту тему. И хотя Шольц положительно высказывался о подобной инициативе, он не счел ее реализацию возможной в ближайшее время. В любом случае работа Макрона по усилению независимости ЕС, вероятнее всего, возродит переговоры о единых вооруженных силах объединения.

Восстановление, сила, принадлежность

В своей речи в Европарламенте 19 января Макрон уделил особое внимание правовому характеру работы структур ЕС и его государств-членов. Он указал на ослабление верховенства закона и демократических ценностей: прав человека, свободы и справедливости. Здесь политик обратился к ряду государств, правительства которых отходят от демократических практик, в частности, к Польше и Венгрии. При этом он отметил, что у стран ЕС есть право свободно выражать свое мнение.

Французский президент решил реформировать Шенгенскую зону. Он предложил создать специальный орган, который позволит наладить обмен информацией между странами и укрепит безопасность региона.

Вторым приоритетом Макрон назвал усиление контроля внешних границ объединения для быстрого реагирования на миграционные кризисы, что стало очевидно важно на фоне ситуации на польско-белорусской границе. «Страны, чьи границы находятся на внешнем крае ЕС, должны рассчитывать на полную поддержку пограничного агентства Frontex… а также на подкрепления полицейских и жандармов из других стран содружества», — уточнил он.

При этом ряд экспертов полагают, что Шенгенская зона находится в кризисе, который нельзя решить организационными перестановками. Шенгенские соглашения уже и так допускают возможность внутренних проверок, а внешние границы активно защищаются, однако терроризм и нелегальная миграция будоражат объединение десятилетиями.

В этом контексте, выступая перед Европарламентом, Макрон в очередной раз поднял тему Африки, которая исторически остается важнейшим регионом для Парижа с точки зрения экономики и добычи ресурсов. По его словам, если континенту так и не удастся преодолеть войны и встать на путь устойчивого развития, продолжающиеся голод и кровопролитие приведут к росту миграции в ЕС.

Общеевропейская политика и работа в рамках ЕС — ключевой момент для политической стратегии Макрона. На выборах 2017 года он уже разыгрывал эту карту, и ставки оправдались, напоминает Вера Агеева. Тогда тема европейской солидарности и роли Франции в Европе и в мире помогла политику приобрести новых лояльных сторонников, в то время как другие партии не смогли определиться с позицией по этому вопросу. Переход председательства в Совете ЕС к Франции подарил ему возможность снова сделать упор на внешнюю политику перед выборами.

Меньше слов — больше дела

Депутаты Европарламента раскритиковали французского президента за слишком общие фразы и отсутствие конкретики в программе председательства. Политолог Агеева сочла, что программа Макрона амбициозна, но многие из его предложений очень размытые и не содержат конкретных шагов. При этом она отметила два пункта, которые имеют потенциал и могут быть реализованы. Речь идет о двух вызовах — экологическом и цифровом.

Основным предложением Макрона по защите окружающей среды стало введение зеркальных положений (mirror clauses), предполагающих, что торговые партнеры ЕС за пределами объединения должны придерживаться европейских экологических стандартов производства. Он захотел обязать фермеров повысить свои стандарты до европейского эталона в таких спорных областях, как пестициды, антибиотики для животных и вырубка лесов. С одной стороны, эта инициатива призвана поддержать местных производителей, вынужденных придерживаться строгих правил. Однако Politico пишет, что такая мера может подорвать свободную торговлю и вызвать возмущение стран, которым будет труднее реализовывать свою продукцию.

«Европа должна навязывать другим свои стандарты и не допускать, чтобы ей навязывали чужие», — заявил министр сельского хозяйства Франции Жюльен Денорманди. С экономической точки зрения введение зеркальных положений может приблизить Макрона к превращению ЕС в законодателя мировых стандартов производства. Таким образом, международное влияние Европы в торговой сфере вырастет, так как регион является важным рынком экспорта для многих государств мира. Однако дипломаты из стран, не входящих в ЕС, предупредили, что подобный шаг может быть контрпродуктивным для сельского хозяйства. Politico отмечает, что европейские требования будет сложно исполнить в странах с другой климатической и экологической обстановкой.

Политическая программа Макрона изначально строилась на сильной экологической повестке. Так, в 2017-м он переделал известный слоган экс-президента США Дональда Трампа и призвал снова сделать великой не какую-то конкретную страну, а всю планету. «Макрон показал, что в мире есть не только страны, которые закрываются и пытаются строить более протекционистские режимы, но и альтернативные силы, которые поддерживают мультилатеризм и сотрудничество», — отмечает Агеева.

В отношении сферы технологий глава Пятой республики заявил, что ЕС должен развивать цифровую независимость. На сегодняшний день на европейском цифровом рынке доминируют американские техногиганты, такие как Google, Facebook и Amazon. По мнению Макрона, страны объединения должны вкладывать больше ресурсов в развитие технологий для появления местных компаний достойного уровня. «В ближайшие месяцы может появиться европейская цифровая модель, которая одновременно организует честную конкуренцию между участниками, будет бороться с деструктивными тенденциями и защищать граждан», — предрек он. Таким образом, политик призвал инвесторов вкладываться в развитие технологий, возрождая мечты об аналоге Кремниевой долины в Европе.

Дорогу молодым

После ухода Меркель с поста федерального канцлера ФРГ в Европе освободилось место «главного лидера», представляющего лицо объединения. У Макрона появился шанс занять этот пост и повести ЕС в новом направлении. Так, Меркель часто критиковали за отсутствие стратегического видения европейского будущего, в то время как французский президент выступает за более независимую Европу и предлагает конкретные шаги к достижению этой цели. Соревнование за европейское лидерство между Парижем и Берлином продолжается не одно десятилетие, но именно сейчас у Франции появилась возможность вырваться вперед.

После скандальной сделки Вашингтона, Лондона и Канберры AUKUS, в результате которой Австралия разорвала многомиллиардный контракт на строительство подлодок с французской компанией Naval Group, страны ЕС начали охотнее соглашаться с Макроном о важности независимости от США. Этот шаг сочли пощечиной Парижу, и европейские элиты захотели повысить значимость объединения на международной арене. Для этой цели Макрон кажется подходящим лидером. Однако его оппоненты полагают, что он имеет амбиции, которые ему не по силам.

Арно Дюбьен полагает, что президент Пятой республики хочет использовать открывшуюся возможность и стать «первым европейцем». Эксперт отметил, что для этого политик активно продвигает усиленную евроинтеграцию, напоминающую федерализацию. «Но французы в большинстве своем не хотят идти по этому пути. Плюс многие партнеры Парижа не разделяют видение и приоритеты Макрона», — подчеркнул он.

Определяющим моментом для политического будущего Макрона станут предстоящие выборы, которые пройдут в апреле. На данный момент он остается фаворитом среди потенциальных кандидатов, однако уровень общественной поддержки политика упал до 37 процентов. При этом рейтинги его основных конкурентов — республиканки Валери Пекресс и главы правой партии «Национальное объединение» Марин Ле Пен — продолжают расти. Несмотря на то что официально Макрон еще не выдвинул свою кандидатуру, можно предположить, что основное внимание в своей кампании он уделит именно работе в рамках ЕС.

Во Франции, как и в других странах мира, наблюдается кризис политических элит. Система партий не работает так, как раньше, а новые лица в политике появляются все реже. Вера Агеева считает, что французский президент занял выжидательную позицию, чтобы увидеть, как оформится политический ландшафт в стране перед выборами, и подготовиться с учетом программ своих соперников. Она подчеркнула, что Макрон с его экологической и глобалистской повесткой может быть востребован и как новое «молодое лицо Европы». По мнению эксперта, если в ходе своего первого срока он был сосредоточен на решении внутренних кризисов, то второй срок даст ему возможность уделить основное внимание общеевропейской политике.

При этом не все согласны, что Макрон может претендовать на роль объединителя Европы. Особенно с учетом того, что в самой Франции в данный момент царит разобщенность. На это указывает возросший уровень поддержки правых партий и противников глобализации в Пятой республике.

Желание Макрона вернуть Франции былое величие и вес на международной арене может оказаться несбыточным, так как к нынешнему распределению сил привели конкретные геополитические и экономические причины. ВВП республики растет медленнее, чем у других развитых стран, а общественный раскол заставляет элиты сохранять фокус на внутренней политике. Однако при грамотном распределении ресурсов и достаточном уровне поддержки часть планов французского президента может быть реализована. Вопрос лишь в том, будет ли он уделять должное время председательству в Совете ЕС, когда основные силы будут уходить на избирательную кампанию.

< Назад в рубрику