В Лос-Анджелесе состоялась 94-я церемония вручения премии «Оскар». Триумфаторами вечера стали «CODA: Ребенок глухих родителей» и «Власть пса» Джейн Кэмпион, а главным (анти-) героем — Уилл Смит, вступившийся за честь жены и взвинтивший рейтинг трансляции.
Вот уже который год рейтинги трансляций вручения премии «Оскар» величественно падают, отправляя главную мировую кинопремию в прошлое, как айсберг — «Титаник» под воду. Низшей точки падение достигло в прошлом году, когда «ковидную церемонию» позвали ставить Стивена Содерберга. Он создал настоящую постановку, альтернативное, изысканное и строгое художественное пространство — то, какой церемония в принципе могла бы быть в другой реальности. Однако зрителям нужно время, чтобы привыкнуть к новому формату, а организаторы церемонии сочли, что этого времени у них нет (быть может, сыграло свою роль и название последнего фильма бондианы). В этом году «Оскар» вернулся к традиционной пышности — с красной дорожкой, комикующими ведущими (трио под руководством Эми Шумер) и сценическими номерами. Росту рейтингов все это не слишком помогло.
Зато помог Уилл Смит, который стал подлинным героем этого вечера не только из-за заработанной статуэтки (об этом подробно поговорим ниже). Итак, для вручения приза в номинации «Лучший документальный фильм» на сцену поднялся Крис Рок, который, разумеется, счел своим долгом как-то повеселить публику. В ходе короткого стендапа он, в частности, пошутил о том, что ждет сиквела «Солдата Джейн» с участием жены Смита Джады Пинкетт-Смит — у актрисы алопеция, в связи с чем она вынуждена брить голову. Дальше показания свидетелей расходятся: некоторые говорят, что Уилл сперва даже рефлекторно посмеялся над шуткой коллеги. Как бы то ни было, в результате актер обезумел, выскочил на сцену и отвесил Року оплеуху, грубо потребовав никогда не произносить имя его жены своим грязным ртом. Некоторые сочли эпизод постановочным, но, судя по всему, тщательно спланированная церемония подверглась вмешательству вспышки настоящего человеческого гнева — живой эмоции, которых здесь традиционно не хватает. Результатом стал резкий скачок количества зрителей — с 9,6 миллионов до 17,4 миллионов человек. Дальше рейтинги опять немного просели, тем не менее статистически этот «Оскар» все же оказался более популярным у зрителя, чем обычно.
Что касается остальных ярких моментов церемонии, то их было не слишком много. Несколько наград вручали американские ветераны вроде трио из «Крестного отца» (Аль Пачино, Роберт Де Ниро и Фрэнсис Форд Коппола) и Лайза Миннелли в инвалидном кресле, появившаяся на сцене в компании Леди Гаги. Ближе к концу была объявлена минута молчания, посвященная событиям в Украине.
Ну, а ниже — несколько слов о фильмах-победителях.
«CODA: Ребенок глухих родителей»
Награды: лучший фильм, лучший адаптированный сценарий, лучшая роль второго плана
Фильм Шан Хейдер о девочке, которая поддерживает своих слабослышащих родителей и мечтает стать певицей — типичный зрительский хит, простое и обаятельное семейное кино. Здесь нет каких-то невероятных экспериментов с киноязыком, нет обжигающих актерских перформансов, зато есть неожиданный контекст, который, очевидно, и помог фильму завоевать награду в главной номинации. Еще здесь есть сыгравший отца героини Трой Коцур — невероятно харизматичный слабослышащий артист, который теперь вполне может стать основоположником нового инклюзивного тренда. В любом случае вряд ли кто-то из видевших фильм откажется вновь увидеть этого яркого человека на экране. Кроме того, «CODA» — первый в истории «Оскара» фильм со стримингов (после премьеры на «Сандэнсе» его купил Apple TV+), завоевавший статуэтку за лучший фильм.
«Король Ричард»
Награда: лучшая мужская роль
Уилл Смит долго рвался к заветной статуэтке — дольше даже, чем Леонардо ДиКаприо (хотя и менее упорно). Ранее у него были номинации за «Али» и «В погоне за счастьем», теперь же формула успеха оказалась безотказной. «Король Ричард» — духоподъемный байопик отца Серены и Винус Уильямс, в который Смит вложил деньги, душу и всю свою харизму. Обрюзгший, небритый, но с ровно полыхающим в глазах огнем, этот герой закономерно влюбил в себя и зрителей и киноакадемиков. Кроме того, это действительно лучшая работа Смита за долгие годы — актер некоторое время искал себя и участвовал в не слишком удачных проектах вроде «Гемини» или первого «Отряда самоубийц». Однако радость победы несколько затмила пощечина Крису Року, и актер поднялся получать награду в слезах, отметив, что вызваны они не «Оскаром». Смит сказал, что, как и Уильямс, вынужден защищать честь своей семьи: «Искусство подражает жизни».
«Власть пса»
Награда: лучший режиссер
Для 67-летней новозеландки Джейн Кэмпион это всего лишь вторая номинация — не слишком много для женщины, которая уже стала живым классиком мирового кино. Занятно, что в прошлый раз ей тоже пришлось соревноваться со Стивеном Спилбергом: тогда он отхватил «Оскар» за «Список Шиндлера», оставив Кэмпион с призом за сценарий «Пианино». На сей раз Кэмпион победила с многослойным вестерном об изломах токсичной маскулинности. Выворачивать наизнанку чисто мужской жанр Джейн помогали Бенедикт Камбербэтч, Джесси Племонс и Кирстен Данст. Кэмпион стала всего третьей (после Кэтрин Бигелоу и Хлои Чжао) женщиной, победившей в этой номинации.
«Глаза Тэмми Фэй»
Награды: лучшая женская роль, лучшие грим и прически
Американская киноакадемия традиционно хорошо относится к поучительным байопикам, но историю заглавной американской телепроповедницы и ее мужа (эту роль сыграл Эндрю Гарфилд) вполне могла бы и обойти стороной. Внимание здесь действительно привлекает прежде всего актерский подвиг Джессики Честейн, которая проводила в кресле гримера по несколько часов каждый день и даже жаловалась, что чуть не испортила себе кожу (совсем как Сергей Безруков после съемок «Высоцкого»). Узнать ее здесь действительно невозможно, а актриса Честейн замечательная, так что награда в целом выглядит заслуженной. Другое дело, что исполнение Кристен Стюарт роли принцессы Дианы в фильме «Спенсер» — работа, может, и не такая технически совершенная, но куда более эмоциональная, смелая и неожиданная. Вручить за нее статуэтку было бы красиво.
«Энканто»
Награда: лучший анимационный фильм
Мультфильм о волшебной колумбийской семье — безусловный хит этого года, ставший предметом культа в соцсетях и осуществивший репрезентацию страны и культуры для огромной аудитории. Ну и, в конце концов, это просто очередная большая удача Disney — не первая и наверняка не последняя в истории «Оскара».
«Вестсайдская история»
Награда: лучшая женская роль второго плана
Стивену Спилбергу прочили победы в основных номинациях, однако академики, по-видимому, побоялись прослыть ретроманами: награждать «Вестсайдскую историю» в 2022-м — это все-таки очень по-стариковски. Тем не менее никак невозможно было пройти мимо перформанса, который в фильме закатила еще вчера никому толком не известная Ариана ДеБос. Со сцены она поблагодарила присутствовавшую в зале Риту Морено, которая сыграла ту же роль в оригинальном фильме и стала первой латиноамериканкой, удостоенной награды киноакадемии. ДеБос стала всего лишь второй.
«Сядь за руль моей машины»
Награда: Лучший фильм на иностранном языке
Японский фильм на «Оскар» взяли, кажется, прежде всего для того, чтобы следовать заложенному предыдущими церемониями тренду на мультикультурность — после побед «Паразитов» и «Земли кочевников». Всерьез чествовать трехчасовую разговорную картину по рассказу Харуки Мураками, где герои еще и ставят чеховского «Дядю Ваню», кажется, никто не собирался. Тем не менее в иностранной номинации «Сядь за руль моей машины» удалось обойти и «Руку бога» любимца академиков Паоло Соррентино, и «Худшего человека на свете» Йоакима Триера. Тем не менее благодарственная речь режиссера Рюсукэ Хамагути была грубо прервана заигравшей вдруг музыкой. Видимо, японцу таким образом указали на необходимость соблюдать регламент.
«Дюна»
Награды: лучшие визуальные эффекты, лучшая музыка, лучший оператор, лучший монтаж, лучший художник-постановщик, лучший звук
Уже известно, что новая киноверсия приключений на планете Арракис получит продолжение, так что у режиссера Дени Вильнева есть возможность скорректировать свое художественное видение согласно потребностям киноакадемии. Пока же этот величественный фильм, похожий на дорогостоящий скринсейвер, закономерно получил статуэтки преимущественно в технических номинациях — зато целых шесть. Отдельно отметим Ханса Циммера, который получил первый «Оскар» за без малого 30 лет (со времен «Короля Льва»), но получать ее просто не приехал.
Приз за лучшую песню, кстати, закономерно достался Билли Айлиш, озвучившей титры «Не время умирать».
«Круэлла»
Награда: лучший дизайн костюмов
Австралиец Крейг Гиллеспи — режиссер для «Оскара» чрезвычайно ехидный, так что на статуэтку ни он, ни актеры, играющие в его фильмах, в ближайшее время могут особенно не рассчитывать. Но им это и не нужно — настолько заразительным, ярким и живым на фоне современного коммерческого кино получаются результаты их работы. «Оскара» для «Круэллы» могло и не быть, если бы антагонистка и протагонистка картины не работали модельершами. Итог — совершенно заслуженная статуэтка за наряды.
«Лето соула»
Награда: лучший документальный фильм
Эта картина посвящена Гарлемскому фестивалю культуры 1969 года — незаслуженно забытой странице американской истории, «черному Вудстоку», о котором позабыли почти сразу после проведения. Возвращение памяти — заслуга Амира Халиба Томпсона по прозвищу Квестлав, барабанщика хип-хоп-группы The Roots. Награждение «Лета соула» не стало неожиданностью: фильму прочили награду и до церемонии. Вручение премии несколько смазала выходка Криса Рока, однако фильм от этого хуже не становится — Квестлав оказался отличным и страстным режиссером. Впрочем, нет ничего удивительного в том, что одному из лучших современных ударников не отказали чувства стиля и ритма.