Повысить контроль и надзор за проведением лотерей в России решила группа депутатов «Единой России». Для этого предлагается назначить нового контролера. Порядок проведения лотерей при этом тоже придется менять — как для покупателей билетов, так и для продавцов. И новые правила могут практически полностью заглушить интерес к лотереям в стране, считают участники рынка.
Единый контроль
Приравнять лотереи к азартным играм фактически решили депутаты Госдумы РФ от «Единой России». До сих пор это были две отдельные сферы, поскольку регулируют их разные федеральные законы — «О лотереях» и «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».
Но есть между лотереями и азартными играми кое-что общее: организаторы в обоих случаях обязаны производить целевые отчисления для развития физической культуры и спорта, спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва.
Эти целевые отчисления операторы лотерей перечисляют в федеральный бюджет, а конкретные решения о расходовании поступивших спортивным федерациям и лигам средств принимает правительство РФ.
Стоит отметить, что проведение лотерей в России с 2014 года полностью перешло в ведение государства, организаторами выступают Министерство финансов и Министерство спорта. А вот операторами выступают частные компании: «Столото» (АО ТК «Центр»), ОАО «ГСЛ», ООО «Спортлото» и недавно вышедшее на рынок ООО «Спортивные лотереи».
Сейчас организаторы азартных игр перечисляют целевые отчисления на спорт через специально созданную компанию-оператора «Единый регулятор азартных игр» (ЕРАИ). А вот операторы лотерей перечисляют целевые отчисления на спорт напрямую в бюджет. Это посчитали неправильным депутаты Сергей Алтухов, Андрей Альшевский, Адальби Шхагошев и подготовили законопроект, который обязывает организаторов лотерей тоже встать под контроль ЕРАИ (законопроект №122695-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты»).
«Это будет способствовать повышению эффективности осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области организации и проведения азартных игр», указано в пояснительной записке к законопроекту.
Тем самым инициаторы законопроекта усомнились в эффективности действующей системы контроля за проведением лотерей, которую осуществляет ФНС России в соответствии с постановлением правительства РФ от 25.06.2021 №1012 «О федеральном государственном контроле (надзоре) за проведением лотерей».
«Это первая публично опубликованная инициатива в данной плоскости, которая не прошла этапа общественного обсуждения, а также этапа консультаций с крупными участниками и экспертами рынка — в нарушение постулатов государственной политики, декларированных президентом и премьер-министром РФ о внедрении диалога в работу с бизнесом, — обращают внимание в компании «Столото». — Недостаточное понимание авторами законопроекта особенностей лотерейного рынка, его существенного отличия от букмекерской, игорной деятельности, сложившейся механики работы сегмента, к сожалению, привело к тому, что законопроект предлагает полностью поменять успешно проводимую государством политику регулирования лотерейного рынка, обеспечивающую стабильный ежегодный рост лотерейной отрасли в стране и, соответственно, рост поступления целевых отчислений в бюджет от данной деятельности».
Посредник для эффективности
Законопроект обязывает операторов лотерей проводить целевые отчисления на спорт через Единый центр учета переводов ставок (ЕЦУПС), принадлежащий ЕРАИ, как букмекеров и казино.
Сейчас целевые отчисления на спорт операторы лотерей напрямую перечисляют в федеральный бюджет. За нарушение сроков перечисления целевых отчислений с оператором лотерей расторгают государственный контракт на их проведение, заключенный на основе открытого конкурса. Помимо этого, финансовые обязательства операторов лотерей перед бюджетом обеспечены безотзывными банковскими гарантиями.
Для надзора ФНС за проведением лотерей разработана автоматизированная Независимая система контроля, а также используется витрина налогового мониторинга. Эффективность действующей системы контроля подтверждают своевременность перечисления целевых отчислений — за десять лет не было допущено ни одного дня просрочки — и отсутствие значимых нарушений при проведении налоговых проверок, подчеркивают операторы лотерей. По их мнению, добавление посредника в цепочку платежей эффективности надзору не добавит, а вот расходов у операторов существенно прибавится. Тут логично предположить, что в результате уменьшатся целевые взносы на спорт от лотерейного бизнеса.
«Существующих регуляторов всегда было достаточно, какие-то проблемы регулирования законопроектом не обозначались, — отмечает адвокат Олег Волченко, руководитель Адвокатской конторы № 1 Московской Академической коллегии адвокатов. — Тем не менее предлагается создание двух посредников: публичной государственной компании, которая будет всем заниматься, и некоего финансового посредника, который будет пропускать через себя все денежные потоки и так или иначе будет ими пользоваться. Целесообразность создания этих посредников непонятна. Очевидно, что увеличится финансирование, необходимое для содержания этой системы. Эти организации нужно будет как-то содержать. Но какие цели и задачи будет реализовывать эта система — на этот вопрос не отвечает ни законопроект, ни пояснительная записка к нему».
Однако расходы на посредника — отнюдь не главная проблема новой схемы перечислений целевых взносов через ЕРАИ, указывают операторы лотерей. Логика инициаторов законопроекта заключается в том, чтобы унифицировать регулирование всех игр, основанных на риске, чтобы оно стало проще и лучше.
«Депутаты, предложившую данную законодательную инициативу, занимаются настоящим вредительством, по-другому сложно это назвать, — считает Маргарита Клинкевич, член федеральной комиссии по лотереям и играм при Правительстве РФ. — Они совершенно не понимают сути лотереи и путают ее с игорной деятельностью. В 2014 году при установлении государственной монополии на рынке лотерей был учтен международный опыт, а также ключевая разница между лотерейной и игорной деятельностью. В игорной индустрии, если призовой фонд не выиграл никто из игроков, выигрывает казино или букмекер. А в лотерее призовой фонд на 50-70 процентов разыгрывается между игроками в обязательном порядке, а невостребованные выигрыши перечисляются в бюджет государства».
По данным компании «Столото», в 2021 году ежемесячно победители государственных лотерей в России выигрывали в среднем 2,83 миллиарда рублей. Каждый день в среднем выигрывали 488 тысяч билетов.
Организация лотерей существенно отличается от механизмов тотализатора и казино, именно поэтому законодатель разделил два этих института, предусмотрев для каждого отдельное профильное регулирование, подчеркивают операторы лотерей. А новая схема приема ставок и выплаты выигрышей грозит попросту исчезновением массовых лотерей в России.
Договор покупки лотерейного билета
Главным недостатком законопроекта, ужесточающего правила проведения лотерей в России, участники рынка называют чрезмерные требования для покупателей и продавцов лотерейных билетов. Купить лотерейный билет за наличные деньги по новым правилам будет нельзя, для полной прозрачности платить можно будет только со счета в Едином центре учета переводов ставок, поясняет Сергей Топилин, президент Ассоциации операторов государственных лотерей. Это значит, что прежде чем купить лотерейный билет, надо будет сначала заключить договор с Единым центром учета переводов ставок и пройти процедуру идентификации в соответствии с требованиями Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
«Из-за введения нового способа расчетов просто прийти в киоск и оплатить лотерею будет нельзя, поэтому многим гражданам, с высокой долей вероятности, станет сложно предпринимать определенные действия для участия в гослотереях, и они уже не смогут воспринимать их просто как досуг, — считает Олег Волченко. — Многие не смогут или не захотят реализовывать сложные механизмы, чтобы приобрести лотерейный билет».
Выплату выигрыша тоже предлагается производить исключительно на счет в ЕЦУПС. Сейчас небольшие выигрыши можно получить наличными в любой точке продаж, причем независимо от места покупки. Это примерно 97 процентов всех выигрышей.
Наглядно масштаб предлагаемых изменений демонстрируют цифры. В 2021 году только под брендом «Столото» было продано более 638 миллионов билетов государственных лотерей, из них свыше 178 миллионов билетов были выигрышными.
По мнению Сергея Топилина, законопроект разрушит созданную децентрализованную систему выплаты выигрышей в лотерею, которая сегодня насчитывает более 45 тысяч розничных точек распространения лотерей по всей стране, при которой, в отличие от азартных игр, участник лотереи может получить выигрыш по билету в любой точке распространения, а не только там, где приобрел билет.
Цена унификации
Законопроект требует от операторов лотерей и распространителей лотерейных билетов открыть счета в ЕЦУПСе в обязательном порядке. Кроме того, их обяжут утвердить специальные правила внутреннего контроля.
В «Столото» считают, что такие требования повлекут за собой повальные отказы от распространения лотерей компаниями-партнерами. В «Почте России» уже официально прокомментировали, что в случае принятия поправок в Федеральный закон от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» будут вынуждены отказаться от реализации электронных лотерейных билетов, а также выплаты выигрышей по ним.
Аналогичной реакции ждут от большинства крупных федеральных сетей, на которые приходится более 100 тысяч точек распространения лотерей: Х5 Group (бренды «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель», «Чижик»), «Магнит», «О’КЕЙ», «Лента», «Ароматный мир», «Бристоль», «Красное и Белое», сети АЗС «Лукойл» и «Газпромнефть». Операторы лотерей указывают, что для этих компаний распространение лотерей не является профильным видом деятельности, и торговые сети вряд ли захотят тратить время и силы для перехода на новые правила работы.
Особенно если учесть, что, по прогнозам операторов лотерей, чрезмерное усложнение процесса покупки лотерейных билетов приведет к резкому падению спроса на них. А значит — резко упадут и доходы распространителей лотерейных билетов. Но если торговые сети могут позволить себе просто отказаться от убыточной деятельности, то специализированные сети продаж лотерейных билетов начнут закрываться, а это повлечет за собой сокращение тысяч рабочих мест, обращает внимание «Столото».
Принятие закона не потребует расходов из федерального бюджета, указано в финансово-экономическом обосновании к законопроекту комитета по экономической политике Госдумы РФ. О возможных потерях бюджета думские эксперты не пишут.
Сколько целевых отчислений получит бюджет, если законопроект примут? В «Столото» считают, что усложнение процессов приобретения лотерейных билетов и выплаты выигрышей приведет к снижению количества участников лотерей на 70-75 процентов от текущих показателей. Соответственно, снизится выручка от проведения лотерей, а вместе с ней — доходы бюджета в виде целевых отчислений на спорт и налоговых поступлений.
Только от продажи лотерейных билетов под брендом «Столото» в 2021 году целевые отчисления на поддержку спорта в российский бюджет составили 2,6 миллиарда рублей, а общий объем отчислений и сборов в бюджеты разных уровней — 7,5 миллиарда рублей.
Общий объем целевых отчислений от лотерейной деятельности в бюджет на конец 2021 года составил 17,6 миллиарда рублей, отчислений и сборов в бюджеты разных уровней РФ — 37,2 миллиарда рублей.
«Это бессмысленный и вредный законопроект, который может существенно сократить финансирование спорта в нашей стране, — считает Алексей Михайлов, независимый экономист, депутат Госдумы I-III созывов. — Законопроект, который вносится на формальных основаниях и который приведет к сокращению поступлений в бюджет, — это абсурд».
Централизация власти
Предлагаемые законопроектом поправки обязывают участников лотерей становиться клиентами Единого центра учета переводов ставок, неоправданно ограничивая их в выборе удобных для них законных платежных инструментов, обращают внимание как операторы лотерей, так и эксперты.
«В нынешних условиях, когда мы находимся под жесткими санкциями, внешнему давлению мы должны противопоставить максимальное развитие предпринимательской инициативы и внутренней конкуренции, — отмечает Алексей Михайлов. — А вместо этого нам предлагают централизацию всего и вся и искусственную монополию в придачу».
По мнению Олега Волченко, единственной стороной, которая может быть заинтересована в принятии данного законопроекта в его текущей форме, а конкретно — в создании Единого центра учета переводов ставок, может стать некая частная кредитная организация, которая будет распоряжаться большими оборотами больших денежных средств.
В компании «Столото» обращают внимание, что недавно вышедший на рынок оператор лотерей ООО «Спортивные лотереи» имеет схожий с Единым центром учета переводов ставок состав бенефициаров (Кремлев У.Н. и группа Банк ВТБ (ПАО). Возникает вопрос, нет ли тут нарушения федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Дело в том, что при заключении договора с ЕЦУПС все операторы лотерей будут предоставлять свои персональные данные. Получается, что благодаря общим бенефициарам с ЕЦУПС один из операторов может получить доступ к клиентским базам своих конкурентов. Существуют и другие риски недобросовестной конкуренции — например, ЕЦУПС может установить монопольные тарифы на обслуживание операторов с целью давления на конкурента.
Вряд ли кто станет отрицать, что для покупателей лотерейных билетов удобнее иметь выбор из разных вариантов оплаты и получения выигрыша. Более того, децентрализованная сеть выплаты выигрышей в лотерею стимулирует конвертацию небольших выигрышей в новые лотерейные ставки, считают в компании «Столото». По данным компании, получатели небольших выигрышей, как правило, тратят их часть на новые лотерейные билеты, что существенно увеличивает выручку от проведения лотерей, а вместе с ней и целевые отчисления на спорт.