В условиях нового кризиса многие страны, как развитые, так и развивающиеся, страдают от высокой инфляции, что вынуждает финансовые власти повышать ставки, делая вклады выгоднее, а кредиты дороже. Это, в свою очередь, усложняет жизнь заемщикам, снижает платежеспособный спрос населения и продажи бизнеса. В то же время на Западе растет популярность сервисов Buy Now Pay Later (BNPL, «купи сейчас, плати потом»). Первые из них появились в середине 2000-х, но прождали своего звездного часа полтора десятка лет. Еще недавно их называли одним из главных трендов в мировых финансах, а крупнейшим игроком на рынке грозился стать проект от Apple. В прошлом году свои аналоги запустили и российские финтех-компании. Между тем в секторе произошла небольшая революция, и теперь все внимание обращено на новый вариант еще не успевшего стать привычным явления. Долгий ящик — в материале «Ленты.ру».
Сочтемся
Механизмы, похожие на принцип Buy Now Pay Later, появились почти 200 лет назад и развивались параллельно с традиционными банковскими кредитами — в основном в западных странах и Индии. Поначалу они были ориентированы на крупные покупки: мебель, сельскохозяйственное оборудование, музыкальные инструменты. Постепенно перечень товаров расширялся, льготный режим распространялся на обыденные и даже повседневные расходы. Так появились современные продажи в рассрочку. Они привлекали клиентов простотой и отсутствием лишней волокиты. Однако на протяжении долгого времени такие услуги предоставляли сами магазины, а продавцы вручную вели книги учета задолженностей за тот или иной товар.
В начале XXI века на продажах в рассрочку решили зарабатывать финтех-компании. Этому способствовала возросшая популярность онлайн-покупок и повсеместное распространение безналичных платежей. Препятствием не стал даже крах пузыря доткомов, из-за которого, как считали многие, развитие интернет-индустрии должно было затормозиться. В зависимости от условий конкретного магазина и его партнера, рассрочка может быть платной или бесплатной для клиента. В первом случае отличие от банковского кредита — в возможности оформить все необходимые документы на месте, в том числе через интернет или мобильное приложение при покупке в онлайн-магазинах.
принято считать временем зарождения предшественников рассрочки и BNPL
Но даже если рассрочка бесплатна, это не означает, что магазин или внешний участник процесса ничего не зарабатывают. Выручка может быть скрыта в высоких комиссиях и штрафах за нарушение условия договора — например, за задержку очередного взноса. Более популярная схема предполагает, что главным выгодоприобретателем становится сторонний сервис. Его заработок складывается из отчислений торговой точки, которая благодаря рассрочке привлекает дополнительных покупателей — тех, кто не может позволить себе товар по полной цене. Похожим образом работают кешбэк-площадки: договариваясь с магазином, они за комиссию обеспечивают ему дополнительный приток клиентов, стремящихся получить назад небольшую долю трат. Сам кешбэк представляет собой часть такой комиссии от торговой точки.
Разделяй и погашай
Традиционный конкурент сервисов рассрочки — кредитные карты. В большинстве случаев предоставленные по ним средства тоже оказываются бесплатными для клиентов за счет льготного периода, продолжительность которого может достигать нескольких месяцев. Как правило, банки вовсе не рассматривают кредитные карты в качестве одного из видов кредита и назначают проценты (обычно сильно завышенные) лишь для того, чтобы замотивировать клиента не задерживать взносы. Основной их интерес заключается в повышенном заработке на эквайринге (предоставлении магазинам технической возможности приема банковских карт) и на межбанковской комиссии, которую банк-эквайер платит банку, выпустившему карту, из комиссии магазина. Расчет прост: чем активнее клиент будет тратиться, тем больше заработает кредитная организация — либо в качестве эквайера, либо в качестве эмитента.
Но и у кредитных карт есть ощутимые недостатки. Несмотря на кажущиеся простоту и удобство, они все же подразумевают контроль — как со стороны банков, так и со стороны национальных регуляторов. Перед оформлением придется пройти проверку на предмет надежности и платежеспособности, а слабая дисциплина может испортить кредитную историю. Поэтому банки нередко выступают партнерами магазинов в программах рассрочки. Это приводит к тому, что свойства разных продуктов смешиваются: сервис может быть полностью бесплатным для покупателя, но для пользования им необходимо предварительно оформить карту рассрочки. В России самыми яркими примерами стали карты «Халва» от Совкомбанка и «Свобода» от Хоум Кредит банка.
Последние годы все большую популярность набирают сервисы BNPL. Их принцип действия немного отличается от рассрочки. Во-первых, сервис всегда бесплатен для покупателя. Во-вторых, рассчитан на более мелкие покупки и короткие сроки. В большинстве случаев общая стоимость делится на три или четыре равных платежа, первый из которых спишется сразу, а остальные — через равные промежутки времени в течение пары месяцев. Как и в случае с рассрочкой, для оформления оплаты в несколько этапов требуется минимальный набор документов, некоторые сервисы и вовсе ограничиваются анкетными данными, номером телефона и адресом электронной почты. Отслеживать статус оплаты и график платежей можно в приложении BNPL-сервиса.
Заработок последнего складывается из комиссии, которую платят продавцы. Притом старейший игрок на глобальном рынке шведская Klarna утверждает, что этот платеж уже включает в себя комиссию за эквайринг, поскольку покупатель расплачивается специальной пластиковой картой Klarna, которая работает по принципу обычной банковской. Компания, в свою очередь, забирает себе часть межбанковской комиссии, а также использует остатки на карточных счетах пользователей для займов и инвестиций.
Родом с севера
Klarna была основана в 2005 году и первые несколько лет занимала фактически монопольное положение, однако сами по себе сервисы Buy Now Pay Later тогда не пользовались нынешней популярностью. В начале 2010-х на рынок начали выходить новые игроки, в первую очередь американская Affirm и австралийская Afterpay. У Klarna по-прежнему самый большой выбор магазинов из самых разных областей, а также дополнительные возможности. Опция Pay in 30 позволяет отсрочить оплату на 30 календарных дней. О делении на несколько равных долей речи не идет — покупателю просто предоставляется возможность опробовать товар перед окончательной оплатой.
Еще одна функция, пока не заимствованная конкурентами, — Financing, по сути, обычный кредит на срок от полугода до трех лет. Утверждается, что часть расходов по выплате процентов по-прежнему берет на себя продавец. Но и на покупателя ложится заметное бремя: ставка может достигать 18,9 процента годовых, хотя Klarna называет ее небольшой.
Affirm, в свою очередь, может похвастать эксклюзивным партнерством с крупнейшим в мире маркетплейсом Amazon, а Afterpay в ноябре начала работать с подписками. Теперь ее клиенты могут расплачиваться равными долями за просмотр сериалов на Netflix или абонемент в тренажерный зал. В начале года австралийская фирма была выкуплена компанией основателя Twitter Джека Дорси Block Inc.
Также заметными игроками считаются сервис от ветерана платежного рынка PayPal, Splitit, Sezzle, Perpay, Openpay, Quadpay, LatitudePay. Осенью прошлого года новое для себя направление решила развивать одна из двух ведущих мировых платежных систем — Mastercard. Приложение Mastercard Installments запустили в начале 2022-го, правда, пока оно работает только в США, Великобритании и Австралии. Однако Mastercard не вступает в отношения с магазинами-партнерами напрямую — она лишь выступает посредником между ними и банками, становясь своего рода финансовым маркетплейсом. Любая кредитная организация в странах, где работает сервис, может вступить в программу и предлагать своим клиентам услуги BNPL.
Подключились
Специалисты ожидают скорого наплыва в индустрию BNPL-банков, что, скорее всего, приведет к размытию изначального продукта и его особенностей, как это в свое время случилось с покупками в рассрочку. Так уже происходит в России, где один из ведущих игроков зарождающегося рынка BNPL — сервис «Долями» от Тинькофф банка. Именно материнская структура временно предоставляет магазинам-партнерам средства — до тех пор, пока клиент полностью не расплатится за покупку. Конкуренты «Долями» — сервис «Сплит» от «Яндекса» и «Мокка».
Но самым громким получился анонс другого лидера своей отрасли — Apple. С прошлого лета корпорация анонсировала собственное решение Apple Pay Later, негласным партнером которого стал один из старейших и крупнейших банков США — Goldman Sachs. Он будет оплачивать покупку за клиентов Apple, предоставляя торговым точкам необходимые оборотные средства. Ожидается, что новая функция будет интегрирована в приложение бесконтактной оплаты Apple Pay в свежей версии операционной системы IOS. Между тем Goldman Sachs продвигает и собственный BNPL-сервис под названием MarcusPay. Пока он доступен только в США, зато уже сотрудничает с бюджетной авиакомпанией JetBlue, предлагая оплачивать билеты на ее рейсы долями.
Появление Apple Pay Later уже вызвало переполох на рынке BNPL, хотя основные участники утверждают, что не боятся столь грозного соперника. Индустрия, только недавно вышедшая на пик популярности, переживает в последние месяцы не лучшие времена. Российская спецоперация на Украине, вызванные ею инфляция и перебои с поставками ударили по потребительскому спросу. Многие страны сталкиваются с риском рецессии, рыночные ставки под воздействием политики центробанков растут, а количество денег в экономике сокращается ради борьбы с ростом цен. В этих условиях глобальная выручка Klarna уже снизилась по итогам первого квартала на 10 процентов. Apple с ее возможностями и клиентской базой может лишь усугубить проблемы старожилов.
Дело за крупным
Тем не менее у индустрии есть возможности для развития. Главной из них называют смену целевой аудитории и переключение с людей на компании в качестве клиентов. Нишу уже занимают стартапы, вызывающие интерес у венчурных (вкладывающихся в бизнес на ранних стадиях развития) инвесторов. Берлинский Mondu недавно привлек 43 миллиона долларов, в том числе от известного технологического предпринимателя Питера Тиля. Основатель и глава проекта Мальте Хаффман прогнозирует, что в обозримом будущем ежегодный объем глобального рынка Buy Now Pay Later для бизнеса достигнет 200 миллиардов долларов. Для сравнения: оборот классических BNPL-покупок в прошлом году составил 157 миллиардов долларов — 2,9 процента от всей мировой электронной коммерции.
В пользу новой концепции говорят гораздо большие потребности среднего предприятия по сравнению с человеком. К тому же компании с готовностью рассмотрят дополнительный способ финансирования сделок, говорят эксперты, особенно если он, по аналогии с розничным сектором, будет для них бесплатным. Финтех-компании, в отличие от банков, могут позволить себе такие условия благодаря тому, что несут меньшие затраты и не привлекают средства вкладчиков. К тому же ориентированные на бизнес BNPL-сервисы наверняка смогут рассчитывать на щадящее регулирование со стороны властей, традиционно считающих, что предприятия по сравнению с людьми подходят к тратам более взвешенно.
BNPL-сервисы по-прежнему вызывают у многих скептицизм. Аналитики отмечают, что поколение миллениалов в очередной раз «изобрело» старую добрую рассрочку. Регуляторы опасаются, что посредством долевой оплаты население будет все больше втягиваться в безудержное потребление и несерьезно относиться к заимствованиям. Однако этот сектор экономики уже привлек крупных игроков и доказал свою состоятельность. Теперь за счет небольшой смены концепции он может преодолеть текущие трудности, поменяв отношение к процессу покупок.