На Disney+ вышли первые серии «Женщины-Халка: Адвоката», нового супергеройского сериала Marvel с крайне несуразной, но потому безумно дерзкой концепцией. Восьмым телепроектом четвертой фазы кинематографической вселенной стало парадоксальное шоу о сильной во всех смыслах женщине, русскоязычному названию которого, при всей его профемнаправленности, явно не хватает феминитивов. Чего еще ему недостает — в материале «Ленты.ру».
Кто защищает суперзлодеев в суде? Кто превращается в зеленого монстра при малейшей вспышке агрессии? Кто пытается устроить личную жизнь, но натыкается только на жаждущих разрушительного монструозного секса парней? Женщина-Халк! Получившая суперспособности от двоюродного брата Брюса Бэннера (Марк Руффало) в результате кровосмесительного (буквально, если что: измазалась кровью родственника) несчастного случая адвокат Дженнифер Уолтерс (Татьяна Маслани) приходит к выводу, что карьера супергероини ей неинтересна. А вот юридическая практика, которой она занималась и до своего озеленения, благодаря новой эффектной внешности может пойти резко в гору, — и Дженнифер устраивается в контору, представляющую в суде интересы таких одиозных личностей, как Мерзость, Дикобраз, Человек-бык и Лягушка-прыгун.
Кадр: сериал «Женщина-Халк: Адвокат»
Право, менее идиотское описание нового сериала Marvel смотрелось бы совсем неорганично: в этом проекте все, начиная с сюжетной завязки и заканчивая нелепым названием, обещает как минимум бесстыдный и потому увлекательный фарс. Вторит этому и то, что шоураннеркой проекта выступила Джессика Гао, создательница одного из самых запоминающихся эпизодов «Рика и Морти» про Рика-огурца — если уж кто и может создать марафон феерического безумия с позеленевшими персонажами, то именно она.
И как раз такой балаганный, несерьезный тон поначалу берет новый проект Marvel. Дженнифер постоянно ломает четвертую стену, едко комментируя происходящее на экране, беспощадно бухает (халковский метаболизм, позволяющий употреблять сколь угодно алкоголя и не пьянеть, из всех суперспособностей почему-то радует героиню больше всего) и выпытывает у брата, потерял ли Капитан Америка девственность. После наспех пересказанной предыстории возникновения Женщины-Халка с парой-тройкой классических для супергеройского кино сцен CGI-баталий, в которых героиня Маслани свирепо месится с самим Халком-Бэннером, мы наконец видим Дженнифер в деле — у скамьи присяжных, выступающую с заключительным словом. Конечно, выступление прервет появление суперзлодейки — инфлюэнсерки Титании (Джамила Джамил), и, разумеется, прения сторон перерастут в агрессивную перестрелку мебелью.
Кадр: сериал «Женщина-Халк: Адвокат»
Тем обиднее, что уже во втором эпизоде от этой залихватской абсурдности не остается почти ни следа, — шоу зачем-то пытается вести себя как более-менее реалистичная судебная комедия о сильной женщине, пробивающей себе карьерный путь сквозь стеклянный потолок, несмотря на препятствия.
Проблема в том, что в вопросах феминизма студия Marvel, проекты которой никогда в особой вдумчивости и глубине замечены не были, едва ли может поведать что-то, чего на телеэкранах не обмусоливали бы уже годами
«Женщина-Халк» просто не находит никаких новых мыслей для высказывания о тяжелом положении женщин что в мужском, что в супергеройском мире, и все ее потуги на этом поприще приобретают скорее извинительный тон: вот и мы, мол, для подобного диалога созрели. Оттого вторичными кажутся и регулярные сломы четвертой стены — все-таки в гениальной «Дряни» Фиби-Уоллер Бридж этот метод был исполнен куда более мастерски. Ну, а шутки героини о работе и отношениях с понижением градуса абсурдистского угара становятся попросту вымученными.
И не сказать что концепция «Женщины-Халка» не выглядела многообещающей — шоу приготовило для поклонников целый пантеон забытых суперзлодеев, которых Дженнифер придется защищать в суде. Но уже при столкновении с первым из них — Мерзостью в исполнении Тима Рота — становится очевидно, что сериал скорее окажется блеклым призраком проекта, обещанного в трейлерах. И, конечно, можно надеяться на то, что через пару-тройку эпизодов «Женщина-Халк» снова наберет темп (ожидается, в частности, возвращение Сорвиголовы в исполнении Чарли Кокса), однако пока примеры всех марвеловских шоу говорят скорее об обратном — даже когда речь идет о самых нестандартных и визуально избыточных сериалах вроде «Ванды/Вижна» и «Локи».
Кадр: сериал «Женщина-Халк: Адвокат»
Если говорить откровенно, потенциалом для развертывания абсурдистской комедии обладают вообще чуть ли не все супергерои Marvel: тут вам и школьник, ползающий по стенам, и доктор, превращающийся в зеленого монстра из-за вспышек агрессии, и человек-муравей, и лучник — лучник в XXI веке, борющийся в том числе с инопланетными захватчиками на космических кораблях! Однако попасть в полноценную китчевую комедию за все время существования франшизы умудрились только скандинавский бог-громовержец, его сводный брат да группа космических бродяг-авантюристов.
«Женщина-Халк» ближе других подбирается к этому запретному плоду, но так его и не срывает. И дело, конечно же, не в отсутствии у Джессики Гао фантазии (шоураннерка, отметим, также писала сценарии для «Робоцыпа» и «Силиконовой долины», а за работу над последней даже была номинирована на пару наград). Деньги от Marvel всегда идут в комплекте с контрактом на продажу души (ну или творческой свободы) — и разница с другими супергеройскими проектами здесь в том, что в случае с Гао свидетельство об этом удалось получить прямиком из первых уст. В интервью порталу Collider она дала пронзительный комментарий о работе на медиагиганта, чужеродно затесавшийся между абзацами благодарностей и восторженных откликов:
Мне просто с самого начала пришлось принять, что Marvel — гигантская, неуклюжая и вечно работающая машина, которая будет двигаться вперед — с тобой или без тебя. Ты можешь на нее запрыгнуть, можешь уйти с ее пути или же лечь под нее. В какой-то момент просто приходится отдаться ей, потому что эта машина слишком массивна. Она больше, чем ты
Словом, какой бы грандиозной ни была задумка и сколь бы яркими ни были стоящие за ней люди, в конце концов все (хоть в чем-то фильмы Marvel оказались правы) сводится к столкновению с монстром — и тут уж либо сражаться с ним, либо бороться с самим собой. Гао, которая до «Женщины-Халка» штурмовала Marvel со своими концепциями как минимум трижды, выбрала второй путь — ну а кто, соблазненный на работу чем-то крупным и зеленым, поступил бы иначе?
Сериал «Женщина-Халк: Адвокат» (She-Hulk: Attorney at Law) выходит на платформе Disney+