«Лента.ру» продолжает цикл публикаций о самых известных бандах СССР. Своей дерзостью и жестокостью бандитские группировки советских времен ничуть не уступали тем, что появились в лихие 90-е на руинах СССР. В прошлый раз речь шла о том, как члены банды «гастролеров» колесили по городам СССР, где убивали милиционеров и инкассаторов. Сегодня наш рассказ — о жестокой банде братьев Билык, младшему из которых было всего 15 лет. Братья вместе с приятелем промышляли кражами и мошенничествами, но однажды решили сыграть по-крупному и задумали ограбление инкассаторов в Куйбышеве. Готовясь к налету, они захватили два автомата Калашникова, расправились с водителем из-за его автомобиля и расстреляли двух сотрудников ГАИ. Братья упрямо шли к цели, но в какой-то момент допустили роковую ошибку.
«Бандиты, понимая, что гаишники от них не отвяжутся, решились их убрать. Билык-старший нажал на тормоз, а Ставничий взял автомат. Милиционеры остановились неподалеку и первыми вышли из своего автомобиля. Этого и ждали преступники. Ставничий выскочил из салона и практически в упор стал расстреливать милиционеров» (Из книги Федора Раззакова «Как братья-разбойники стали душегубами»).
***
Один из участников банды Петр Билык родился в 1955 году в поселке Комсомолец Кустанайской области Казахской ССР. Родители Билыка, у которых, помимо Петра, росли сын и дочь, трудились в местном колхозе. Спустя шесть лет в семье появился еще один ребенок — Владимир. Младший брат во всем подражал Петру, имевшему весьма непростой характер.
Билык-старший был очень обаятельным, но вместе с тем слыл хулиганом и драчуном. В 16 лет он влился в шайку подростков и начал воровать со складов местного завода. Руководил юными преступниками Афанасий Ставничий, которого односельчане называли Фоней. Он был сожителем Елены Билык, сестры Петра. Уроженец поселка Красная Горка Оренбургской области, Ставничий воспитывался матерью-одиночкой, которой приходилось работать водителем грузовика, чтобы заработать на хлеб.
Первый срок Афанасий получил в 1966 году — за хулиганство. Репутация Ставничего была дурной: в прошлом самбист, он отличался крайне неуравновешенным нравом.
Освободившись в первый раз, Ставничий переехал в Комсомолец, где познакомился с Еленой Билык и стал вхож в ее семью. В феврале 1969 года Афанасий вместе с Петром попались на краже: Билык получил два года, Ставничий — три. Позже к этим «ходкам» прибавилось еще по одной — вновь за воровство: и Петр, и Афанасий отсидели еще по два года.
25 сентября 1976 года Билык вместе со своим приятелем, 21-летним Владимиром Виноградовым, распивал спиртное. Застолье обернулось крупной ссорой: от слов молодые люди быстро перешли к драке. В какой-то момент Виноградов неудачно упал, ударился головой об асфальт и потерял сознание. А Билык вместо того, чтобы вызвать «скорую», бросил противника и ушел.
Игры в «куклы»
Виноградова в итоге нашли случайные прохожие. На больничной койке пострадавший провел два дня и скончался, не приходя в сознание. Эта новость шокировала Петра: за советом он отправился к Ставничему — и тот предложил вместе бежать из поселка.
Узнавший об этом 15-летний Владимир, к тому моменту ставший вором, упросил беглецов взять его с собой. Их путь лежал в Новосибирск, где жили бывшие сокамерники Афанасия. Прибыв в город, братья Билык и Ставничий сначала перебивались случайными заработками. Но бедная жизнь троице быстро надоела, и они придумали мошенническую схему, главная роль в которой отводилась артистичному Петру.
Выбрав в Новосибирске несколько магазинов, Билык-старший стал ходить туда с папкой в руках. Деловито прохаживаясь вдоль прилавков, он всячески изображал из себя сотрудника магазина. На это порой клевали покупатели, которые охотились за дефицитными товарами. Чтобы они не заподозрили подвоха, Петр заставлял их уламывать его достать что-то ценное. В назначенный час покупатели с оговоренной суммой приходили к магазину, а навстречу им с неизменной папкой в руках выходил Петр. Завернув полученные купюры в бумагу, Билык просил ручку — якобы подписать самодельный конверт. И пока жертвы рылись в сумках, Петр клал наличные на папку и незаметно переворачивал ее.
На обратной стороне папки лежал такой же бумажный сверток, но с нарезанной в форме рублей бумагой внутри. Подписав «куклу», Билык делал вид, что забыл о неотложном деле, возвращал конверт с бумагой жертве и, договорившись о новой встрече, сразу же скрывался.
Шальные деньги окончательно испортили троицу: со временем им стало мало добычи от трюка с «куклой», и они задумали ограбить инкассаторов в Куйбышеве (ныне Самара), куда отправились 17 мая 1977 года. В поезде №204 «Новосибирск — Кемерово» сообщники познакомились с курсантами Кемеровского высшего военного училища связи.
Заметив, что курсанты вооружены автоматами Калашникова, бандиты решили действовать: новые знакомые легко согласились выпить с троицей. Когда пьяные курсанты расслабились и даже задремали, братья Билык и Ставничий незаметно забрали у них два автомата и восемь магазинов с 240 патронами, а затем выскочили на ближайшем полустанке.
Смерть на колесах
На перекладных троица добралась до ближайшего города — Саратова. Сняв небольшую комнату, первым делом они отпилили у автоматов приклады, чтобы оружие было удобнее носить в сумке. Однако наличие краденного оружия сильно нервировало Петра Билыка. Несмотря на это, он носил автомат с собой, боясь за его сохранность в незнакомом городе.
В начале июля 1977 года нервозность молодого человека заметил шедший по улице Ленина начальник ОУР Кировского РОВД Юшков. Остановив подозрительного незнакомца, милиционер попросил у него документы: их у Билыка при себе не оказалось. Тогда Юшков повел Петра в отдел, и несколько минут спустя тот попытался ударить стража порядка ножом.
Однако Юшков успел вовремя отпрыгнуть в сторону: воспользовавшись заминкой, Билык бросил сумку с автоматом на землю и бросился бежать. Выскочив на дорогу, он остановил машину и, приставив нож к горлу водителя, заставил того выйти из салона. Сев за руль, бандит ударил «по газам» и скрылся. Вечером раздосадованные сообщники, выслушав рассказ Петра, все-таки решили не оставлять идею о налете на инкассаторов — у них при себе оставался еще один автомат. Но для дела бандитам нужен был автомобиль, искать который они отправились в Краснодарский край.
Угонять машину троица не хотела — автомобиль сразу же оказался бы в розыске. Вместо этого они решили похитить транспорт, убив водителя. Вскоре нашелся подходящий кандидат: житель Краснодара Владимир Суховерхов, владелец «Жигулей» с госномером 70-92 ЧИЖ. Он легко шел на контакт и не чурался общения с маргиналами.
Выслушав просьбу бандитов отвезти их на свадьбу в город Томашевск за 30 рублей, Суховерхов согласился. Накануне поездки братья Билык сшили вместе два больших мешка. 13 октября 1977 года компания отправилась в путь: рядом с Суховерховым сел Ставничий, а сзади — братья Билык. В руках Петра был журнал «Крокодил», в который он завернул железную болванку.
«Сломали руки, ноги и голову»
Дождавшись, когда машина окажется в безлюдном месте на окраине поселка, Ставничий попросил Суховерхова остановиться, чтобы сбегать «по нужде». Водитель выполнил просьбу и получил удар болванкой по голове — не дожидаясь, пока он придет в себя, Петр трижды ударил его ножом в грудь.
После этого Билык-старший перетащил тело на заднее сиденье и сам сел за руль, а его младший брат удерживал тело убитого в сидячем положении. Добравшись до станицы Новорождественская, бандиты принялись упаковывать тело жертвы в мешок. Погибшему ломали кости, чтобы его тело лучше входило туда.
Ноги Суховерхова сломали, руки и шею сломали. А потом тело затянули в мешковину
По пути в сторону Тихорецка, на 89-м километре трассы, преступники взяли с собой лежавший на обочине кусок бетона с торчащими кусками арматуры.
Его подельники планировали привязать к мешку с телом перед тем, как сбросить его в водоем. Но после того, как бандиты переехали через Аксакайский мост, у их машины лопнуло колесо. Остановив ее в укромном месте, Билык-старший принялся за замену. В это время его сообщники полностью раздели убитого Суховерхова, а затем сожгли все личные вещи водителя вместе с окровавленными чехлами для сидений. После этого бандиты бросили тело и отправились в сторону Новочеркасска.
Когда на улице стемнело, выяснилось, что у «Жигулей» работает только одна фара. Это привлекло внимание сотрудников ГАИ, дежуривших на автодороге Харьков — Ростов, — младшего сержанта Геннадия Богатикова и старшего сержанта Георгия Вернигорова. Требование остановиться Билык проигнорировал, и гаишники начали погоню за «Жигулями».
Но вскоре бандиты поняли: скрыться им не удастся. Тогда они решили убить милиционеров: Билык остановил машину у развилки шоссе на Воронеж, а Ставничий приготовил автомат
Милиционеры Богатиков и Вернигоров тоже остановили свой автомобиль и направились к «Жигулям»: в этот момент на дорогу выскочил Ставничий и открыл огонь на поражение.
«Обстреляли, сволочи»
Первым под огнем оказался младший сержант Богатиков. Он попытался было укрыться за служебной машиной, но получил ранение в грудь: пуля прошла через легкое и застряла в позвоночнике. По роковому стечению обстоятельств из двоих напарников только у Богатикова был пистолет.
Безоружный старший сержант Вернигоров ничем не мог ему помочь и бросился бежать, но сразу же получил семь пуль. Ставничий подбежал к нему и добил выстрелом в голову. По другой версии, гаишники все же смогли обогнать бандитов и своей машиной преградили им путь. Вернигоров вышел на дорогу первым, и поэтому Ставничий сначала открыл огонь именно по нему. В это время второй гаишник, Богатиков, залег в траве и начал стрелять из пистолета, но был ранен ответным огнем. Он прекратил стрелять, и тогда Ставничий сделал контрольный выстрел в голову его коллеги.
Бандит не стал добивать Богатикова, очевидно, решив, что тот уже мертв. Бросив свои «Жигули», убийцы сели в служебную машину ГАИ с госномером 10-91 РОФ. Когда они уезжали с места перестрелки, Богатиков из последних сил выстрелил им вслед: пуля попала в двигатель, и оттуда стало вытекать масло.
После того как преступники скрылись, милиционер нашел в себе силы подняться и вышел на дорогу. Там его около двух часов ночи заметил водитель рейсового автобуса «Краснодар — Каменск» и бросился на помощь.
Когда к Богатикову выбежал водитель автобуса, гаишник прошептал: «Обстреляли нас, сволочи» — и попросил, чтобы у него взяли пистолет. После чего потерял сознание. Но его фраза про «нас» заставила водителя осветить фарами прилегающую местность. И вскоре был найден второй гаишник — Вернигоров
Раненого Богатикова на «Икарусе» повезли в больницу Новочеркасска, но при въезде в город он скончался. У него остались жена и пятилетний сын. Тем временем Билыки и Ставничий доехали до рабочего поселка Каменоломни, находящегося в 35 километрах от места расстрела милиционеров.
Они бросили заглохший из-за повреждения автомобиль и отправились в Комсомолец. Под надуманным предлогом они потребовали у своих родственников как можно быстрее сменить место жительства. Билыки знали, что их будут искать и рано или поздно придут к их близким, а потому хотели усложнить сыщикам работу.
Сестра, брат и мать Петра и Владимира (их отец к тому времени скончался) спешно отправились в станицу Медведковскую
Там у них был практически отстроен новый дом. Между тем идею напасть на инкассаторов бандиты не оставили: они добрались до Куйбышева и закопали автомат в одном из окрестных лесов — до лучших времен, пока не уляжется история с убийством гаишников.
Ход экспертов
Между тем в Ростове-на-Дону для поиска убийц милиционеров создали штаб под руководством главы областного УВД Геннадия Кольцова: операция получила кодовое название «Юг». Сразу после обнаружения расстрелянных гаишников в регионе ввели план розыска «Сирена», но он не дал результатов.
Зато в «Жигулях», брошенных бандитами, следователи нашли рецепт, который в свое время выписали ребенку убитого водителя Суховерхова. Они предположили, что владелец машины тоже убит: под подозрение сразу же попал один из знакомых Суховерхова с уголовным прошлым, но эта версия не подтвердилась. Спустя некоторое время сотрудники Уголовного розыска нашли тех самых кемеровских курсантов, у которых преступники похитили автоматы Калашникова. И хотя военные плохо помнили своих попутчиков и особо помочь следователям не смогли, сыщики наткнулись на одну важную зацепку.
Оказалось, что в спешке, выбегая из поезда, Билыки и Ставничий забыли в поезде портфель с личными вещами. Эксперты-криминалисты изучили его содержимое, а также тщательно обследовали обе машины, брошенные бандитами. Они пришли к уверенному выводу — и в поезде, и за рулем «Жигулей», и в салоне служебной машины ГАИ побывал один и тот же человек.
Спустя месяц сыщики установили его имя — Петр Билык. Прибыв по месту прописки подозреваемого, оперативники обнаружили, что дом пуст. Ничего не принес и опрос соседей — куда отправилось все семейство Билыков, они не знали. Спустя пару дней благодаря отпечаткам пальцев сыщики установили личность еще одного бандита — Афанасия Ставничего.
Но и его в Комсомольце оперативники найти не смогли. Тогда они решили пойти другим путем: искать место, откуда Билыки везли все свои вещи.
Так как вещей у Билыков было много (значит, вещи могли отправлять по железной дороге в контейнере), надо было обследовать все железнодорожные станции в ближайших областях. Начали с Челябинской области и не ошиблись: на станции Троицкая была найдена квитанция, по которой Билыки отправили контейнер в Краснодар, Красная улица, 63
«Ребята, вы что-то напутали!»
Когда в начале декабря 1977 года оперативники прибыли на Красную улицу, их ждало разочарование — они попали на стройку телеграфа. Однако скрыться Билыкам так и не удалось: в тот же день милиционеры установили дом в станице под Краснодаром, где те прятались, и решили некоторое время понаблюдать за ним.
8 декабря сидевшие в засаде оперативники увидели, как в дом заходит Петр Билык
Они договорились выманить его на улицу и задержать. По станице пустили слух о том, что прибыла милиция и ищет убийц милиционеров. И это сработало: через некоторое время из дома под наблюдением выскочили братья Билык и бросились в камыши.
На требование остановиться и поднять руки вверх Петр лишь воскликнул: «Ребята! Вы что-то напутали, ребята». Однако, увидев направленные на них пистолеты, сопротивляться братья не стали и легли на землю. Владимира от ужаса стало трясти.
Настолько дрожь Владимира была сильна, что даже без допроса можно было сказать — да, он участник банды
По другим данным, Петра задержали, сбив с ног во дворе, а Владимира застигли врасплох в одной из комнат дома. На допросах оба молчали, но вели себя по-разному: Петр — развязано и нагло, а Владимир — растерянно. Ставку следователи сделали именно на младшего брата и не прогадали: шокированный убийствами Владимир очень сожалел об участии в банде.
Когда сыщики сказали ему, что оставшийся на свободе Афанасий Ставничий может снова взяться за оружие, Билык-младший согласился показать, где спрятан автомат. Между тем в день, когда Владимира готовили к этапированию в Куйбышев, к пустому дому Билыков на «Москвиче» в компании троих собутыльников подъехал Ставничий.
Он поднялся на крыльцо, и тут его окликнул один из милиционеров, сидевший в засаде. Выхватив нож, Ставничий кинулся на стража порядка и был застрелен. Узнав об этом, Петр Билык сразу стал валить всю вину на мертвого подельника, выставляя себя и брата жертвами обстоятельств.
«Хочу достойно умереть»
Тем временем, раскопав в лесу автомат, следователи и Владимир вернулись обратно. За допросы Билыка-младшего взялся старший следователь Ростовской областной прокуратуры Владимир Кардаш. Зная, что преступник очень привязан к старшему брату, и эта привязанность в нем постоянно борется с чувством страха и справедливости, сыщик действовал очень осторожно.
Я не хотел быть по отношению к Владимиру Билыку охотником и загонять его в угол. Я хотел, чтобы он почувствовал правду этого дела, а правда заключалась в том, что старший брат его погубил и что теперь ему, Владимиру, надо спасать себя. Позиция его эгоизма, разумного, если хотите, эгоизма, совпадала с позицией справедливости. Я ее поддерживал
Тактика Кардаша в итоге оказалась успешной: Владимир признался, что в гаишников стрелял Ставничий, а водителя Суховерхова зарезал его брат. Признавал Билык-младший и свою вину, как соучастника всех преступлений.
Я хочу одного — достойно умереть
Услышав на суде, как брат дает против него показания, Петр Билык попытался покончить с собой. Однако он выжил, и после перерыва слушания продолжились. Приговором суда от 9 августа 1978 года Владимиру назначили 15 лет лишения свободы. Петр получил высшую меру наказания и подал кассационную жалобу.
Впрочем, приговор в итоге остался неизменным, и через несколько месяцев Билыка казнили. Милиционеров Богатикова и Вернигорова похоронили на месте их расстрела и посмертно наградили Орденами Красной Звезды.
***
История банды братьев Билык нашла свое отражение в фильме «Грачи», снятом в 1982 году. Роль Петра Билыка в нем исполнил Леонид Филатов. Однако, по мнению бывшего начальника Новочеркасской следственной тюрьмы N3 Михаила Гурина, образ бандитов в киноленте сильно отличается от их реальных прототипов.
Братья Билыки на поверку оказались не такими уж романтическими героями. Обычные убийцы и мерзавцы