На IVI и Okko вышел сериал «Химера» — криминальная драма о том, как в 2010-х российский наркобизнес вышел в даркнет и тем самым обрел абсолютно чудовищные масштабы. «Лента.ру» рассказывает, каким получился этот дерзкий и напряженный сериал, снятый авторами «Хрустального» Олегом Маловичко и Душаном Глигоровым.
У пожилого бизнесмена Татаринцева по прозвищу Татарин (Андрей Смирнов) и его сына Сергея (Егор Корешков) есть традиция. Каждый вечер они созваниваются, чтобы сделать ход в почти бесконечной шахматной партии. Это необременительная тренировка, которая требуется их семейному предприятию — торговле наркотиками. На дворе 2012 год, и шахматная партия вскоре переходит в реальность — когда коллега и конкурент Карим (Лаваш) Рахмонов (Игорь Миркурбанов) дерзко сжигает фуру Татарина со спрятанным в бананах преступным грузом. Холодная нарковойна уверенно переходит в горячую фазу.
Кадр: сериал «Химера»
Зарождающаяся бойня на руку оперу Косте Конькову (Александр Кузнецов), который как раз прибыл на работу в питерский ФСКН. В родном Екатеринбурге Коньков тоже боролся с наркотрафиком и даже внедрялся в банду — об этом свидетельствуют синие воровские звезды на плечах и вытатуированный на полтуловища крест. Тогда Костю вычислили, похитили беременную жену, подсадили ее на героин — так что теперь Конькова мучает совесть как за нее, так и за искалеченного ребенка, родившегося с ломкой. Он жаждет войны на истребление — и стычка Татарина с Лавашом, кажется, позволит огонь этой войны разжечь.
Примерно в это же самое время на питерской окраине как может выживает Дима по прозвищу Джус (Эльдар Калимулин) — аутичный подросток, который идет в наркокурьеры, чтобы собрать деньги на операцию малолетнему брату. Во время одной из продаж Джуса осеняет первая революционная мысль: товар можно передавать не из рук в руки, а через закладки. А затем появляется и вторая — торговать не по знакомым, а через интернет. Вскоре смышленый курьер собирает команду и организует в темном сегменте сети анонимный магазин под названием «Химера», который быстро поставит под угрозу привычные старые схемы наркобизнеса.
Кадр: сериал «Химера»
Отечественное кино темы наркотиков — очевидно, одной из самых животрепещущих и болезненных в современной России — исторически не то сторонится, не то стыдится. Про позорные моралистские опыты вроде «Тисков» Валерия Тодоровского не хочется вспоминать. Любопытным подход к теме был, пожалуй, в классике вроде «Иглы» Рашида Нугманова и эпизоде с песней «Телефонные парни» из «Кризиса среднего возраста» Гарика Сукачева. В последнем фигурировал Федор Бондарчук, а нежный привет этой самой сцене совсем недавно передавал сериал «Псих», который, как известно, написала Паулина Андреева, а сам Бондарчук и поставил. Однако эти — до обидного редкие — случаи обращения к проблеме запрещенных веществ всякий раз норовят спикировать в экзистенциальную или даже мистическую плоскость. Всякий трип для отечественного героя является лишь свидетельством более или менее тонкой душевной организации, морального падения или духовного поиска. Никакого реального (то есть предметного и не плакатного) разговора о проблеме наркотиков в российском кино доселе не было и даже не намечалось. Русского «На игле» или аналога недавнего замечательного сериала «НольНольНоль» у нас до нынешнего момента не появилось. Сериал «Химера» отсылает как раз к «НольНольНоль» — подробному и неожиданно человечному исследованию кокаинового трафика.
«Химера» открывается титром, который крайне брутально сообщает, что за время, пока мы смотрим серию, в России от наркотиков умрет один человек
Надпись имеется только в первой серии, но это и к лучшему — если бы она была в каждой, то получились бы какие-то «Байки из склепа», а создатели сериала предельно серьезны, хотя и уверяют, что «все совпадения случайны». Серий, кстати, десять.
Создателями выступили сценарист Олег Маловичко и режиссер Душан Глигоров, которые вместе уже работали над одним из главных прошлогодних сериальных хитов под названием «Хрустальный». История о провинциальном городе, в котором много лет орудует маньяк, насилующий и убивающий детей, оказалась ближе всего к статусу и титулу «русского "Настоящего детектива"». Зеленые и болотистые пространства юга России уже давно просились в декорации неоготического триллера: бандиты, проститутки, жаркий темперамент. Не хватало только мента с душевной травмой и насильника, который эту травму ему нанес. Маловичко в «Хрустальном» показал, что по-настоящему жесткие истории вполне востребованы отечественным зрителем, что «доброго» кино он уже переел и теперь готов к тому, что сериалы могут доставить серьезный внутренний дискомфорт. Глигоров выстроил для этих целей яркие и емкие кадры с контрастом серой Москвы и теплого, как цветущий лиман, юга.
Кадр: сериал «Химера»
«Химера», работа над которой, по-видимому, шла в стык с «Хрустальным», если ли не параллельно (между сериалами чуть больше года), идет в этом направлении еще дальше. Для Маловичко это, кстати, еще и работа над ошибками — после «Тисков», к которым он приложил руку 15 лет назад. Действие «Химеры» сосредоточено в Петербурге, но город трех революций на этот раз будто отброшен в прошлое. После «Прогулки» Алексея Учителя и «Питера FM» Оксаны Бычковой этот город все чаще снимали как солнечный европейский мегаполис. В «Химере» это снова серый, холодный и опасный Питер из балабановского «Брата» или даже отчаянно отсыревший «Бандитский Петербург». Это город рейвов, рейдов и шавермы, в котором даже криминальные бизнесмены не чувствуют себя до конца защищенными.
Правильно выстроенная ретродекорация без явных анахронизмов здесь выступает в качестве каркаса, питательной среды, в которую вписана сложная интрига — непривычно разветвленная даже для лучших российских фильмов и сериалов. Три полноценных сюжетных линии обеспечивают энергичный ритм и быстрый темп, позволяющие на скорости проскакивать мелкие сценарные недочеты. Несмотря на всю мрачность повествования, «Химера» быстро затягивает и заставляет проглотить десяток серий залпом — благо сериал выпущен целиком. Никаких вторых сезонов здесь не предполагается, перед нами законченная история с объемными героями — среди которых при этом нет ни одного положительного. Здесь никого не жалко, но все в разной степени вызывают сочувствие. А главное — это редкий случай, когда российское кино работает с настоящей реальностью, не жертвуя при этом ни художественными средствами, ни драматургией, ни, собственно, достоверностью происходящего. Но все совпадения, напомним, совершенно случайны.
Сериал «Химера» вышел на IVI и Okko