Осень традиционно считается временем для хандры, но новые музыкальные релизы сентября говорят об обратном. В них много ярости, экспериментов и мрачных тем — возможно, не лучший рецепт от уныния но точно рабочий. «Лента.ру» рассказывает, какие новинки месяца стоит послушать: от нагроможденного альбома Бьорк Fossora до речитатива Игги Попа, от безрадостных синглов Оксимирона до продлевающего лето Антохи MC, от задорных песен Pixies до бросающего вызов смерти сингла Hercules & Love Affair.
Björk — Atopos
Непредсказуемая исландская экспериментаторша Бьорк представила свой десятый альбом Fossora — и пробираться через него оказывается не легче, чем брести через темный лес, спотыкаясь о камни и врезаясь лицом в размашистые ветви. Исполнительница работала над пластинкой во время пандемии коронавируса и за это время изоляции, кажется, успела осмыслить и затронуть в своем творчестве все: от смерти матери до связи с родиной, от травм до любви, от габбера до реггетона. Добавьте к этому скачущие оркестровые аранжировки и традиционно загадочные, многослойные тексты — и вот она, та самая волшебница Бьорк, по-прежнему выдающая эпичную, мало на что похожую музыку. Правда, как уже упоминалось, музыку эту не назовешь удобоваримой: в Fossora переплетается слишком много влияний, амбиций и эмоций, поэтому иногда в этом хаосе можно заблудиться. Чего только стоит клип на заглавную песню Atopos, где, разгуливая вместе с Бьорк по грибному царству, периодически хочешь набрести на табличку exit, чтобы сбежать от буйства образов и грохочущих звуков. Впрочем, весь этот дискомфорт не отменяет необходимости поcлушать Fossora, и, возможно, даже не один раз — как ни крути, а более заметный альбом месяца представить сложно.
Benjamin Clementine — Delighted
Британский композитор Бенджамин Клементин, проделавший путь от бездомного уличного музыканта до контрактов с крупными лейблами, награды Mercury Prize и сравнениями с Леонардом Коэном, анонсировал свой первый за пять лет альбом And I Have Been, который выйдет 28 октября на Preserve Artists. По словам музыканта, он станет лишь первой частью, верхушкой айсберга, а сам айсберг в виде еще одного альбома поклонники увидят только в 2023-м. Delighted — четвертый сингл с грядущего релиза, про который совсем не хочется много писать или говорить. Это типичный и чарующий пример того, за что Клементин полюбился слушателям — за атмосферу, силу эмоций и, конечно же, узнаваемый вокал. И у самого артиста есть что сказать о композиции:
Время от времени мы предпринимаем попытки, учимся через испытания и зарабатываем уважение. Высокомерие становится виновником самодовольства, и мы отворачиваемся от того, над чем так кропотливо работали. Мы сжигаем все годы страсти, терпения и практики. К счастью, мы люди, поэтому мы можем начать все сначала
Mount Kimbie — f1 racer (feat. Kučka)
Дуэт Mount Kimbie решил взять курс на автономность и запланировал на 4 ноября двойной альбом MK 3.5: Die Cuts | City Planning, в котором участники Доминик Мэйкер и Кай Кампос разделят обязанности и представят свои отдельные альбомы в рамках общего релиза. Пластинка, которая выйдет на лейбле Warp Records, будет включать такие громкие имена, как slowthai, Джеймс Блейк и Дэнни Браун, и, что уже привычно для Mount Kimbie, будет заигрывать как с деконструированным попом и рэпом, так и с путаными электронными мелодиями. Доказательством этого разнообразия служит хотя бы то, что выпущенные в преддверии альбома синглы, кажется, не имеют ничего общего. Пока Zone 1 (24 Hours) представляет из себя пульсирующее техно, f1 racer, записанный с австралийской певицей Kučka, притворяется легким приторным попом.
Pixies — Dregs of the Wine
Летом Pixies обещали поклонникам сложный, смелый и масштабный альбом, но ни под одну из этих характеристик вышедший в сентябре Doggerel, увы, не подошел. Тем не менее восьмой релиз американских рокеров — это стабильно неплохая работа, в которой не чувствуется ни попыток вернуть былое величие, ни пыльной старомодности. В ней Pixies маневрируют между фолком и роком, сохраняя при этом энергетику и дерзкие тексты, которых особо не ждешь от группы с 35-летней историей. Например, в сингле Dregs of the Wine музыканты поют про отвязные 1990-е без доли снобизма и высокомерия — по тем временам они явно скучают, но, обращаясь в прошлое, обходятся без нравоучений (чем часто грешат рокеры в возрасте). Фронтмен Блэк Фрэнсис и вовсе описывает этот трек с явной долей ностальгии: «[Эта песня о том, как] мы в 1990-х годах жили в Лос-Анджелесе с моей бывшей женой, тусовались с Джоуи Сантьяго и его женой, часто путешествовали в Лас-Вегас, много пили, немного употребляли наркотики и проживали по-настоящему хорошие времена».
Антоха MC — «ЖАРА»
Главный гуд-муд-мейкер российской сцены год продолжал судебные разбирательства со своим бывшим продюсером Эдуардом Шумейко — тот, по словам артиста, в какой-то момент перестал выполнять свои продюсерские обязанности и забирал себе большую часть дохода, а после расторжения контракта лишил музыканта прав на старые песни. Но никакого унынания: пока у одних артистов концерты отменяются, а другие уезжают из страны, Антоха МС записывает второй мини-альбом за год и мелькает едва ли не на всех летних фестивалях, включая Signal и Chess & Jazz. Музыка его тоже остается неизменно духоподъемной — это ясно как по названиям последних релизов «Энергичная пульсация» и «Летний», так и по новому клипу «ЖАРА», где Антоха гоняет на скейте, пляшет у надувного бассейна и зовет купаться с обложки журнала Playboy. Для кого-то такой пробивной оптимизм в текущее время справедливо может быть раздражающим, для кого-то — целительным.
Iggy Pop & Catherine Graindorge — The Dictator
Неожиданная коллаборация панк-ветерана и бельгийского композитора обернулась целым EP, а началось все с того, что Игги поставил две песни Кэтрин Грейндордж в эфире своего шоу на BBC. После этого артистка связалась с менеджером Попа, поблагодарила за включение треков в передачу и добавила, что была бы рада поработать с музыкантом. Ответ не заставил себя долго ждать, и сотрудничество вылилось в целых четыре песни, с музыкальной точки зрения довольно мало отражающих привычное творчество Попа, зато дающих пространство для маневров Грэйдоррж. Пока она отвечала за экспериментальные аранжировки с электронными текстурами и нервными струнными, Игги отвечал за текст. Обошлось без панковского задора и ярости, но все равно эффектно. Оказалось, что речитатив из уст музыканта звучит не хуже, чем пение. Тем более когда и без того внушающая тревогу музыка сопровождается словами о приходе диктатора, который способен «превратить день в ночь».
Thee Sacred Souls — Future Lover
У пока еще малоизвестного, но оттого не менее яркого калифорнийского трио Thee Sacred Souls вышел одноименный дебютный альбом на лейбле Daptone — пристанище для восходящих звезд соула, фанка, госпела и афробита. И в этом плане группа явно оказалась в нужном месте потому, что хотя от их созданных для лета и радости трека с ретро-налетом и веет воспоминаниями о ветеранах вроде Эла Грина и Кертиса Мэйфилда, у Thee Sacred Souls есть все шансы стать мастерами жанра здесь и сейчас. По крайней мере харизма, узнаваемый почерк и наполненная гармонией музыка у них для этого есть. Убедиться можно на примере Future Lover — песни, которая внезапно родилась в результате джем-сейшена, на котором музыканты решили обменяться инструментами.
Lucrecia Dalt — Enviada
Колумбийская экспериментальная артистка и одна из самых любопытных представительниц лейбла RVNG Intl Лукреция Дальт вот-вот выпустит свежий альбом ¡Ay!, от которого помимо испаноязычного пения, похоже, можно ожидать примерно всего: мамбо, меренге, сальсы, синтезаторов и научной фантастики. Релиз ¡Ay! состоится 14 октября и, судя по описанию, станет самой разноплановой работой композиторки, ранее тяготевшей к абстрактному и минорному саунду. Ни о каких латиноамериканских танцевальных речи и не шло — музыка Дальт была загадочной, тяжелой, а где-то даже давящей, и именно поэтому грядущий релиз ¡Ay! подогревает ожидание и интерес. Пока же поклонникам артистки доступно несколько синглов с пластинки, и если говорить о самом последнем из них, треке Enviada, то здесь обошлось без сюрпризов: все та же загадочность, неспешность и мурашки от прослушивания. То ли от голоса Дальт, то ли от хоррор-атмосферы композиции.
Hercules & Love Affair & ANOHNI — One
И еще немного хоррора — на этот раз от легенд ню-диско Hercules & Love Affair и солистки Antony and the Johnsons Энони за кадром, а также дрэг-художницы Salvia, которая отвечает за жутковатую атмосферу уже в кадре. Пока она зловеще выползает из груд земли, музыканты заявляют «Никакой большой смерти», и зрителю остается гадать, что за восстание человекоподобных существ происходит на его глазах. На самом же деле замысел трека куда более нежный, чем может показаться по видеоряду.
«One — песня, которую мы записали с Энди [Батлером из of Hercules & Love Affair], чтобы воспеть энергию выживания как боевой клич эко-женщин. Мы вместе написали текст, пробиваясь сквозь наши истории. В определенный момент, особенно когда мы были детьми, нам обоим приходилось выживать. Как в прямом, так и в переносном смысле фраза "Никакой больше смерти" — это вызов и яростная угроза для тех, то стремится разрушить наделенную силой невинность», — рассказала Энони.
OXXXYMIRON — «Сделано в России»
Оксимирон, у которого была долгая пауза и громкое возвращение под конец 2021-го, сохраняет продуктивность и явно черпает творческую энергию из происходящего в мире хаоса. За последнее время рэпер выпустил уже три трека, и «Сделано в России» стал, пожалуй, самым мрачным из них. В композиции, название которой ошибочно можно принять за патриотический гимн, кроется много тоски и безнадежности: долгий лес, бесконечная зима, аорты трасс и «ни за что, просто так». В общем, все то, чем особо нечем гордиться, но принято не замечать. Ощущения от трека почти такие же липкие и безрадостные, как и от всех треков Хаски. Правда, в отличие от коллеги по рэп-сцене, Оксимирон все же не оставляет надежды, поэтому после «Сделано в России» надо включать его «ОЙДА» — в нем куда больше веры в возможность отстроить светлое будущее.