В 17 лет Евгений (имя изменено) уехал жить в Китай. Ему быстро наскучила учеба, и он решил путешествовать автостопом, хотя у него не было ни документов, ни знания языка. Спустя много лет он перебрался на Бали и теперь зарабатывает на видео для проката скутеров. В цикле о россиянах за границей «Лента.ру» публикует рассказ Евгения о том, чем закончились его приключения в Китае, почему Бали оказался не похож на рай на земле и на что хватает 500 тысяч рублей в месяц.
«Китайцы очень любят белых людей»
В 2016 году, когда мне было 17 лет, я захотел учиться в Китае. И у меня была такая возможность. А если есть возможность — ее надо использовать. Я подошел к папе и сказал, что хочу. Он тогда очень плотно работал с Китаем, были дешевые билеты за мили и дешевые школы. Учиться выходило не дороже, чем в России. И я поехал!
Приезжаю туда с гитарой, мы с папой идем в первый вечер в ресторан. На улице шашлык жарят, а я начинаю Коржа на гитаре исполнять. Мне все китайцы хлопают, дают пиво, сигареты, деньги. И в этот день я понял, что я в этой стране не пропаду!
Я поступил в пекинский вуз и стал учить китайский. Язык давался мне очень тяжело, потому что я неусидчивый человек. В какой-то момент я все бросил.
Помню, тогда еще виза закончилась, и у меня забрали паспорт на переоформление. И я без паспорта поехал в путешествие по Китаю автостопом
В Китае так не принято, а я люблю авантюры. Мне нравится, когда никто такого никогда не делал, когда считается, что это ненормально, а я всем доказываю, что это возможно!
У меня был маршрут! Я хотел доехать до начала Великой Китайской стены.
Я очень долго ждал первую машину, меня три часа никто не подбирал. Потом какой-то чел остановился в 200 метрах от меня, я с радостью к нему побежал. Говорю: «Hello!» Я еще не знал китайский, только два месяца проучился. Объясняю ему переводчиком, что хочу поехать… и в этот момент уже сажусь к нему в машину. Хотя, как оказалось, он вообще не из-за меня остановился, а по нужде.
Китайцы очень любят белых людей. Он меня всю дорогу снимал, показывал своей семье. Правда, высадил вообще не там, где было нужно. Он меня довез до какого-то городка будто из вестернов: три дома, одна улица и стая койотов бегает.
Ночь. Думаю: «Ну ладно. У меня в рюкзаке пенка, спальник и палатка». Раскладываю палатку и вдруг вижу, что на меня бежит стая собак, штук 25. А на улице никого! Прижимаюсь к стене — и они все пробегают мимо. Я уже думал, меня сейчас загрызут!
Лег, слушаю аудиокнигу «Автостопом по галактике». Просыпаюсь, потому что через мою палатку кто-то ходит. Оказывается, в темноте я лег на тротуаре у входа в какую-то кафешку. И все такие: «Нормально, мы сами так делаем!»
Я за 60 рублей позавтракал в этой китайской кафешке, как сегодня помню, такими пельменями большими, рисовыми.
Вышел опять на дорогу, ловлю тачку. Вдруг останавливается новый белый Mercedes, а в нем сидит красивая китаянка
Спрашивает, куда меня подвезти, предлагает денег. Довезла до автобусной остановки, посадила в автобус, передала лично водителю и даже за проезд заплатила.
В автобусе меня усадили на переднее сиденье и развернули его в салон, чтобы все китайцы на меня смотрели, пока ехали. И они всю дорогу снимали со мной видосы и фоткались.
Я доехал до вокзала и говорю, что мне нужен билет на поезд до Китайской стены. Они мне отвечают, что без паспорта — никакого билета. В Китае все жестко. Но у меня нет паспорта. Они говорят: «Как нет паспорта? Мы сейчас вызовем полицию!» Я поехал, сделал копию, и они мне дали билет.
Поезда там хуже российских — помесь электрички с плацкартом. Ехал я четыре часа. Приехал ночью и лег спать на пляже ровно у начала Китайской стены.
«Из-за долгов я долго был невыездным»
В Пекине я жил полгода, толком ничего не выучил и подумал, что надо поехать на юг, там мне получше будет. Поехал в Хайнань. Это самый южный остров Китая, там круглый год лето, ну и кайф. Примерно как на Бали климат. Тупо Азия. Да они и находятся недалеко.
Там я снял за 15 тысяч рублей в месяц комнату очень красивую с панорамными окнами на вилле. За учебу заплатил 60 тысяч рублей за три-четыре месяца и жил там и учился в школе для иностранцев. Теперь у меня третий уровень знания языка из шести.
Было тяжело, как и в любой другой стране 17-летнему парню. Не очень хорошая идея была, конечно, ехать в чужую страну одному, но это взращивает и убирает вредные привычки!
А сейчас я уже третий месяц на Бали. Это один из 14 тысяч островов Индонезии и самый популярный туристический остров, на котором сейчас все скупают недвижимость. Туда хотела моя девушка, и я тоже загорелся этой идеей.
Перед этим я пять лет жил в Москве. Мне пришлось вернуться из Китая из-за трагедии в семье. Через полгода мы вступили в наследство вчетвером: я, моя бабушка, мой брат Влад и его мама. И сразу после этого папины компаньоны решили скинуть на нас кредит, который они брали в 2013 году. Было три года судов. Сначала нам присудили выплатить 30 миллионов рублей с процентами, потом семь. Было довольно жестко. В конце концов мы добились, чтобы на каждого ответчика приходилось только три миллиона.
Из-за этих долгов я долго был невыездным. Я бы их не отдал, если бы не девушка моя. Первые четыре года я ничего не делал, чтобы их выплатить, а вот последний, пятый год, она меня заставила. Ей хотелось на Бали, и я тоже загорелся этой идеей. Так что абсолютно точно можно сказать, что на Бали меня привезла любовь.
Начал заниматься тиктоком, криптой, зарабатывать и полностью расплатился. Думаю: отлично! Наверное, могу выехать, отдохнуть наконец-то. Открываю паспорт, а он просрочен уже как полгода. Ну класс! Что делать, непонятно…
Тут бахает мобилизация. Звоню в контору, где паспорта быстро делают, говорю: «Здрасьте, а можно мне сделать, пожалуйста, паспорт?» Они отвечают: «Да, справку из военкомата везите, без справки из военкомата нельзя сделать». Я говорю: «А где ее взять?» Они говорят: «Ну вот, идите в военкомат».
И вот тут начинается интересная последовательность событий.
«Сейчас я вам расскажу, что брать в армию!»
В военкомат надо идти с каким-то основанием, иначе заберут. Взял в вузе справку, что являюсь студентом. Получилось, что я учусь уже пять лет: три года был в академе и еще полгода работал в Череповце в стартапе.
Справка есть — отлично. Но надо идти в тот военкомат, где лежит твое личное дело. А у меня оно лежало в родном городе. Лечу туда, приношу им эту справку, а они говорят: «Это не та справка». Ну ладно. Леч в Москву, иду в военно-учетный стол, меняю, снова лечу обратно.
Прилетаю, говорю: «Здравствуйте, мне нужна отсрочка». А они такие: «Вам повестка»
«Но я же за отсрочкой пришел», — говорю. А там отвечают: «Ну да, здесь все за отсрочкой приходят, вот вам повестка. Приходите в понедельник в восемь утра на сборы».
Звоню крестной, говорю: «Мне нужно в военкомат. В какой день туда лучше всего пойти?» Она говорит: «16 числа иди, все будет нормально. Не забудь помолиться Николаю-угоднику. Поставь ему свечку и помолись».
16-го числа просыпаюсь в восемь утра от того, что забыл помолиться Николаю-угоднику и поставить свечку. Начинаю молиться в кровати. Помолился, доехал до военкомата.
Меня заводят в большую комнату, и там такие советские столы стоят, деревянные, на них выцарапано БЕГИ и МНЕ ТОЧНО *****
В комнате сидят лысые чуваки: и молодые, и такие постарше. Заходит мужик, военком жесткий, и говорит: «Так, сейчас я вам расскажу, что надо брать с собой в армию!» Какая армия? Я вообще за отсрочкой пришел! Вы что, ребят?
Потом оказалось, что там сидели чуваки, которые сегодня уходили. Это он для них инструктаж проводил.
Дальше я проходил медкомиссию и приемную комиссию. В кабинете сидит бабка, открывает мое дело: «Та-а-а-ак, Рыбаков (по просьбе героя фамилия изменена, — прим. «Ленты.ру»), ага. Пять лет в вузе учится — нехорошо». Раздается звонок телефона. «Але, ну что, вам судьбу Рыбакова решать!» И кладет трубку…
Меня вызывают в кабинет, и главный военком говорит: «Ну что, Евгений!» Смотрит мое дело, листает, а у меня там справка, что я учился в Китае. И он спрашивает: «Мой сын тоже учит китайский язык. Сложно было?» Я отвечаю: «Да, сложно». И начинаю рассказывать ему что-то про китайский язык. Мы разговорились, и он говорит: «Ну ладно, Евгений, учитесь! Вот вам отсрочка до 2025 года».
Надо, конечно, было раньше вопросы эти решать. Если бы у меня был паспорт заранее, то я бы, наверное, так не заморачивался. Не, на самом деле мне крестная еще год назад сказала: «Юпитер свое заберет. Тебе либо надо жениться, либо тебе надо отслужить в армии, либо быть врачом, либо учиться в вузе». Ну и я получается вот эту всю тему прошел.
«Без мопеда делать вообще нечего»
Говорят, что на Бали очень много русских, но на самом деле здесь куда больше людей из Индии или из Австралии. На 28 тысяч русских, приезжающих в месяц, приходится 180 тысяч австралийцев. Вот из Китая и из России едут примерно поровну. Китай же только сейчас открыли после пандемии.
До того как я здесь оказался, думал, что это такое суперместо, что здесь рай на земле, и я буду чувствовать себя здесь отдохнувшим. А в итоге все иначе.
На Бали нет такого, что ты поселился в отеле и у тебя все рядом, в том же городе. До любой достопримечательности очень долго добираться, поэтому без мопеда делать вообще нечего
И даже с мопедом — просыпаешься с утра и нужно несколько часов добираться до какого-нибудь красивого водопада или локации, чтобы пофоткаться. А когда у тебя женщина, да еще и ребенок, очень сильно устаешь.
Встаешь в восемь утра, четыре часа едешь, потом платишь, потому что везде платный вход и платная парковка. 250 рублей с человека за вход — это минимум. В зоопарк, например, сходить стоит 500 тысяч рупий (2,5 тысячи рублей). Аквапарк — 300 тысяч рупий (1500-2000 рублей). Еще и цены такие же абсолютно, как в Москве.
Я чего хотел в самом начале? Отдыхать. А в итоге приехал и работаю каждый день, чтобы просто прокормить себя. И мне некомфортно тратить эти деньги, потому что я зарабатываю их с большим трудом.
«Без образования — они невменяемые»
У меня здесь есть работа. Я нашел мужика, который занимается арендой скутеров, открытием компаний, визами, и предложил ему снимать видео. Веду Тик-Ток, делаю рилс для компании. Договорился, что за работу мне дадут четыре тысячи долларов и байк на месяц.
Аренда байка стоит от четырех тысяч рублей в месяц. За эти день можно снять только самый старый, за более-менее нормальный берут минимум 7,5 тысячи. А самый большой и крутой байк стоит 25 тысяч рублей в месяц. Я снимаю за 12,5 тысячи.
За дом с чудесным видом из панорамного окна приходится платить 85 тысяч рублей в месяц. Причем все это делается только для того, чтобы это видели клиенты и покупали у тебя
С местными работниками — беда. Один человек, с которым я имел дело, объяснял мне: «Вот у меня есть пять сотрудников, у одного из них высшее образование, а у других нет. Так вот, есть огромная разница между тем, который с высшим, и остальными. Он понимает что-то, с ним можно договориться. А те, у кого нет образования, — они невменяемые. Им говоришь сделать что-то, отворачиваешься, поворачиваешься обратно — все, их уже нет».
И действительно, большинство мест с хорошим обслуживанием, похоже, открывают либо русские, либо иностранцы. Возможно, как раз поэтому Индонезия вводит такие жесткие правила для эмигрантов, которые хотят здесь работать.
Иностранцам на Бали очень сложно работать. Потому что миграционка может просто вызвать и депортировать за то, что ты рекламируешь свои услуги в Telegram или соцсетях. Продавать со своего аккаунта нельзя, встречаться — только осторожно, иначе есть шанс попасть на большие штрафы. За разрешения на работу на год нужно заплатить 100 тысяч рублей.
Настоящий же индонезийский сервис очень плохой. Когда только приехал, сдал свои вещи в прачечную. Так мне вернули их с пятнами. Я написал плохой отзыв на Google Maps и забыл про это. Через три дня на WhatsApp прилетает сообщение от владельца прачечной. Пишет: «Либо удаляешь отзыв, либо мы завтра с тобой встречаемся в полиции». Отзыв я не удалил. Весь вечер ругались, испортили настроение девушке…
«Что можно сказать в ответ на улыбку?»
Мы бок о бок путешествуем с моим другом Валентином, а так особо я даже ни с кем не знакомился еще тут. Просто устал от Москвы. И совершенно не отдохнул. У меня вообще нет энергии заниматься спортом, нет энергии знакомиться с людьми. Я чувствую себя так, будто мне 55 лет, и я уже устал от жизни. Не знаю из-за чего это. Из-за того, что я пять лет в Москве сидел? Или еще по каким-то причинам?
В Москве мне было очень тяжело, потому что у меня последние два года обострилась аллергия. Я не мог дышать нормально, не высыпался нормально из-за аллергии, у меня постоянно болели нос и глаза. Весной вообще было невыносимо. Мы даже ездили в Сочи, но аллергия и там не проходила, хотя в детстве это помогало. И вот когда я приехал сюда, в Азию, здесь полегчало.
Вообразите, что каждый прохожий на улице тебе улыбается. В Москве мне очень этого не хватало, а здесь все именно так
Это возвращает веру в людей, дает тебе понять, что ты здесь не чужой. И ты здесь нужен. Ты нужен в принципе этому миру, потому что мир тебе дает обратную связь в виде улыбки.
На дорогах никто не ругается, тут нет такой функции вообще. Главное — не сбей никого! Тут такое правило. Когда в тебя кто-то въезжает или кто-то перегораживает тебе дорогу, подрезает, то просто начинает тебе улыбаться. А что можно сказать в ответ на улыбку? Ничего.
Когда видишь несколько раз, что тебе улыбнулись, если ты кого-то подрезал или где-то не там въехал, то и сам начинаешь так делать и всем улыбаться. И вы всегда расходитесь на позитиве, даже можете не разговаривать. «Yeah!» — и уезжаешь.
«Да-да, Скуби-Ду»
Я бы хотел рассказать про собак здешних. Собаки — моя любовь, причем это безответная любовь. У меня умерла собака. И я до сих пор, когда смотрю фильмы про собак, там, где реинкарнация собаки была, я плачу весь фильм, просто рыдаю, потому что не могу отпустить смерть своей собаки.
Когда я вижу собачку, то обязательно с ней поздороваюсь, поглажу ее. У меня даже мои любимчики уже есть около нашего бунгало.
Здесь очень часто сбивают собак. Очень больно смотреть на то, как идет собака с болтающейся лапой, будто ей ее сломали. И их никто не лечит
Как-то раз я еду в такси и начинаю с индонезийцем говорить — люблю практиковать английский с людьми, которые разговаривают на этом языке. А он по-английски не очень, но что-то понимает. Я ему говорю на английском: «Я очень люблю собак». Он мне: «Yeah-yeah, dog». Пробегает собака, я говорю типа: «Oh, doggy». Таксист: «Yeah-yeah, dog».
Мы едем дальше, и я ему начинаю рассказывать, что у меня была собака, я очень их люблю, а у вас же в религии есть реинкарнация. Он говорит: «Да-да, есть, есть». Я ему говорю: «Вы знаете, есть такой фильм про собак, где была реинкарнация». Он кивает, говорит, что знает.
Я начинаю говорить, что очень расстроен, что у меня умерла собака, что я верю во всю эту тему. Начинаю ему изливать душу, а он мне: «Да-да, Скуби-Ду».
«Лучше всего все равно в Москве»
Когда ты уезжаешь за границу и путешествуешь, у тебя мозг по-другому начинает работать, появляются новые нейронные связи, так как ты в новом месте. Мне как-то проще так развиваться, когда меня подстегивает какой-то новый вид из окна и каждый день новая дорога.
Вряд ли я надолго задержусь на Бали. Здесь есть классные возможности, чтоб зарабатывать 300-600 тысяч рублей в месяц, но это не мой потенциал. Этих 300-600 тысяч хватает только чтобы оплатить жилье, еду и развлечения с девушкой со своей. Мне нужно намного больше.
Это, кстати, обычное дело, что россияне не могут найти себе нормальное место для жизни за рубежом. Одни ребята, которые объездили почти весь мир, нам сказали: «Лучше всего все равно в Москве». Хотя сами белорусы
Я скучаю по родине, но ехать обратно не очень хочу. Там мой дом, я даже немного скучаю по холоду, но не сильно. Прикольно, что есть Москва, но смысла возвращаться туда особого нет. Хочу еще попутешествовать.
Мне кажется, что мы куда-то дальше поедем через полгода уже. Сейчас мы в путешествие едем по острову и на соседние острова. Будем заниматься дайвингом, а потом в Таиланд улетаем. А дальше куда-нибудь в Америку, возможно.
Больше историй о жизни россиян, переехавших в другие страны, — в сюжете «Русские за границей». Если вы хотите рассказать свою историю, отправляйте письма на электронный ящик life@lenta-co.ru.