С самого начала спецоперации в зону СВО пошла помощь от обычных россиян. Сперва в этом участвовали в основном семьи военнослужащих. Своим мужьям и сыновьям они собирали посылки с одеждой, едой, медикаментами, средствами гигиены. Постепенно вокруг них стали собираться группы единомышленников, а помощь стала более ценной и эффективной: медицинское оборудование, дизельные генераторы, спутниковые антенны, квадрокоптеры. Для многих россиян работа стала необходимой частью их жизни. Что ими движет — рассказывает «Лента.ру».
«Блокпост. Стандартная проверка: "Кто такие? Куда едете? Что везете?" Наш сопровождающий рассказывает о содержании груза. Услышав про обувь, ребята взмолились: "Продайте!" Отвечает: "Зачем продать? Так дадим!" Разобравшись с ботинками и размерами, двигаемся дальше».
Так описывают одну из недавних поездок в зону спецоперации на Украине волонтеры группы «Москва своих не бросает!», которые уже более полугода поддерживают гуманитарной помощью российских военнослужащих.
гуманитарной помощи собрали за прошлый год россияне для военнослужащих и их семей
Волонтерское движение — яркая черта последнего времени. Выступая в декабре 2022 года на форуме всероссийской акции «МыВместе» президент России Владимир Путин отметил, что за прошедший год число волонтеров в стране превысило 21 миллион человек, что составляет примерно 15 процентов всего населения. По данным статистики за прошлый год россияне через общественные организации и группы в соцсетях собрали для военнослужащих и их семей, а также для жителей новых территорий 12,5 тысячи тонн гуманитарной помощи. Кроме того, было собрано 4,4 миллиарда рублей — на закупку вещей для тех, кто сейчас находится на передовой.
Сын ушел добровольцем
«Москва своих не бросает!» — одна из таких групп. Ее создала москвичка Светлана вместе с командой друзей и единомышленников. Светлане около 50 лет, она родилась в Донбассе, но детство провела на Крайнем Севере. В двадцать лет переехала в Москву: закончила медицинский институт и стала работать врачом-эндоскопистом, сначала в военном госпитале, а затем в городской поликлинике. Вышла замуж, вырастила двоих сыновей, а сейчас воспитывает третьего ребенка — приемную девочку.
Группу помощи военнослужащим Светлана создала осенью прошлого года, после того как ее старший сын Кирилл ушел добровольцем на фронт.
— Кирилл был из тех, кто все решает сам, — рассказывает Светлана. — Школу закончил с золотой медалью, поступил в институт имени Баумана. Во время ковида, когда ввели дистанционное обучение, заговорил о том, что пойдет в армию — хотел все сам изучить, пощупать руками. Мы не отпускали, но он настоял. Взял академический отпуск и в конце 2021 года поступил в танковое училище в Калининграде. А летом 2022-го мы узнали, что он подписал контракт, хотя и имел возможность вернуться в институт, и уже находится в зоне спецоперации.
Кирилл служил в Харьковской области наводчиком БМП. В самом начале сентября после отступления под Балаклеей их бригаду на две недели отправили в тыл. Он позвонил домой. Ничего специально не просил, но Светлана с мужем собрались в тот же день: одежда, обувь, вода, продукты. Утром в Белгороде купили перевязочных материалов и лекарств. Кирилл и его бойцы были счастливы, а Светлана поняла — ни сына, ни ребят из его подразделения она не бросит
Сразу после этой поездки Светлана вместе с подругой Ульяной создали в телеграм-канале группу по сбору гуманитарной помощи, которую так и назвали: «Москва своих не бросает!» Первую машину загрузили под завязку: пятнадцать ящиков тушенки, купленной в Белоруссии, пенофол для утепления блиндажей, гвозди, дрели, пилы... Сначала женщины не понимали, как передавать все это военным, поэтому отвозили посылки в Белгород, в крупную добровольческую организацию. Но вскоре к их команде присоединилась еще одна девушка, Лена, которая раньше занималась поиском средств для больных детей и знала, как «раскачать» волонтерскую группу. «Так и понеслось: один сбор, второй, третий… Люди у нас очень отзывчивые!» — говорит Светлана.
«Кирилл был герой. Он ничего не боялся»
На сегодняшний день волонтеры сообщества «Москва своих не бросает!» провели тридцать четыре сбора. Собирают практически все: мужское нижнее белье, носки, ботинки, форму, средства гигиены, пятиточечники, электрические розетки, вилки и провода, газовые баллоны, дровяные печи-буржуйки, дизельные генераторы… Все закупки согласованы с конкретными подразделениями и обеспечивают постоянные нужды военнослужащих. Но бывают и неожиданные просьбы. Как-то просили манекен и парик к нему. Оказалось, это нужно им для того, чтобы вычислить снайпера. В другой раз нужен был футбольный мяч — для игры в свободное время.
Светлана говорит, что подразделению, в котором служил Кирилл, добровольцы смогли помочь только один раз. Его бригада все время была на передовой, в районе Сватово. В итоге посылку доставили уже после того, как Кирилл погиб.
Кирилл был герой... Однажды он взял огонь на себя, пока артиллеристы разгружали машину с боеприпасами. В другой раз вытащил из-под обстрела тридцать человек. Ничего не боялся...
После гибели сына Светлана узнала, что он награжден орденом мужества. А сейчас его друзья будут подавать прошение, чтобы его посмертно наградили «Звездой героя».
Несмотря на горе, Светлана не опустила рук. Еще осенью, как врач, она взяла на себя все медицинские закупки.
— Я старалась, чтобы на Сватовском направлении было все для оказания первой помощи, — говорит Светлана. — Думала про Кирилла, стелила солому как могла. Успокаивала себя: ну оторвет руку, ногу, прострелит грудную клетку — справимся. Не была готова, что будет вот так, навсегда…
Вот и сейчас, собирая гуманитарную помощь для бойцов, она обязательно укомплектовывает войсковые аптечки. По уставу они состоят из жгута для остановки крови, бинта и марлевой повязки, растворов йода и аммиака. Светлана дополняет этот набор более современными средствами: пластырями для стягивания ран, повязками от ожогов, тактическими ножницами. А для медицинской роты собирает тактические рюкзаки: бинты, жгуты, турникеты, сиcтемы для переливания крови, гемостатические губки, обезболивающие препараты и многое другое. Однажды купила десять систем костного доступа — специальные шприцы для внутрикостных инъекций.
Фото: Telegram-канал «Москва своих не бросает!»
Особая помощь, по словам Светланаы, нужна госпиталям, расположенным на первой линии обороны. Ее группа поддерживает сейчас четыре таких госпиталя.
Светлана старается помочь им, чем может. Например, снабдила два госпиталя операционными лампами с бесперебойными источниками питания.
«Душа болела: как они там? Тепло ли им? Есть ли еда?»
— Что самое трудное при сборе гуманитарной помощи? — спрашиваю Светлану.
— Момент, когда машину уже пора грузить, а сбор еще не закончен и какие-то вещи не докуплены, — говорит она.
Иногда средства на посылки находятся самым неожиданным образом. Например, на похоронах Кирилла отец его одноклассника передал Светлане конверт с внушительной суммой (300 тысяч рублей). На эти деньги она для одного из госпиталей приобрела налобный микроскоп, чтобы врачи могли сшивать сосуды, а для другого — аппарат УЗИ с двумя датчиками, сосудистым и брюшным.
— Я купила его спешно, в день, когда машина с гуманитарным грузом уже уходила, — вспоминает Светлана. — Зато врачи так радовались, получив его. Тут же стали одному из докторов проверять сосуды. Смеялись: «Здоров! Ампутировать ногу не станем!»
Сбор гуманитарной помощи — не единственное дело, которым добровольцы помогают фронту. Так, в группе «Москва своих не бросает!» есть команда женщин, которая плетет маскировочные сети. Есть девушки, которые шьют тактические носилки, спальники, дождевики, балаклавы. Многие семьи изготавливают окопные свечи, а особенно доверенные люди готовят для бойцов домашнюю еду — квасят капусту или делают витаминную смесь из орехов, меда и имбиря.
— Помогать нашим военным я стала с самого начала спецоперации, — рассказывает Катерина, жительница Псковской области, муж которой служит в войсках радиоэлектронной обороны (РЭБ).
Первую посылку мы с женами других военных собрали и отправили через знакомых еще в марте прошлого года. Послали то, что любят наши мужчины: сырокопченую колбасу, скумбрию домашнего посола, кофе, шоколад, несколько коробок круассанов к чаю. А из вещей: трусы, носки, влажные салфетки — то, что быстро расходуется
Все лето женщины доставляли продукты и одежду своими силами. А осенью подразделение попало под обстрел, и ребята остались вообще без вещей. Узнав об этом, Катерина не могла ни есть, не спать — душа болела: как они там? Тепло ли им? Есть ли еда? Тогда она разместила сообщение с просьбой о помощи. Откликнулись больше тридцати человек — за сутки люди перевели около 100 тысяч рублей. Этих денег хватило, чтобы обновить бойцам экипировку. Добровольцы объединились в постоянную группу «Своих не бросаем, Катюша!», а к зиме познакомились с волонтерами группы «Москва своих не бросает!» и теперь активно участвуют в их работе.
— Одно из дел, которым мы сейчас заняты — изготовление сухих душей, — рассказывает Катерина. — Сейчас весна, грязно, помыться бойцам негде. Поэтому мы закупаем губки, пропитываем их средством для ухода за лежачими больными, герметично упаковываем, а в дополнение кладем сухие салфетки. Достаточно смочить такую губку водой, она начнет пениться и ею можно обтереться, а затем насухо вытереться салфеткой. Изготовление такого «душа» занимает 15 минут. У нас уже заготовлено 300 пакетов — на подразделение хватит.
Кроме этого, псковские волонтеры постоянно участвуют во всех больших сборах московской группы — когда, например, собирают деньги на тепловизоры, бронежилеты, армейские палатки и т.д. А москвичи, в свою очередь, помогают им закупать серьезную технику — недавно сбросились на десять раций, а до этого собрали деньги на коптер, который обошелся в 100 тысяч рублей. Причем помогли не только его купить, но и подсказали, кто может прошить. «Коптер очень наших бойцов выручает. Он у них один, и они его берегут», — улыбается Катерина.
Другая участница группы — Надежда. В зоне СВО находится ее брат, которого призвали в самом конце мобилизации.
Мы очень волнуемся за Сережу, хотя он и служит в обороне. Поэтому, когда зимой в чате нашего жилого комплекса написали, что собирают вещи в госпиталь раненым, мне это очень откликнулось. Через соседа я познакомилась с группой «Москва своих не бросает!» и решила, что тоже буду помогать
Сначала Надя участвовала в сборах денег, но вскоре ей доверили ключи от кладовки в жилом доме, где гуманитарная помощь собирается и хранится до отправки на большой склад.
— Я домохозяйка, — поясняет женщина. — Мне несложно в любой момент встретить людей с вещами, сложить их кладовую, затем все закрыть.
При необходимости, Наде помогают муж и сын-школьник. Недавно они разгружали тяжелые упаковки с парафином для окопных свечей, а в другой раз помогали перевезти детскую кроватку и сумки с одеждой, предназначенные мирным жителям в Мариуполе.
«Улыбаются, машут на прощанье и уходят обратно за ленточку»
Обычно добровольцы сообщества «Москва своих не бросает!» отправляют гуманитарную помощь в зону боевых действий каждые выходные. 28 часов на машине туда и обратно. Два водителя и несколько волонтеров. Чаще всего добровольцы ездят в сторону Сватово — там их уже хорошо знают. Помощь передают из рук в руки только тому подразделению, с которым держали связь. Все происходит очень быстро: бойцы приезжают «на точку», перегружают коробки, улыбаются, машут на прощанье и уходят обратно «за ленточку».
— Страшно там? — спрашиваю волонтеров.
— Под обстрел мы, к счастью, не попадали ни разу. В небе все время гремит, но мы уже привыкли, — рассказывает Светлана. А Катерина добавляет:
— Страх приходит дома, а там — адреналин. Там живешь эмоциями.
Там каждый боец — свой. Бывает, едешь мимо блокпоста, остановишься: «Мальчишки, возьмите хоть шоколадку!» Лица ребят закрыты масками, но по глазам видно — улыбаются
Но бывают и светлые моменты. Катерина вспоминает, как на одном из блокпостов по одной стороне дороги шла военная техника, а на другой стоял мальчишка лет семи и отдавал воинскую честь всем проезжавшим машинам.
Светлана рассказывает такую историю. Добровольцы всегда собирают небольшие подарки военным на блокпостах: кофе, сигареты, питьевая вода, конфеты. А недавно взяли корм для собак — несколько банок фрикасе с кроликом и морковкой. Для рыжего, как лисичка, пса, который живет на одном из блокпостов. Светлана, передав подарки, спрашивает ребят: «А где собака? Мы ей паштет привезли». А парни смеются: «Ты гляди, для нашего Паштета паштет приехал!»
«Может быть, это спасет кому-то жизнь»
Сейчас добровольцы группы «Москва своих не бросает!» в очередной раз собираются в путь. Скоро лето. Бойцам нужна легкая форма, кепки, резиновые сапоги, топоры и лопаты. Кроме того, Светлана хочет взять под опеку новый госпиталь, в который везет много расходников: интубационные трубки, рентгеновские маски, шины, воротники... А Катерина ищет, где купить прибор для подавления дронов.
— Раньше я в технике не разбиралась, а теперь глушилкам, спутниковым антеннам и квадрокоптерам радуюсь больше, чем бриллиантам, —говорит она.
— Когда я туда еду и что-то тем, кто там, отдаю, я чувствую себя очень счастливой, — делится переживаниями Светлана. — Вот недавно был просто чудесный случай.
Из одного госпиталя написали, что им очень нужны пульсоксиметры и ларингоскоп. А мне как раз кто-то из пациентов подарил ларингоскоп. Я взяла его, открыла коробку, а там записка: «Может быть, это спасет кому-то жизнь. Елена»
— В тот момент у меня были такие светлые чувства! Только рождение ребенка с ними сравнится, больше ничего, —говорит Светлана.
А Катерина рассказывает о своей бабушке Екатерине Ширшиковой, в честь которой ее и назвали. Во время Великой Отечественной войны Екатерина, узнав, что ее муж попал в плен и содержится в концлагере под немецким городом Бауценом, отправилась в Германию, чтобы быть рядом с ним. «Вот так любовь бабушки и вернула деда с войны», — говорит Катерина. Столько лет прошло с тех пор, но ничего не изменилось.