Четыре года назад Москва стала первым российским городом, где в качестве эксперимента прошло дистанционное электронное голосование (ДЭГ) в трех избирательных округах. За прошедшее время москвичи смогли всесторонне оценить эту систему — год назад онлайн проголосовало более 1,7 миллиона жителей столицы, при этом, традиционным способом это сделали в два раза меньше — 695 тысяч московских избирателей. Согласно опросу, проведенному в мае исследовательской группой Russian Field, на предстоящих сентябрьских выборах мэра и депутатов в 13 муниципальных образованиях ТиНАО, 40 процентов столичных избирателей предпочитают проголосовать при помощи ДЭГ. Почему ДЭГ в Москве становится все популярнее и чем оно нравится москвичам, — в комментариях жителей столицы на «Ленте.ру».
Экосистема соответствует
Начнем с того, что основой ДЭГ стала платформа mos.ru, а ее электронными услугами и сервисами, их более 400, сегодня активно пользуется свыше 15,6 миллионов москвичей, имеющих на портале учетную запись. Это стало, без преувеличения, удобной и комфортной частью столичной жизни, ведь в течение 24 часов 7 дней в неделю цифровая экосистема портала позволяет не только оформить документы и социальные пособия, оплатить счета, передать показания различных счетчиков учета, но и сделать много чего другого, крайне полезного для москвича любого возраста. В прошлом году mos.ru в очередной раз был признан лучшей в России экосистемой, а столица третий год подряд стала лидером рейтинга качества предоставления электронных услуг.
А жители столицы, свидетельствует статистика, на сегодняшний день — одни из самых продвинутых в использовании цифровых сервисов в мире. Рядовой средний москвич привык к комфортной жизни, для технологической организации которой московские власти, конечно, приложили много усилий. Поэтому в Москве даже очень пожилые пенсионеры часто готовы с удовольствием обсуждать искусственный интеллект и блокчейн. Использование цифровых сервисов Москвы позволяет столичным жителям экономить два-три рабочих дня в год, которые до этого приходилось проводить в разъездах и очередях.
Так, бывший редактор, а ныне столичная пенсионерка Татьяна Куликова считает, что голосование на участках потеряло всякий смысл. Когда, по ее словам, появилась возможность не жертвовать своим временем, чтобы отдать свой голос, вся ее проживающая в разных странах семья с огромным энтузиазмом стала дистанционно участвовать в этом процессе.
Мы русские, мы москвичи, были ими и остаемся, похоронены мы будем здесь, поэтому выборы мэра нашего родного города для нас совсем не пустяк, а очень важная вещь, которую мы обсуждаем уже несколько месяцев
Татьяна Куликова искренне призналась, что смартфон стал частью ее жизни, а качество предоставляемых в Москве цифровых услуг пенсионерка называет запредельным, сравнивая с тем, что есть в многочисленных странах, которые она посетила и где жила. «Москва в прямой демократии всех сделала», — уверенно заявила «Ленте.ру» московская пенсионерка, побывавшая, по ее словам, в 67 странах.
Жители самого крупного российского мегаполиса на сегодняшний день являются одними из самых продвинутых пользователей цифровых сервисов в мире, поскольку более 90 процентов из них пользуются интернетом, а 72 процента активно всеми онлайн-возможностями, от городских услуг, доставки еды и вызова такси до образования и телемедицины. И при этом запрос на расширение онлайн-услуги сервисов у жителей столицы в явном приоритете.
Далеко от дома
Алексей Новицкий — менеджер по продаже автозапчастей, по его словам, москвич в седьмом поколении. Он рассказал, что традиционно проводит свой отпуск в сентябре у родственников в Ярославле и до появления возможности голосовать дистанционно буквально «кусал локти» от бессилия повлиять на избирательный процесс. Сейчас, по его словам, он уже определился окончательно с кандидатурой мэра и ждет не дождется, когда, находясь в старом волжском городе, сможет отдать голос за своего избранника, которого уже давно наметил.
«Сентябрь для нас с женой — время дачное, поэтому отдать гражданский долг много лет не получалось, из Тверской области далековато было добираться», — вспоминает москвич Алексей Башарин. Сейчас, по его словам, Москвой созданы очень комфортные условия для того, чтобы при голосовании не чувствовать себя отстраненным. ДЭГ, отмечает он, позволяет ему оставаться полноценным москвичом даже в деревне. «Для нас процесс московского голосования, в котором мы участвуем дистанционно, порой становится важнее сбора урожая», — сообщил коренной москвич «Ленте.ру».
Сомнений нет
В течение четырех прошедших лет система ДЭГ в Москве доказала свою надежность и безопасность. Большинство даже самых упертых скептиков начинает признавать, что вмешаться в процесс голосования извне никак невозможно. Ведь, создавая систему, разработчики использовали протоколы тайного голосования для криптографии, такие, например, как процедура анонимизации.
В этом случае голоса избирателей становятся обезличенными, а информация о бюллетене не сохраняется ни на устройстве, ни на сервере администратора. И нет никакой возможности отследить, за кого был отдан голос, ведь он шифруется несколько раз с помощью разных алгоритмов и защитных кодов. И никто не сможет его изменить или расшифровать раньше времени.
При шифровании используется технология блокчейн -- одна из самых надежных и защищенных, поэтому ваш голос никто и ничто изменить не может, расшифровать его возможно только с помощью ключа-дешифратора, который сразу после создания делится на несколько частей, которые находится на хранении у представителей разных организаций, а собрать его можно только по окончании голосования
По мнению политолога и москвича Константина Калачева, москвичи уже избалованы цивилизацией и ценят прежде всего удобство интерфейса, защищенность процедуры, решение проблемы верификации, сохранения тайны голосования и уверенность в том, что голос честно учтут. Честность процедуры голосования в Москве, отмечает он, была доказана, кроме того, столица, по мнению политолога, сделала очень много для продвижения и пропаганды ДЭГ.
В электронном голосовании в столице начинает активно принимать участие и молодежь, которая до этого игнорировала избирательные участки. Столичный программист Никита Степанов сообщил «Ленте.ру», что вместе с друзьями-специалистами долго искал слабости и подвохи в системе, но ничего подобного они не обнаружили. После этого он, по его словам, стал пропагандистом ДЭГ, а к его айтишному мнению родственники и друзья охотно прислушиваются и «с удовольствием проявляют свою политическую активность дистанционно. «Надежная защита, все работает, сомнений нет», — уверен столичный программист.