Представить любую научную статью, дипломную или даже самую первую курсовую работу без списка используемой литературы невозможно. Оформить его по ГОСТу — задача не из легких. Как составить библиографический список, учтя государственные стандарты, читайте в материале «Ленты.ру».
Для чего нужен список литературы в научной работе
Перечень используемой литературы, он же библиографический список, обязателен для научного исследования любого уровня: от курсовой работы до академической публикации, от диплома до кандидатской диссертации.
Прежде всего, это доказательство достоверности приведенных в тексте научной работы цитат и цифр, а также показатель фундаментальности исследования, по которому можно судить о его глубине и масштабности
Список свидетельствует, что автор работы умеет искать и находить необходимую информацию, собирать и анализировать материал, а также применять на практике знания, которые он получил в ходе изучения соответствующей дисциплины в учебном заведении.
Ну и, конечно, список литературы — это дань принципам научной этики, знак уважения авторам, которые проводили научные изыскания до вас и предоставили базу для авторской работы.
Какие источники указывать в списке литературы по ГОСТу
В список литературы необходимо вносить все ресурсы, которые были использованы при написании научной работы, будь то правовой документ, статья из журнала, брошюра, книга, курсовая или докторская научные работы.
Что считается источниками
- нормативные акты и законы, включая Конституцию. Например, если ваша работа рассказывает о правилах торговли, не обойтись без закона о ней;
- периодические издания — статьи из журналов и газет, в том числе узкоспециальные, например, для работников почты или железной дороги;
- научная литература — научные статьи и диссертации;
- учебная литература — учебники и учебные пособия;
- электронные ресурсы — результаты изысканий, опубликованные в интернете, а также статьи, сайты государственных органов и официальных организаций.
Требования и правила оформления списка литературы
Общие правила
ГОСТ не дает строгого указания, по какому принципу должны быть рассортированы источники. Обычно используются три варианта, автор исследования может выбрать любой из них:
- Использованную литературу можно выстроить по дате публикации — от самых давних работ до самых свежих.
- Второй принцип — систематический. Можно рассортировать источники по областям знаний, либо по разным темам.
- А третьим и наиболее удобным является алфавитный порядок. Вы можете указать источники по алфавиту: выбрав за основу либо названия книг, газет, журналов и прочего, либо фамилии авторов. Если в списке авторов используемой литературы попадаются однофамильцы, очередность можно определить, опираясь на инициалы.
Собственные требования вузов
Практически в каждом высшем учебном заведении есть свои требования к списку литературы. Различия в оформлении небольшие, обычно они отражают специфику учебного заведения или факультета/института. Например, на юридическом факультете МГУ первыми в списке должны идти нормативные акты, а на факультете журналистики — статьи из газет и журналов. Если своих требований у университета нет, то оформление идет по ГОСТу.
Возьмем, к примеру, МГЮА. Структура списка литературы в научных работах у студентов этого вуза
выглядит следующим образом:
- нормативно-правовые акты (в том числе международные и иностранные);
- судебная практика;
- научная литература (монографии, диссертации, научные статьи);
- учебная литература (учебники, учебные пособия);
- периодические издания (газеты, журналы);
- иные источники.
А вот в МГТУ имени Баумана, к примеру, требования и правила составления списка стандартные, то есть по ГОСТу.
Информация об источнике в списке литературы по ГОСТу
Описание книги, научной работы, газеты или журнала в списке используемой литературы называется библиографическим. К нему также есть отдельные требования — ГОСТ Р 7.0.100-2018 для печатных изданий и ГОСТ Р 7.0.108-2022 для электронных ресурсов.
Печатные источники
Для печатных необходимо указывать в определенном порядке следующие данные:
- название книги;
- сведения об ответственности — имена и регалии создателей источника;
- сведения об издании, например порядковый номер тиража. Еще бывают такие примеры: «Новая версия», «Факс. изд.», «Доп. вариант»;
- сведения о нумерации — для журналов и других периодических изданий указание номера обязательно;
- место публикации;
- наименование издателя, при этом сами слова «издатель», «издательство», «издательский дом» не пишут;
- дата публикации;
- сведения об объеме — число страниц;
- адрес в интернете и дата обращения к источнику — для электронных ресурсов.
Пример библиографического описания: Щалпегин О. Н. ЕГЭ по литературе в России: успехи и неудачи. М. : Самиздат, 2011. 15 с.
Указаны автор, название работы, место издания, издательство, год и количество страниц.
Данные для списка литературы следует искать на титульном листе работы или внутри обложки книги. Если информации не хватает или есть только название книги, данные об источнике можно уточнить в библиотечных каталогах. Электронные ресурсы обычно выкладывают необходимое описание на самом сайте.
Ссылки на электронные ресурсы
Библиографическую ссылку можно оформить на два типа электронных ресурсов — локального и удаленного доступа. В обоих случаях идет указание режима доступа, в котором есть аббревиатура URL (Uniform Resource Locator — унифицированный указатель ресурса). Ссылки могут вести как на сами ресурсы, так и на отдельные его части.
Все, что касается протокола доступа и электронного адреса, нужно писать в форме унифицированного указателя. После электронного адреса в круглых скобках приводят сведения о дате обращения к электронному сетевому ресурсу: после слов «дата обращения» указывают число, месяц и год.
При этом по ГОСТу никаких ссылок в тексте работы быть не может, все они должны указываться в списке литературы
Пример: Порядок присвоения номера ISBN // Российская книжная палата : [сайт]. — 2018. — URL: http://bookchamber.ru/isbn.html (дата обращения: 25.07.2023).
Правила оформления отдельных пунктов списка
Оформления строки, которую занимает источник
Описание одного источника может занимать несколько строк. Согласно ГОСТу, недопустимо, чтобы инициалы автора отрывались от его фамилии и попадали на следующую строку. В случае, если так получается, все ФИО целиком переносится на следующую строчку.
Как расставить знаки препинания
Важно помнить, что все пункты в списке используемой литературы должны быть оформлены по одному образцу. Например, ссылки на все источники — только с точкой и с тире между частями описания.
Как оформить ссылку на фрагмент документа
Если вы ссылаетесь на часть большого научного произведения, статью из книги или, например, определенную статью в Конституции, фрагмент необходимо разместить за двойной косой чертой. При этом важно помнить, что до нее нельзя ставить точку. Зато обязательно поставить до и после двойной косой черты пробелы. Кроме того, необходимо указать номера страниц издания, на фрагмент которого вы ссылаетесь.
Например: Фокеев, В. А. Талант исследователя плюс оптимизм / В. А. Фокеев // «Лица необщим выраженьем...» / Г. В. Михеева. — Санкт-Петербург, 2010. — С. 352–354.
Как указывать работы одного автора, если их несколько
Если вы ссылаетесь в своей работе на две и более работы одного и того же автора, ссылки на них нужно расставлять в хронологическом порядке по годам публикации: от ранних публикаций к поздним. Либо выстроить их по порядку в списке по алфавиту заглавий.
Как указать сборник произведений одного автора, у которого нет названия
Бывает такое, что у одной книги, в которой собрано несколько работ одного автора, нет четкого названия. Вместо него используются названия нескольких произведений, входящих в этот сборник. Тогда в списке используемой литературы необходимо привести фамилию и инициалы автора, а далее — названия произведений в той последовательности, в которой они располагаются на обложке или на титульном листе издания. При этом они должны быть отделены друг от друга точкой с запятой, окруженной пробелами.
Например: Пушкин А. С. Сказка о царе Салтане ; Сказка о рыбаке и рыбке ; Сказка о попе и о работнике его Балде.
Как указать авторов, если их два или три у одной работы
В случае, если одна книга или научная работа писалась двумя или тремя людьми, необходимо указать фамилию и инициалы только одного из них в самом начале. А после названия указать фамилии всех в алфавитном порядке.
Например: Агибалова Е. В. История средних веков. 6 класс : учебник / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской ; под ред. А. А. Сванидзе ; Москва. — Изд-во Просвещение, 2023. — 287 с.
Как указать авторов, если их более трех у одной работы
Если у одного произведения несколько авторов, допустимо перечислять их не всех. После фамилии и инициалов первого автора остальных можно скрыть под сокращением «и др.» — то есть «и другие». В таком случае «и др.» должно писаться в квадратных скобках. Но при желании можно перечислить всех авторов — ГОСТ разрешает это делать на свое усмотрение.
Например: Физическая культура и здоровый образ жизни : учеб. пособие / В. С. Кунарев, И. И. Башмашникова, В. Н. Бледнова [и др.] ; Учеб.- метод. об-ние по направлениям пед. образования, Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург : Изд-во Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена, 2009. — 138 с.
Ответственных лиц, которые не являются авторами, ГОСТ разрешает сокращать до [и др.] сразу же после первой фамилии. В этот круг входят, например, редакторы
Как указать произведения с одинаковыми названиями и источником, но разные по формату
Иногда возникает необходимость уточнить сведения, относящиеся к заглавию. Например, какого рода источник — учебник, энциклопедия или учебно-методическое пособие. Такие данные необходимо указывать после двоеточия, окруженного пробелами.
Например: Организация работы редакции : учебно-методическое пособие.
Но может быть так, что у источников с одним и тем же названием есть разные формы. И обе, к примеру, используются для написания научной работы. В таком случае необходимо в квадратных скобках указать формат, на который вы ссылаетесь. Речь идет о разных формах передачи информации: тексте, картах, звукозаписи, нотах, электронном ресурсе. Такие уточнения необходимо брать в квадратные скобки с прописной буквы и без сокращений.
К примеру, если сначала вы ссылаетесь на учебник, а потом конкретно на карту, расположенную в нем, пусть даже и на той же странице, запись может выглядеть следующим образом:
- История Древнего Египта [Текст].
- История Древнего Египта [Карты].
Как указать нормативно-правовые акты, если их несколько
В случае, если в научной работе присутствует несколько ссылок на законы и нормативные акты, нельзя выстраивать их в алфавитном порядке. Согласно ГОСТу, необходимо указывать их по иерархии — от более крупных и серьезных к менее.
В нашей стране самым важным законом является Конституция, ее нужно указывать первой. Далее идут международные договоры, не противоречащие Конституции. После которых — федеральные конституционные законы и федеральные законы, а за ними федеральные подзаконные правовые акты (указы президента, постановления правительства, акты федеральных органов исполнительной власти). После них можно указывать уставы субъектов федерации, а дальше законы субъектов РФ и подзаконные правовые акты субъектов федерации.
Сокращения, установленные ГОСТом для библиографических описаний
Библиографические описания допускают определенные сокращения, все правила и формулировки описаны в ГОСТе.
Допустимые сокращения
- автор — авт.;
- бюллетень — бюл.;
- 2-е издание, исправленное и дополненное — 2-е изд., испр. и доп.;
- газета — газ.;
- глава — гл.;
- диссертация — дис.;
- журнал — журн.;
- университет — ун-т;
- федеральный закон — федер. закон;
- и другие — и др.;
- составитель — сост.;
- учебно-методическое издание — учеб.-метод. изд.
Для сокращения сложносоставных слов часто используются знаки препинания, на первый взгляд не имеющие ничего общего с пунктуацией русского языка. Например, обратите внимание на сокращение словосочетания «учебно-методическое издание», приведенное в списке выше. Каждая часть слова «учебно-методическое» сокращается с точкой, при этом дефис между его частями сохраняется.
Важно помнить: согласно ГОСТу, названия произведений, города и наименования издательств сокращать нельзя
Знаки препинания в списке используемой литературы
Знак | Для чего используется |
---|---|
... | Сокращает название книги, журнала, газеты, научной работы и т.д. |
/ | Указывает, что далее будет указан автор или источник публикации |
// | Указывает, что текст, на который вы ссылаетесь – это часть большой работы или сборника |
() | Уточнение или дополнение указанной информации |
[] | Пояснение о жанре источника – например, что ссылка идет на перевод научной работы |
.- | Разделение элементов библиографического описания |
= | Равнозначное описание – например, название переведенной книги на языке оригинала |
Памятка для составляющих библиографический список
Для удобства «Лента.ру» собрала в памятку главные принципы составления списка литературы по ГОСТу:
- Стоит уточнить у научного руководителя, есть ли у вуза собственные методички по составлению и оформлению списка используемой литературы. Если их нет, действуют правила ГОСТа.
- Важно помнить о правильном библиографическом описании использованных источников. Согласно ГОСТу, каждый элемент должен отделяться специальными знаками в зависимости от того, что должно следовать далее — уточнение или следующий равноценный элемент.
- При ссылке на печатное издание следует указывать номера страниц, на которых расположена использованная информация. А если речь идет об электронном ресурсе, то адрес сайта вместе с датой обращения к нему.
- Важно не забывать о том, что приоритет в составлении списка используемой литературы отдается русскоязычным источникам. Лишь после них указываются иностранные на языке оригинала, выстраивать их нужно также в алфавитном порядке. А в случае, если в своей работе вы ссылаетесь на законы и нормативные акты, их нужно указывать в порядке от самого главного федерального к местным.