Неизбежное последствие любого теракта — поиск виноватых и, как следствие, появление многочисленных конспирологических теорий. Почему в концертном комплексе таких размеров не оказалось вооруженной охраны, почему более 100 человек не смогли покинуть помещение и погибли в пожаре, почему террористы спокойно уехали с места трагедии? О том, что спустя полторы недели однозначных ответов на эти вопросы нет даже у специалистов, — в материале «Ленты.ру».
Контекст
По последним данным, число погибших во время теракта в «Крокус Сити Холле» достигло 144 человек. Глава Следственного комитета России (СКР) Александр Бастрыкин заявил, что следствие проверяет, насколько система пожаротушения в концертном зале «Крокус Сити Холл» соответствовала требованиям безопасности.
Теперь уже даже в Госдуме высказываются о необходимости корректировать всю глобальную систему безопасности, чтобы предотвратить повторение столь масштабных и чудовищных терактов. Например, предлагается передать силовикам охрану массовых мероприятий в стране.
Для объективности необходимо ответить на вопрос: может ли система безопасности в принципе быть рассчитана на спланированный теракт?
Часть специалистов уже с уверенностью говорят, что это невозможно. Какую бы хорошую огнезащитную обработку ни имели стальные конструкции, они не в состоянии выдерживать пожар дольше определенного времени. Даже исправно работающие системы противопожарной защиты не в состоянии противостоять целенаправленным поджогам, многочисленным возгораниям на большой площади и блокировке террористами путей эвакуации.
Вечером 25 марта глава МЧС России Александр Куренков заявил, что противопожарная система в зале работала, однако спасти от огня она не могла, поскольку террористы использовали бензин. Площадь возгорания с самого начала была большой. Пожар из-за короткого замыкания и спланированный поджог — совершенно разные вещи. На последнее ни одна автоматическая система пожаротушения не рассчитана.
Эмин Агаларов также доказывает, что в зале явно сработало дымоудаление. После поджога видимость в зале сохраняется, о чем свидетельствуют кадры, снятые людьми в зале. Также, по его словам, в концертном зале были открыты все эвакуационные выходы. Люди, пытаясь спастись, наткнулись на запертые двери служебных помещений.
Учитывая, что зал вмещает 6200 человек, большинство зрителей и сотрудников действительно смогли покинуть комплекс очень быстро и относительно свободно
А теперь представим, что без исключения все двери в концертном зале были открыты. После теракта точно появились бы замечания другого рода: открытые двери — это дополнительные пути для входа/отхода убийц. Никакого правильного баланса для владельцев площадки в случае теракта не существует.
Свидетельства
Технический директор компании SPINOFF Олег Коробченко работал в «Крокусе» регулярно. В последний раз — в начале марта на концерте группы Gorky Park. По его словам, у площадки стандартные требования безопасности, и все работает по протоколам.
Охрана есть, рамки есть. Что касается противопожарной охраны, то всегда требовали, чтобы проходы не были ничем загорожены. Я занимаюсь техническим оснащением массовых мероприятий, и все необходимое оборудование для концертов я обязательно согласовывал с площадкой
Собеседник добавляет, что меры защиты в «Крокус Сити Холл» достаточно строгие. Но в том и ужас терактов, что к ним невозможно быть готовыми. «Я не так давно был в Государственном Кремлевском дворце. Там охрану осуществляет ФСО. Но это Кремль. Ни в одном другом концертном зале я не видел подобной охраны. Нельзя подобное представить в театре. Единственный способ защититься от атаки террористов — это чтобы на каждом входе, в том числе и на служебных, был отряд вооруженных людей. Это невозможно. Я бывал и на стадионных концертах. Не видел там в форме людей. И это общемировая практика, а не только у нас», — продолжает Олег Коробченко.
Технический директор компании «Русский шоу-центр» Марина Новоселова занималась концертами иностранных артистов в «Крокусе». Она обеспечивала технические райдеры, согласовывала оборудование, графики, требования по персоналу, взаимодействие между техническим персоналом артистов, подрядчиками и площадкой. Она привозила в «Крокус» звезд калибра Элтона Джона и Ленни Кравица и вспоминает, что эта концертная площадка крайне «капризная».
«Я могу говорить только об общих требованиях безопасности, и они всегда были серьезными. Строгий контроль списков персонала и оборудования, проход только по паспорту, без исключений. Охрана всегда на постах на входе, на сцене и на грузовых воротах. В плане правил пожарной безопасности тоже все строго. Всегда необходимы были сертификаты негорючести ввозимых декораций, документы на оборудование. Требование по вызову пожарной машины и скорой помощи на мероприятие, пожарные посты на сцене. К сожалению, боюсь, что подготовиться к такому удару невозможно», — признает Новоселова.
Специалист считает, что «Крокус» был очень удобной и профессионально укомплектованной площадкой. Марина Новоселова считает, что рамки металлодетектеров на входе и профессиональная охрана мероприятий необходимы, но их функциональность, безусловно, не рассчитана на преступления такого уровня. Возможно, меры должны быть усилены. Но это должны решать профессионалы.
Евгений Митяйкин — инженер по сценическим спецэффектам, который работал на мероприятиях в «Крокус Сити Холле», «Вегас Сити Холле» и других площадках. Он называет «Крокус» лучшей площадкой для организации концертов в Москве и Подмосковье — в том числе с точки зрения противопожарной безопасности.
Евгений рассказывает, что за несколько часов до начала любого мероприятия сотрудники пожарной безопасности «Крокуса» проводили обход сцены и следили, чтобы все пустые кейсы от оборудования были вывезены на улицу. Служебный въезд по инструкции был всегда освобожден, выставлялись дополнительные средства для первичного пожаротушения. Специалист отмечает, что тестирование спецэффектов проходило только в присутствии сотрудника пожарной безопасности с тепловизором.
Не могу оценить работу сотрудников охраны на входе, ни разу не входил в этот зал как зритель. Могу оценить службу безопасности на служебном входе и при ввозе оборудования. Все сотрудники любых организаций не могут попасть в «Крокус», не предъявив паспорт, который сверяют с данными в согласованных списках. Эти списки предоставляются заранее от подрядчиков. Ввоз оборудования — также по согласованным заранее спискам. На служебном входе стоит рамка, все сумки проверяются
По мнению собеседника, большие площадки можно защитить от террористов только присутствием на всех входах сотрудников государственных структур с табельным боевым оружием.
Террористы открыли огонь по посетителям уже у входа в «Крокус». Стрельба продолжилась в вестибюле, у рамок безопасности, и около 20 часов 03 минут террористы добрались до зала. Пока одни стреляли в людей, другие обливали кресла бензином сразу в нескольких местах. Эксперты сходятся во мнении – спланированную атаку таких масштабов практически нереально остановить без потерь, и владелец «Крокус Сити Холла» сейчас — такая же пострадавшая сторона, как и все, кого коснулась трагедия.