Силовые структуры
14:37, 16 июня 2024

Спецназ ликвидировал террористов в СИЗО Ростова-на-Дону. Как они смогли устроить побег, найти оружие и взять заложников?

В ростовском СИЗО с освобожденными заложниками были запрещенные предметы
Владимир Шарапов, Игорь Надеждин (Редактор отдела «Силовые структуры»)
Фото: Эрик Романенко / ТАСС

Утром 16 июня шестеро арестантов захватили заложников в СИЗО Ростова-на-Дону. Несколько часов спустя злоумышленников ликвидировал спецназ, а их пленники были освобождены. Захватчики, среди которых были террористы из запрещенной в России международной террористической организации «Исламское государство» (ИГ), готовили свое преступление несколько месяцев и сумели беспрепятственно покинуть камеры изолятора. Вопрос о том, почему захват заложников оказался возможен, а арестантов никто не остановил, стал настоящей загадкой для специалистов и правозащитников. Подробности дерзкого преступления, подобных которому в России не было много лет, — в материале «Ленты.ру».

Захват заложников в ростовском СИЗО готовили месяцами

Служба охраны в СИЗО-1, где арестанты взяли заложников, последние годы считалась лучшей среди всех следственных изоляторов Ростовской области. Всего несколько дней назад УФСИН по Ростовской области опубликовало репортаж из изолятора.

В репортаже отмечалось, что в СИЗО ведется круглосуточное наблюдение с использованием различных систем и современных инженерно-технических средств, а службу там с оружием несут не только мужчины, но и женщины. Впрочем, все это не помешало заговорщикам готовить захват заложников на протяжении нескольких месяцев.

По сведениям источников в правоохранительных органах, несмотря на то, что захватчики содержались в разных камерах, они могли поддерживать между собой связь. При этом не исключено, что у злоумышленников были координаторы за рубежом — такую версию проверят в Следственном комитете России.

Заложников в СИЗО захватили особо опасные преступники

По предварительным данным, к захвату заложников причастны шестеро арестантов. Трое из них — Гиреев, Цицкиев и Акиев — были осуждены в декабре 2023 года за участие в запрещенной в России международной террористической организации «Исламское государство» (ИГ).

Они готовили теракт, в рамках которого планировали напасть на здание Верховного суда в Карачаево-Черкесии. Гиреев и Акиев были приговорены к 18 годам лишения свободы, Цицкиев — к 18,5 года.

Четвертый участник захвата, по фамилии Сайпудинов, обвинялся по статьям 161 («Грабеж») и 162 («Разбой») УК РФ

Пятый соучастник преступления, Каменев, обвинялся по статье 282.2 («Организация деятельности экстремистской организации») УК РФ. Шестым захватчиком оказался 22-летний бывший студент астраханской государственной медицинской академии Малик Гандалоев.

Его задержали в Ингушетии в марте 2023 года — он прятался в лесу недалеко от села Алхасты вместе со своим братом и другом. Их задержали у тайника со взрывчаткой и самодельным взрывным устройством (СВУ). В отношении Гандалоева возбудили дело по статьям об изготовлении и незаконном хранении взрывчатых веществ.

Арестанты выбрались из камер и захватили сотрудников ФСИН

Арестантам удалось заранее ослабить решетку камеры. Утром 16 июня они дождались подходящего момента, выбили ее, а затем вышли во двор. После этого злоумышленники захватили заложников.

По словам источника «Ленты.ру» в правоохранительных органах, захватчики были вооружены ножами с символикой ИГ и заточками. Кроме того, во время побега они завладели пожарными топорами, которые были на специальном щите во дворе, и отобрали у одного из заложников резиновую палку.

В руках преступников оказались начальник оперативного управления ФСИН по Ростовской области подполковник Александр Богма и младший инспектор дежурной службы СИЗО.

Богма рассказал о серьезном настрое захватчиков — те попросили его сказать на камеру пару слов, «поделиться впечатлениями и эмоциями».

Преступники потребовали машину, оружие и возможность уехать из изолятора — с ними начались переговоры. Однако они не дали результатов — и спецназ ближе к полудню начал штурмовать СИЗО. Вся операция продлилась около трех минут: в ходе нее все шестеро злоумышленников были ликвидированы.

После завершения операции на территорию СИЗО пропустили медиков: туда заехали две кареты скорой помощи. По предварительным данным, один из заложников получил легкое ножевое ранение, его жизни ничего не угрожает.

События в ростовском СИЗО вызвали вопросы у экспертов

Глава комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн прокомментировал взятие заложников в СИЗО-1 в Ростове-на-Дону.

Он также заявил об очевидности того факта, что нападение на сотрудников ФСИН тщательно планировалось обвиняемыми заранее. Кроме того, депутат назвал удивительным то, что осужденных за попытку теракта в Верховном суде Карачаево-Черкесской Республики посадили в одну камеру.

В свою очередь, правозащитница, член Совета при президенте России по правам человека Ева Меркачева считает, что заключенные смогли захватить в заложники сотрудников СИЗО-1 Ростова-на-Дону из-за не слишком жестких условий содержания.

По мнению правозащитницы, более строгие условия содержания под стражей преступников, обвиняемых по террористическим статьям, могли бы помочь предотвратить такое развитие событий. Меркачева отметила, что заговорщики, «видимо, могли пользоваться связью и получали какое-то руководство от тех, кто является начальниками всех этих террористических ячеек», но в произошедшем нет вины дежурных, которые стали заложниками.

Причины захвата заложников в ростовском СИЗО установит следствие

Как рассказал «Ленте.ру» источник в ГУ ФСИН по Ростовской области, причины, по которым стал возможен захват заложников в СИЗО-1 Ростова-на-Дону, будут установлены в ходе следствия и служебной проверки.

По словам источника, сегодня вызывает вопросы то, почему в СИЗО-1 было много мобильных телефонов, причем с подключенным интернетом и возможностью записи видео. Никто в изоляторе почему-то не обнаружил эти и другие запрещенные предметы, особенно с символикой ИГ.

Кроме того, в одной камере почему-то оказались заключенные разных категорий, которые не должны содержаться вместе. Впрочем, как отметил источник, это могло быть связано с тем, что в ростовском СИЗО-1 содержится на 300 человек больше, чем рассчитано по нормативам. При этом среди них чрезвычайно много обвиняемых по экстремистским статьям.

Источник также отметил, что Ростов-на-Дону из-за близости к зоне проведения СВО на Украине уже более двух лет фактически является прифронтовым городом. Именно туда смещен «центр тяжести» по ряду тяжких статей, там содержится под арестом много террористов — и это накладывает отпечаток на условия службы сотрудников ФСИН.

Сотрудников ФСИН не раз задерживали за помощь арестантам

В последние годы сотрудники ФСИН России не раз становились фигурантами уголовных дел из-за помощи заключенным. Так, летом 2021 года в Челябинской области задержали сотрудника исправительной колонии №21 после побега осужденного.

По версии следствия, в ночь на 26 июня дежуривший сотрудник колонии разрешил заключенному покинуть помещение для сна. При этом подозреваемый не закрыл двери на замок в производственное помещение, откуда осужденный сбежал. Также выяснилось, что ранее сотрудник колонии незаконно передавал заключенному сотовый телефон и 40 тысяч рублей.

Позже, в сентябре 2022 года, сообщалось, что в городе Донской 32-летнего бывшего сотрудника УФСИН осудят за получение взяток от осужденного и превышение должностных полномочий.

По данным следствия, в период с января 2020-го по декабрь 2021 года фигурант неоднократно получал деньги от заключенного за передачу ему запрещенных в колонии предметов — Wi-Fi-роутера, проводных наушников, зарядки для телефона и отдельных продуктов.

Минувшей осенью уголовное дело о мошенничестве было возбуждено в отношении бывшего заместителя начальника СИЗО-1 ГУФСИН России по Ростовской области — того самого, где 16 июня арестанты захватили заложников.

А 5 июня бывший сотрудник ГУФСИН России получил три года колонии за превышение должностных полномочий. Как установил суд, в январе сотрудник следственного изолятора незаконно пронес внутрь два мобильных телефона с зарядными устройствами, которые затем передал одному из арестантов.

< Назад в рубрику