В начале 2024 года в Telegram появилась игра Notcoin, которая предлагала кликать по экрану и получать за это монетки. Уже в первые дни она собрала миллионную аудиторию и стала интернет-феноменом, когда вышла на биржу и смогла сделать игровую валюту реальной. «Лента.ру» рассказывает, что из себя представляет эта игра и как стала популярной.
Что такое Notcoin
Notcoin — это игра-кликер в Telegram. До апреля 2024 года она позволяла заработать токены NOT, которыми теперь торгуют крупные мировые криптобиржи. Notcoin выглядела как приложение внутри мессенджера и использовала технологию блокчейна — такие игры называют Web3.
Механика игры проста: пользователи нажимали на монетку на экране и получали внутреннюю валюту, которую затем могли перевести в виртуальные токены. Число нажатий было ограничено, и чтобы убрать лимит, требовалось пополнить энергию.
Цель Notcoin — получить как можно больше игровых токенов. Для этого существовали бустеры, которые позволяли увеличить число токенов и продлевали время без пополнения энергии. Игроку требовалось так воспользоваться бустерами, чтобы они сделали прибыль больше.
Пригласив друзей или подписавшись на определенные Telegram-каналы можно было получать бонусы — так разработчики зарабатывали на рекламе. Все игроки участвовали в турнире, разделенном на несколько уровней. Начальный — Серебряная лига, высший — Бриллиантовая.
Принятые термины:
- Notcoin — игра в Telegram
- NOT — токен, который можно было заработать в игре до 1 апреля. Иногда его тоже называют Notcoin для простоты
- Тапать — нажимать на экран
- Фармить — зарабатывать монеты
- Эирдроп (эйрдроп, аирдроп) — бесплатная раздача токенов
- Листинг токена — включение криптовалюты в список того, чем торгуют на бирже
- Клейм — возможность заявить права на токены, чтобы отправить их на криптобиржи и вывести в качестве реальных денег
«Игра была запущена в рамках премайнинга токенов. Пользователям предлагали кликать по монете, приглашать друзей и выполнять другие задания за вознаграждение. После полученные виртуальные монеты конвертировали в Notcoin по курсу 100 тысяч к одному (у меня было четыре миллиона монет, а на счету потом осталось четыре тысячи токенов NOT)», — рассказал «Ленте.ру» главный редактор Crypto.ru Влад Крылов.
После успеха Notcoin появилось много аналогичных игр-кликеров. Самая популярная за последнее время — Hamster Kombat, где нужно тапать хомяка и управлять его криптобиржей. Монеты, заработанные в таких играх, ничем не обеспечены. Заработать на них можно только после того, как игра проведет листинг своей криптовалюты, то есть добавит ее в активы биржи, которые можно купить и продать.
Notcoin пока единственная игра-кликер, которая провела листинг и перевела внутренние монеты в криптовалюту
История создания
Проект Notcoin разработала компания Open Builders. Его впервые представили в ноябре 2023 года на конференции The Gateway в Дубае.
Notcoin вышла 1 января 2024 года и сразу стала самой быстрорастущей игрой в Telegram. Уже 9 января количество пользователей в день составило пять миллионов, а 29 января — больше 20 миллионов. Правда, сложно разделить, какие из этих пользователей настоящие, а какие — боты.
1 апреля начисление внутриигровых монет закончилось. С тех пор игроки больше не могут тапать в Notcoin
16 мая прошел листинг NOT на самых популярных криптобиржах — Binance, Bybit и OKX. Для них это был первый токен на блокчейне TON. В момент запуска токен стоил 0,01 доллара. На тот момент игра набрала 35 миллионов активных пользователей. Все они могли перевести внутриигровую валюту в крипту.
Notcoin сразу вошел в топ-10 криптовалют мира по объему торгов и достиг рыночной капитализации почти в 700 миллионов долларов.
В течение месяца стоимость токенов NOT росла. Так, 2 июня она обновила максимум и составил 0,029 доллара. То есть четыре тысячи токенов Влада Крылова в момент листинга стоили 40 долларов (3,5 тысячи рублей), а меньше чем через месяц — 116 долларов (10 тысяч рублей).
За время существования Notcoin вошла в тройку лидеров криптовалют по объему эирдропов. Она раздала игрокам токены на сумму в один миллиард долларов (88,75 миллиарда рублей). Команда завершила клейм токенов 17 июня 2024 года, то есть распределила токены, которые запросили на свой счет игроки. Невостребованные токены отправят на развитие платформы.
Почему Notcoin стала популярна
Существует формат игр play-to-earn (P2E) — «играй, чтобы заработать». Они бесплатные и не требуют никаких вложений, кроме времени. Это понятная и доступная механика, которая привлекает пользователей. Именно такой формат выбрали и популяризировали разработчики Notcoin. Игрокам не нужно ничего устанавливать, достаточно играть в удобном Telegram-боте.
Кроме того, Notcoin — первый крупный проект в экосистеме TON, работающий прямо внутри Telegram.
TON (The Open Network) — блокчейн-платформа Telegram, которая позволяет хранить данные и проводить операции с криптовалютой Toncoin.
Павел и Николай Дуровы создали первую версию платформы под именем Telegram Open Network для криптовалюты Gram и даже привлекли в проект инвестиции, но не смогли запустить. TON закрыли в 2020 году и передали независимым разработчикам.
Через год на базе этой технологии выпустили криптовалюту Toncoin. Она не зависит от Telegram, но получает поддержку от платформы. Например, Павел Дуров регулярно пишет о ней в своем официальном канале на 2,5 миллиона подписчиков. Кроме того, на базе TON мессенджер запустил внутреннюю валюту Telegram Stars и аукцион ников Fragment, где за Toncoin можно продавать и покупать уникальные юзернеймы для мессенджера.
Основатель Telegram Павел Дуров поддерживает Notcoin — пишет о ее успехах у себя в канале и принимает в ней донаты. Именно благодаря этому и интеграции с блокчейном TON Notcoin выделилась среди прочих игр-кликеров, рассказал «Ленте.ру» коммерческий директор Techobit Александр Пересичан.
«Наличие заданий, реферальных программ и других функций делает игру интересной для различных категорий пользователей. Кроме того, следует отметить, что благодаря глубокой интеграции Notcoin с экосистемами Telegram и TON, а также указанной игровой механике, в Telegram пришли десятки или сотни миллионов новых пользователей, часть из которых могла приобрести Telegram Premium, что, соответственно, принесло выгоду для бизнеса Telegram в целом», — добавил он.
Сыграла роль и вирусная популярность — игроки приглашали друзей, делились с ними результатами и соревновались, кто натапает больше монет.
Курс и цена
Стоимость NOT меняется каждый день и зависит от биржи, на которой продается. Например, 17 июня на Binance токен потерял 11 процентов в цене и торговался по 0,017953 доллара. В этот же день на Bybit он подешевел почти на 10 процентов и стоил 0,018165 доллара.
Актуальный курс NOT к доллару нужно смотреть ежедневно на каждой бирже, чтобы выбрать сервис с выгодным курсом
Реально ли заработать на Notcoin
Основную выгоду получили игроки, которые каждый день тапали, выполняли задания и активно приглашали друзей. Они инвестировали в криптовалюту свое время.
Поскольку премайнинг закончился, и монеты больше не выпускают, этот вид заработка больше недоступен. Прочие способы связаны с риском. Вот какие из них назвал Влад Крылов:
- Перепродажа. Это заработок на разнице курсов на разных биржах и в разные дни;
- Стейкинг. Можно добавить монеты в пулы для стейкинга, то есть заблокировать сумму на определенное время. Это пассивный заработок, напоминающий систему вкладов в банках. Вознаграждения на стейкинге небольшие: биржи предлагают меньше процента за год;
- Задания в других проектах. Сейчас к Notcoin присоединяются новые игры, например W3Forge. Выполняя в ней задания, можно получать токены NOT. Сумма выплат там небольшая.
Можно ли заработать на играх-кликерах: мнение эксперта
В подобных играх пользователи в первую очередь тратят собственное время. Это достаточно ценный ресурс. В интернете есть отдельная категория криптоэнтузиастов, которые участвуют во всех раздачах и подобных активностях. Ставка в этом случае сделана на вероятность, что из большого количества проектов, в которых принимает участие пользователь, несколько выстрелят и удастся заработать.
Однако не все пользователи ограничиваются одним устройством. В подобных играх есть «майнеры». Они закупают большое количество мобильных устройств, подключают их к одному компьютеру и быстро выполняют задачи либо вручную, либо с помощью ботов. Для создания подобных ферм требуются уже инвестиции, и вот тут пользователь может понести убытки: например, монета банально не пройдет листинг ни на одной бирже и намайненные токены не получится продать.
Подобные игры-кликеры открыли возможность для заработка широкой аудитории. У многих юзеров есть мобильный телефон, а значит, они могут уделять кликам некоторое время, не видя в этом рисков.
Однако у подобных проектов есть обратная сторона медали. Массовость не всегда обеспечивает успех проекта. Если разработчики не придумают, как в дальнейшем поддерживать высокий спрос на свой токен, его курс будет постепенно падать.
На рынке криптовалют десятки успешных проектов, которые сделали разработчиков и ранних инвесторов миллионерами. Но количество скама значительно больше. Поэтому к выбору проектов для участия нужно относиться очень серьезно.