В конце сентября православные христиане отмечают важный праздник. Он посвящен обретению Креста, на котором был казнен Иисус Христос. И хотя это единственный Господний праздник, который не связан с событиями земной жизни Спасителя, он занимает почетное место среди основных 12 праздников Русской православной церкви (РПЦ). Подробнее о Дне Воздвижения Креста Господня — в материале «Ленты.ру».
Когда отмечается Воздвижение Креста Господня
День Воздвижения Креста Господня отмечается ежегодно 27 сентября, 2024-й не исключение. В этом году праздник выпадает на пятницу.
История праздника
«Высокое и священное значение Креста Господня, естественно, делало в глазах христиан величайшей святыней и самое древо Креста Господня, тот самый деревянный крест, на котором был распят Спаситель», — так пишет о Кресте Господнем богослов Михаил Скабалланович в книге «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня».
Тем не менее долгие века Крест, на котором был распят Иисус Христос, обнаружить не могли. И, как сообщает «Ленте.ру» священник и настоятель храма апостола и евангелиста Луки в Твери Антон Русакевич, только в IV веке император Константин Великий пожелал отыскать Честное Древо Креста Господня и соорудить храм на Голгофе. «Только тогда, по описанию историков Евсевия Кесарийского, Феодорита Кирского, Руфина Аквилейского, Сократа Схоластика и Созомена Саламанского, его мать, святая равноапостольная царица Елена, — отправилась в 326 году в Иерусалим на поиски Креста», — отмечает клирик.
Как искали Крест
Дело в том, что по раввинскому предписанию, «камень, которым кто-нибудь был убит, дерево, на котором кто-либо был повешен, меч, которым кто-нибудь был обезглавлен, и веревка, которой кто-нибудь был задушен, должны быть погребены вместе с казненными». То есть Крест должен был быть погребен вместе с Иисусом.
«Во всяком случае весьма вероятно, что все три креста (Спасителя и двух разбойников) были положены или зарыты вблизи от места распятия и смерти Спасителя, — пишет в своей книге «Воздвижение Креста Господня. Событие праздника и его эортологическая динамика» Георгий Битбунов. — А благоговейная память непосредственных свидетелей и очевидцев распятия Спасителя — Его любящих учеников и учениц, конечно, свято хранила своим почитанием и поклонением это место. Никакие последующие обстоятельства жизни первых христиан, как бы тяжелы для них эти обстоятельства ни были, не могли заставить их забыть места, освященные величайшими событиями жизни Спасителя».
И вот, по преданию, записанному Григорием Турским, место обретения Креста Господня равноапостольной царице Елене указал под развалинами языческого капища Венеры престарелый иудей по имени Иуда, впоследствии принявший христианство с именем Кириак.
Вблизи Лобного места нашли гвозди, дощечку с надписью на трех языках, которая была прибита над главою распятого Христа, и три креста. Для того чтобы узнать, какой из трех крестов является Крестом Господним, было явлено чудо: по свидетельству историков, прикосновением Креста Господня исцелилась находившаяся при смерти женщина
Равноапостольная царица Елена и все сопровождавшие ее воздали поклонение Кресту. Но людей собралось слишком много, и, естественно, не все могли поклониться Честному Древу Креста Господня и даже увидеть его. Тогда Патриарх Иерусалимский Макарий, став на высоком месте, начал поднимать — воздвигать — Святой Крест, показывая его народу. Народ поклонялся Кресту, восклицая: «Господи, помилуй».
Как появился праздник
«Отсюда получил свое начало праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который был установлен в год обретения Святого Древа. Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи», — отмечает священник.
После обретения святого Креста император Константин начал строительство храмов на Голгофе. Непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня была построена большая базилика Мартириум и ротонда Воскресения (Гроба Господня). Освящение совершилось 13 сентября 335 года.
С 335 года, когда было совершено освящение храма Воскресения Христова (13 сентября), праздник Воздвижения был перенесен на 14 сентября.
В VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено и другое событие — возвращения Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена
«В 614 году персидский шах Хозрой во время войны с византийским императором Фокой овладел Иерусалимом. Он увез из Иерусалима в Персию и Древо Животворящего Креста Господня. В Персии Честной Крест пребывал 14 лет, — поясняет Антон Русакевич. — В 628 году святое Древо Креста Господня после победы императора Ираклия над персами и заключения мира было отобрано у персов и возвращено в Иерусалим. Император торжественно встретил Крест Господень в Иерусалиме, внес его в храм, откуда он и был ранее похищен персами».
Согласно Священному преданию, со вносом Креста Господня в иерусалимский храм Воскресения связана необычная история. Так, у ворот император Ираклий, несший Крест, внезапно остановился. Его будто парализовало — он никак не мог сдвинуться с места. Патриарх Захарий, идущий рядом, предположил, что царю перегородил путь ангел. Ведь Иисус всегда вел очень аскетичную жизнь и в свой последний путь уходил в уязвленном состоянии. Император Ираклий, прислушавшись к патриарху, облачился в простую одежду и после этого без труда внес Крест в храм.
В «Слове ином на Всеславное Воздвижение Креста» святой Андрей Критский так описал тот знаменательный день: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».
Это событие совершилось 14 сентября (27 сентября по новому стилю). Таким образом, в празднике этого дня соединились два воспоминания — обретение Креста Господня и возвращение его из персидского плена в Иерусалим
«[Другие праздники] — то дни плача над Божественным Страдальцем; а это день радости о следствиях Его страдания, о плодах искупления. Это праздник именно в честь самого искупления в лице главного орудия, знамения и проводника его на нас», — отмечает в свою очередь автор книги «Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня».
Особенности богослужения в этот день
Как и в любой великий церковный праздник, в день Воздвижения проводится всенощное бдение и праздничная литургия. При этом главной особенностью службы является вынос Креста и поклонение ему.
«Во время пения хором великого славословия предстоятель выносит святой Крест перед Царскими вратами и ожидает окончания славословия. При этом он в полном облачении, как при совершении литургии — ради особой торжественности службы и особого почитания Креста», — говорит Антон Русакевич.
Затем там, где совершается чин Воздвижения, происходит примерно то же, что происходило в IV веке в окрестностях Иерусалима: при огромном стечении народа для всех не было возможности подойти и приложиться к Кресту, поэтому патриарх Макарий поднял Крест, чтобы всем было его видно.
В наше время, согласно Уставу, предстоятель пять раз при пении «Господи помилуй» (100 раз) совершает воздвижение креста на четыре стороны света: на восток, на запад, на юг, на север и в последний раз на восток. Затем все молящиеся целуют Крест и помазываются святым елеем по обычаю. При общем поклонении Кресту поется особый тропарь: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим»
Чин Воздвижения, по его словам, бывает не во всех храмах, а, как правило, только в соборных. Там, где Воздвижения не совершается, проводится только вынос Креста во время славословия, положение его на аналое посреди храма с пением тропаря праздника и поклонение Кресту.
Основные славословия, которые произносятся в этот день
- Тропарь. Глас 1: «Спаси, Господи, людей Твоих и благослови наследие Твое, победы [Царям] над неприятелями даруя и Крестом Твоим сохраняя Твой народ»;
- Кондак. Глас 4: «Вознесенный на Крест добровольно, соименному Тебе новому народу милости Твои даруй, Христе Боже; возвесели силою Твоею верных людей Твоих, подавая им победы над врагами, — да имеют они помощь от Тебя, оружие мира, непобедимый знак победы»;
- Величание Воздвижения Креста Господня: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия»;
- Задостойник праздника. Глас 8: «Ты, Богородица, — таинственный рай, невозделанно произрастивший Христа, Которым на земле насаждено Креста живоносное древо; потому ныне, при воздвижении его, поклоняясь ему, мы Тебя величаем».
По окончании праздничной литургии священнослужители выходят на середину храма и с пением тропаря трижды кланяются до земли. Все молящиеся вместе с ними творят земные поклоны. «Это единственный случай, когда полагаются земные поклоны в Господский двунадесятый праздник или воскресный день», — подчеркивает Русакевич.
Особенности богослужения у католиков
Что касается католического празднования Дня Воздвижения, то богослужение у западных христиан начинается накануне лишь в том случае, если Воздвижение приходится на воскресенье. В противном случае литургия начинается с утрени, в ходе которой читаются три ноктюрна (так называется часть религиозной службы у католиков). При этом католики отмечают этот день по старому стилю — 14 сентября, а не 27-го, как православные.
Части богослужения на Воздвижение Креста Господня у католиков:
- чтение из «Книги Чисел»;
- историческое чтение о возвращение Креста;
- чтение из проповеди святого Папы Римского Льва Великого.
Традиции праздника
Христианские
День праздника следует посвятить служению Богу и ближним, уверен Антон Русакевич. «По возможности сходите в Храм, на Исповедь и Причастие», — советует он. Священник также предупреждает, что ради воспоминания крестных страданий Спасителя в этот день традиционно установлен пост. «Не принято в день Воздвижения есть мясо, молоко, яйца, рыбу, можно употреблять только овощи и прочие растительные продукты», — подчеркивает Русакевич.
Народные
Что касается народных традиций, то в день Воздвижения с давних времен существовал обычай возводить часовни и небольшие церкви. Также наши предки в этот день ставили придорожные кресты. Кроме того, с иконами обходили поля — молились о хорошем урожае.
Как известно, долгое время у крестьян христианские праздники смешивались с языческими. Поэтому на Руси 27 сентября называли также третьими Осенинами или Ставровым днем. Это был день встречи осени, холодного времени года. Недаром говорили, что Воздвиженье «сдвинет зипун, надвинет шубу» или что на этот праздник «кафтан с шубой сдвинулся, и шапка надвинулась».
День Воздвижения Креста Господня в искусстве
В искусстве сюжет Воздвижения Креста Господня отражен в первую очередь в иконографии. Причем изначально изображалось не само обретение Креста, а богослужение, проходившее в честь этого события в соборе Святой Софии в Константинополе. Первые подобные изображения относятся к IX-XI векам.
Позже, в XV-XVI веках более распространенной стала композиция, где изображен Патриарх с поднятым над головой Крестом, его руки поддерживают диаконы, позади находится однокупольный храм, а по сторонам от Патриарха стоят царь Константин и царица Елена.
Не только иконописцы использовали подобный сюжет в своих работах. Картина «Воздвижение Креста» сделала знаменитым и нидерландского художника Питера Рубенса. Она была написана по заказу церкви святой Вальбурги в XVII веке и представляет собой триптих.
На картине изображены 22 человека. На левой панели сразу бросаются в глаза Дева Мария и Иосиф Обручник, скорбящие с остальными женщинами. Средняя панель показывает мучения Христа. А правая посвящена подготовке к казни двух преступников.
Это истинно возвышенное произведение. Оно воздействует декоративным ритмом линий и пятен, мерцающими бликами и изысканнейшими жемчужными переливами цвета. Собака на переднем плане или роскошный серый конь в яблоках на боковой створке триптиха, не противореча сюжету, выдают жизнелюбие художника даже в отношении столь трагической темы
Главным же архитектурным памятником, связанным с Воздвижением, в России является Храм Воздвижения Креста Господня на Чистом Вражке в Москве. Он был построен в XVII веке и на данный момент принадлежит Центральному благочинию Московской городской епархии Русской православной церкви.