Согласно глобальному рейтингу уровня интеллекта разных стран, средний IQ россиян составляет примерно 98 баллов, наша страна находится на 74-м месте. IQ (intelligence quotient) переводится как «коэффициент интеллекта», он считается показателем умственного развития человека и определяется с помощью специальных тестов. О них и рассказывает «Лента.ру».
Что такое IQ-тест
IQ (англ. intelligence quotient), «коэффициент интеллекта» — это показатель, который отражает умственные способности человека. Измерить его можно с помощью специальных тестов, которые чаще всего так и называются — IQ-тесты.
При этом важно понимать, что такая диагностика не направлена на определение эрудиции, образованности или креативности тестируемого
Здесь речь идет, скорее, о когнитивных способностях, аналитических и логических навыках, а также о памяти. Тем не менее все это необходимо и для накопления высокого уровня знаний, а также развития творческого мышления.
Среднее значение IQ установлено на уровне 100 с допустимым отклонением в 15 единиц в обе стороны. Соответственно, IQ принято разделять на:
- низкий (менее 85 баллов);
- средний (86-115 баллов);
- высокий (более 116 баллов).
История создания IQ-тестов
В разработке идеи об измеримости человеческого интеллекта принял участие не один ученый.
Началось все еще на заре XX века. Британский психолог Чарльз Спирмен в процессе наблюдения за пациентами выяснил, что те из них, кто демонстрировал высокие результаты в одном когнитивном тесте, также достигали успеха и в других. Так, если им легко давались логические рассуждения, в большинстве случаев это означало, что у них также была хорошая память.
На основе этого Спирмен сделал вывод, что когнитивные способности человека можно объединить общим понятием «интеллекта», и предложил его измерить. Он ввел понятие general intelligence factor («фактор общего интеллекта») и обозначил его буквой g
Далее немецкий психолог Вильям Штерн подчеркнул, что развитость когнитивных способностей можно оценивать только с учетом возраста человека: причем как реального, так и ментального (его тоже определяют с помощью тестов). Специалист предложил использовать термин «коэффициент умственного развития» и вычислять его по формуле: «Умственный возраст / Хронологический возраст».
Американский психолог Льюис Терман одобрил эту концепцию, но внес в нее небольшие изменения. Во-первых, он переименовал «коэффициент умственного развития» в тот самый intelligence quotient («коэффициент интеллекта») — сокращенно IQ. А во-вторых, для упрощения работы с дробями он предложил результат, полученный с помощью формулы Штерна, умножать еще на 100.
Таким образом появилась формула:
IQ = (Умственный возраст : Хронологический возраст) × 100
На основе новой формулы Термана и начали создавать первые привычные нам по формату тесты на уровень интеллекта.
Зачем нужны IQ-тесты
Оценка собственных когнитивных способностей
IQ-тесты помогают измерить уровень логического мышления, способности к решению задач и быстроту усвоения информации. Многим людям просто любопытно узнать, какова степень развитости их интеллекта и насколько эффективно они способны справляться с интеллектуальными вызовами.
Также результаты теста могут показать, нужно ли человеку предпринимать дополнительные усилия для развития когнитивных способностей. Понимание своих «зон роста» позволяет сосредоточиться на конкретных когнитивных навыках и эффективно работать именно над ними.
Подбор оптимальной образовательной программы
Использование IQ-тестов в образовательной сфере позволяет подобрать наиболее подходящую программу обучения для человека: как в школе, так и в высших учебных заведения. Например, ученикам с высокими баллами IQ могут предложить углубленное изучение предметов или специализированные курсы, которые помогут им раскрыть свой потенциал. Это способствует более эффективному обучению и предотвращает скуку у особо одаренных учащихся.
Определение профессиональных склонностей
В профессиональной сфере IQ-тесты могут помочь в выявлении естественных наклонностей и сильных сторон кандидатов на те или иные вакансии при приеме на работу. Понимание уровня когнитивных особенностей человека позволяет работодателям более точно определять, какие задачи и роли ему подойдут, а также насколько успешно он будет справляться с предложенной должностью. Это способствует повышению производительности и удовлетворенности работой, так как сотрудник занимается тем, что соответствует его способностям.
Какие IQ-тесты бывают
Тест Стэнфорд-Бине
История создания: тест Стэнфорд-Бине появился в 1916 году благодаря усилиям американского психолога Льюиса Термена. Он адаптировал французский IQ-тест, созданный Альфредом Бине и Теодором Симоном, для американского контекста. Этот тест стал одним из первых, получивших широкое признание. Только вот подходит он лишь детям и подросткам.
Описание и структура: Стэнфорд-Бине оценивает широкий спектр когнитивных способностей, включая вербальные, количественные и пространственные. Также он делает упор на краткосрочную память. Тест включает 50 или 100 вопросов, которые распределены по различным подкатегориям. Вопросы варьируются от простых до сложных и требуют как логического рассуждения, так и анализа информации. Задания предполагают, например, решение задач, соединение пословиц с их смыслом, подсчет букв в предложении.
Тест можно пройти на сайте. Потребуется 12 или 24 минуты.
Тест Векслера
История создания: тест Векслера был разработан в 1939 году американским психологом Дэвидом Векслером, стремившимся создать более комплексный инструмент для оценки интеллекта. Он предлагает более детализированное понимание когнитивных функций по сравнению с предыдущим тестом, а также подходит не только для детей, но и для взрослых.
Описание и структура. Тест Векслера разделен на несколько версий: тест для взрослых (WAIS) и тест для детей (WISC). Каждый вариант состоит из вербальных и невербальных подкатегорий. Так, в первой части испытуемым предлагается давать устные ответы в свободной форме. Кроме того, используются различные вспомогательные инструменты: например, кубики и карточки. Во второй части теста исследуются такие аспекты, как знание слов, арифметика, способность к логическому и пространственному мышлению.
Пройти тест можно у психолога, владеющего техникой. Потребуется 60-90 минут.
Тест Айзенка
История создания: шкала Айзенка была разработана британским психологом Гансом Айзенком в середине XX века. Существует около восьми вариантов теста. Это один из самых распространенных проверок IQ в России, который при этом практически не используется за рубежом. Дело в том, что в 2019 году научные работы Айзенка в западном научном мире были признаны «вызывающими большие вопросы».
Описание и структура: в тесте представлено от 40 до 100 вопросов, которые касаются различных аспектов логического мышления и способности к анализу. Для общей оценки интеллектуальных способностей Айзенк использует словесный, цифровой и графический материалы.
Пройти адаптированный советским ученым Федором Горбовым тест Айзенка можно на сайте. Потребуется около 30 минут.
Тест Равена
История создания: тест Равена был сформулирован британским психологом Джоном Равеном в 1936 году. Специалист хотел разработать такой инструмент для измерения интеллекта, который будет прост в интерпретации — в отличие от теста Стэнфорд-Бине.
Описание и структура: основное внимание в тесте Равена уделяется визуальному восприятию и логическому мышлению. Он состоит из матриц, в которых необходимо определить недостающие элементы в ряду узоров. В тесте обычно представлено 60 вопросов, разделенных на несколько уровней сложности. Каждое задание требует способности к абстрактному мышлению.
Тест можно пройти на сайте. Потребуется от 20 до 40 минут.
Можно ли изменить свой IQ
Коэффициент интеллекта — это не постоянная величина. Когнитивные способности можно развивать в течение всей жизни, их тренировка непременно будет влиять и на увеличение IQ. Так, согласно исследованию ученых из США, за год активного обучения чему-либо результат прохождения IQ-тестов можно увеличить на 1-5 баллов.
Нейропсихологи считают, что высокий IQ действительно способствует высокому качеству работы и социальной мобильности, что зачастую приводит к выдающимся профессиональным достижениям. Кроме того, большинство людей с высоким уровнем интеллекта успешнее других справляются и с обычными повседневными задачами.
Также, согласно данным шведских ученых, участники опросов, продемонстрировавшие высокий IQ в юности, имеют лучшее здоровье и реже умирают в молодом возрасте. Так, в одном из исследований, охватившем миллион мужчин и продолжавшемся около 20 лет, было зафиксировано, что смертность среди мужчин с высоким IQ была на 32 процента ниже по сравнению с их менее одаренными сверстниками.
И все же нельзя говорить, что жизненный успех напрямую зависит от высоты IQ. На материальное и семейное благополучие, а также социальный статус влияют и многие другие вещи, помимо интеллекта. В исследовании, проведенном учеными из Миннесотского университета, 2593 участника были разделены на группы с низким и высоким IQ. Оказалось, что даже выпускники колледжей с низким IQ достигали тех же социальных и экономических уровней, что и их более интеллектуально одаренные сверстники.
Критика IQ-тестов
И хотя IQ-тесты довольно быстро снискали популярность, а их результаты всерьез исследовали, такая проверка по сей день активно подвергается критике. Основной аргумент в пользу не полной состоятельности IQ-тестов — предположение, что интеллект все же не является однородным, как считал Чарльз Спирмен, а представляет собой совокупность различных и независимых друг от друга мыслительных способностей. Человек может проявлять высокий уровень умений в одной когнитивной области, но иметь слабые успехи в других. Поэтому идея измерить уровень интеллекта человека «в вакууме» вызывает сомнения.
Кроме того, интеллект нельзя оценить изолированно от всей остальной личности, а также обстоятельств, в которых человек находится. Множество факторов могут влиять на результаты IQ-тестов: начиная от личностных особенностей и заканчивая жизненным опытом, а значит, оценка интеллекта с помощью тестов не надежна.
Так, на результаты подобной диагностики могут воздействовать:
- Личные проблемы. В день проведения теста у человека могут быть сложности со здоровьем, трудности на работе или в семье. В итоге один и тот же испытуемый может показывать разные результаты в разные дни.
- Финансовые затруднения. Экономические проблемы могут также отвлекать от тестирования, поскольку решение денежных вопросов требует значительных когнитивных ресурсов, что мешает концентрации на тесте.
- Опыт тестирования. Повторное прохождение схожих тестов также может улучшить результаты, поскольку испытуемый становится лучше знаком с шаблонными задачами и их особенностями.
- Мотивация. В одном из американских исследований детей попросили дважды пройти IQ-тест — с перерывом в два месяца. В первый раз испытуемые решали задания в обычном формате, а во второй раз их разделили на группы, и участникам одной из них начали давать по одной конфетке M&M’s за каждый правильный ответ. Благодаря такой мотивации средний результат вырос на целых 12 баллов.
Среди самых известных интеллектуально одаренных людей мира (с IQ более 200) на сегодняшний день можно назвать американского астрофизика Кристофера Хирату, австралийского математика Теренса Тао и американскую журналистку Мэрилин вос Савант.
Последняя при этом была даже удостоена титула «Человек с самым высоким IQ» и занесена в Книгу рекордов Гиннесса, правда, пробыла она там недолго — всего четыре года (в период с 1985 по 1989 год). Позже категорию, связанную с IQ, вовсе решили убрать, объяснив это тем, что тесты на интеллект недостаточно достоверны.
Немало разговоров ходит вокруг умственных способностей физика Альберта Эйнштейна. Есть предположения, что у него был не очень высокий IQ, несмотря на все его открытия и научные достижения. Однако проверить это невозможно: ведь во времена Эйнштейна тесты на интеллект еще не были разработаны.