Каждый год в конце сентября в России отмечают День Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Эти мученицы воплотили в себе одни из главных христианских добродетелей. В старину этот день называли «бабьими именинами»: он считался важным для всех женщин, а не только тех, кто назван в честь святых. «Лента.ру» рассказывает историю и традиции праздника, что в него можно делать и что нельзя, а также кем были Вера, Надежда, Любовь и София, как их имена появились в России и что они значат.
Когда отмечают День Веры, Надежды и Любови
Православные верующие каждый год отмечают День Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в один день — 30 сентября. В 2024 году он выпадает на понедельник. Праздник не входит в число государственных, поэтому не является выходным.
В этот день верующие вспоминают страдания святых мучениц Веры, Надежды и Любови и матери их Софии
Кто такие Вера, Надежда, Любовь и мать их София
Версия жизни мучениц дошла до нас на русском языке в пересказе православного священника Димитрия Ростовского, опубликованном в книге «Жития святых» конца XVII века.
В ней передана история святых, которые жили в Италии во времена римского императора Адриана (правил в 117-138 годах). Христианка София овдовела и воспитывала дочерей одна. Она растила девочек в христианской вере и назвала в честь главных христианских добродетелей. С детства дочери читали послания пророков и апостолов, отличались красотой, мудростью и кротостью.
Вере было 12 лет, Надежде — 10, Любови — девять
Слухи об исключительной семье дошли до наместника тех земель Антиоха. При встрече с ним мать и дочери не скрывали своей веры и показали презрение к языческим идолам. Антиох донес об этом императору, и он вызвал христианок к себе в Рим.
Адриан предложил трем сестрам одной за другой совершить жертвоприношение в честь Дианы, богини охоты (в некоторых источниках ее называют Артемидой — это греческий вариант). Каждая отказывалась, и тогда ее начинали мучить: избивать, жечь железом, варить в кипящем масле, после чего обезглавливали. Все три девочки проявили стойкость и до конца не отреклись от своей веры.
За страданиями своих детей наблюдала София, и это было ее собственной мукой. Чтобы сделать ей еще больнее, император позволил матери забрать тела Веры, Надежды и Любови. София похоронила дочерей на высоком холме за городом и три дня провела у их могилы, после чего ушла из жизни. Мать похоронили с девочками. Позднее всех четверых причислили к лику святых.
«Мученичество, которое приняли девочки за свою веру, действительно было чудовищным и оставило неизгладимый след в душе всех, кто знал о совершении этого преступления против христианства. Эта история стала для всех примером непоколебимой веры и готовности претерпеть любые страдания, принять любые мучения за право искренне следовать своей вере», — рассказала «Ленте.ру» эксперт по религии, профессор РЭУ имени Г.В. Плеханова Наталия Фоминых.
Где хранятся мощи мучениц
Мощи Софии и гробница — копия той, в которой когда-то лежали ее дочери — находятся в Эшо. Это пригород Страсбурга (город на востоке Франции). Христианские святыни хранятся в храме святого Трофима.
Мощи Веры, Надежды и Любови в гробнице перевезли туда в VIII веке. В те времена на месте храма находился женский монастырь, но в годы Великой французской революции его разрушили. Монахиням удалось спрятать мощи мучениц, но куда именно, осталось неизвестным. Уже позже обитель восстановили и в нее привезли мощи Софии. Сейчас сюда приезжают православные паломники из России и стран СНГ, Румынии, Сербии и Греции.
С 2012 года у гробницы совершают особую литургию каждое 30 сентября. Службу читают на церковнославянском, французском и молдавском языках. После отправляются на крестный ход с реликвиями
Частицы мощей святой Софии находятся в Москве — в храме Софии Премудрости Божией на Лубянке.
История праздника в России
На Руси праздник называли «бабьи именины». Ведь свои именины 30 сентября отмечали все, кого назвали в честь одной из четырех святых. И если девочка рождалась в этот день, считалось, что с помощью имени ей передадут добродетели мучениц.
«Девочки, которые рождались в этот день, считались обладательницами глубокой мудрости, которые принесут в дом благополучие и уют. Как бы ни назвали девочку, считалось, что она будет обладать всеми этими качествами, а плюс к этому будет нести мудрость в дом, семью и род», — уточнила Наталия Фоминых.
Но и для тех, кто не был крещен в честь мучениц, праздник стал одним из главных женских дней в году. Он растягивался на три дня, по одному на каждую добродетель. Женщинам в это время разрешалось не работать.
Также женщинам полагалось оплакивать мучениц, а с ними — свою собственную тяжелую долю. Считалось, что со слезами получиться избавиться от обид, проблем и грусти — «выплакать» их
Как правило, для этого собирались вместе с утра и начинали голосить и завывать. Поэтому у праздника есть еще одно народное название — «Всесветная бабья выть». Этот плач был ритуальным и считалось, что он помогал защитить семью от беды.
«Женщин должны были поздравлять не мужчины, а сами женщины: девочки, мамы, сестрицы. На Руси всегда считалось, что у женщины самая тяжелая доля, и надо было плакать обязательно друг другу и жаловаться на эту тяжелую долю. И с утра обязательно входило в своеобразный ритуал, что женщины начинали оплакивать судьбу мучениц. Причем вкупе со своей собственной», — рассказала профессор.
Плач и причитания как обряд существуют в разных древних культурах. Они были распространены на Руси. Их связывали с состоянием перехода — свадьбами, похоронами, проводами в солдаты (в XVIII веке служба длилась 25 лет). Причитания были своего рода поэзией, со своей мелодичностью, темпом и импровизированным текстом. Их исполняли преимущественно женщины.
Некоторые причитания были бытовыми и выходили за рамки обряда. Они помогали снять стресс в тяжелых ситуациях — из-за неурожая, проблем в семье, после пожара. Такой же цели служил и плач на День Веры, Надежды и Любови.
Традиции
Праздник на Руси проходил так: после ритуального плача с утра женщины отправлялись накрывать праздничный стол.
Так как в основе этого дня трагичное событие, отмечали без излишеств
Обычно главным угощением были караваи и пироги. Именинницам в подарок приносили иконы и ладанки, а также сладости.
«В этот праздник обязательно советуют умыться святой водой: тогда девушка будет красивой и счастливой. По примеру предков можно и поплакать. Если женщина замужняя плачет в этот день, вспоминая какие-то невзгоды, то считается, она облегчает душу таким образом, и больше эти невзгоды к ней не вернутся», — отметила Наталия Фоминых.
В этот день женщины, особенно замужние, отправлялись в церковь, молились, просили о помощи и здоровье. По обычаю, покупали три свечи. Две из них зажигали у иконы Христа, а третью — в каравае дома. Затем читали молитву 40 раз, после чего хлебом угощали всех, о ком заботились.
Считалось, что в этот день нужно обязательно поклониться иконе Веры, Надежды, Любови и Софии, но при этом обязательно возносить молитвы самой Богородице, поскольку она всегда на Руси считалась главной бабьей заступницей
Вечером молодежь собиралась на посиделки. Там гадали, пели песни, а еще молодые люди и девушки знакомились и присматривались друг к другу.
Также в этот день приходили свататься. Но нельзя было назначать на него свадьбу и венчание, это считалось дурным знаком — ведь повод у праздника грустный, а значит, и семейная жизнь, которая началась в этот день, не будет счастливой.
Что можно делать
- Сходить в церковь и помолиться за здоровье близких.
- Поплакать от чистого сердца — такие слезы принесут облегчение.
- Женщинам нужно отдыхать, а мужчинам — заботиться о них.
- Накануне можно замесить тесто и испечь из него пироги. Поэтому в праздник будет чем угостить близких и гостей.
- Свататься и просить руки и сердца.
Что нельзя делать
- Обижать женщин, ругаться с ними и сквернословить в их присутствии.
- Женщинам нельзя выполнять работу по дому — ее на себя должны взять мужчины.
- Играть свадьбу и венчаться.
- Устраивать пышное застолье — шумное и с алкоголем.
- Как и в любой праздник — ссориться, желать другим зла, предаваться темным мыслям.
Значение имен Вера, Надежда, Любовь и София
Все эти имена — греческого происхождения. Они использовались в Византии, а на Русь пришли после крещения в 988 году вместе с почитанием сестер-мучениц и их матери.
Имена дочерей были переведены на церковнославянский методом кальки — то есть им подобрали аналог по смыслу. Именно при переводе нарицательные слова «вера», «надежда» и «любовь» стали в нашем языке личными именами.
У каждого имени дословное значение:
- София — мудрость, разум, мастерство. Таким же словом в античной, а за ней и средневековой философии обозначали «премудрость». Гомер использовал это слово в отношении богини Афины. При переводе с греческого на церковнославянский имя матери сохранили, в отличие от имен сестер. В простонародье имя София трансформировалось в Софью и Соню.
- Вера, в оригинале — Пистис. Такой эпитет носил Зевс. У имени нет полной или сокращенной формы в русском языке, но иногда так кратко называют Веронику.
- Надежда, в оригинале — Элпис. Краткая форма — Надя.
- Любовь, в оригинале — Агапэ. Краткая форма — Люба. Также на Руси использовали однокоренное имя Любава.
Имена Вера, Надежда и Любовь были внесены в святцы — православный календарь, но при крещении детей их не использовали вплоть до XVIII века. Советский лингвист Владимир Никонов объяснял, что церковь начала внедрять русские имена после изгнания иностранцев из правительства. Поначалу так называли дворянок, но с XIX века имена встречались и среди крестьянок.
Вера, надежда и любовь как христианские добродетели
По мнению исследователей, исторических личностей Веры, Надежды и Любови не существовало, а история про них — это предание о том, как мудрость рождает главные христианские добродетели. Символичен возраст девочек: самая старшая добродетель — это вера, за ней следуют надежда и любовь — самая молодая.
Эти добродетели упоминаются в Первом послании Павла в Коринфянам (13:13) как три силы, на которые человек опирается в своей жизни. Причем Павел делает акцент на том, что именно любовь среди них главная.
«Вера, Надежда, Любовь и мать их София — это своего рода ступени развития человечества. Через веру, потом через надежду, потом прийти к любви и стать мудрым. Любовь — что мы делаем, надежда — почему мы это делаем, а вера — что нам помогает идти вперед и чем-то заниматься в жизни. Таким образом, чтобы остаться человеком, несущим свою какую-то земную ценность и выполняющим свою земную миссию, необходимо сочетать в себе именно три этих качества. И три этих качества дадут нам возможность быть мудрыми», — рассказала Наталия Фоминых.
Размышлениям о значении этих добродетелей посвящают отдельные богословские статьи и трактаты. Но если коротко, то истинная вера — это первый шаг человека к спасению, она несомненна и сопровождает его всю жизнь. Это уверенность в том, чего человек не может увидеть или познать в земной жизни. А вот в надежде он уповает на то, что все это «невидимое» и «непознанное» приведет в Царство небесное и что вечное спасение будет достигнуто. Под любовью подразумевается прежде всего любовь к Богу, но она же должна проявляться и в хорошем отношении к окружающим людям.