Как показало недавнее исследование, более половины россиян придерживаются мнения о том, что обучение дополнительным навыкам в молодости поможет повысить уровень благосостояния в будущем. При этом упор, по их мнению, нужно делать именно на мягкие (гибкие) навыки (soft skills). Подробнее о том, что это такое, как soft skills помогают в работе и как правильно их развить, — в материале «Ленты.ру».
«Soft skills — это мягкие навыки, которые связаны с взаимодействием между людьми, поведением и личностными качествами. Если попытаться провести аналогию, то можно сказать, что hard skills (жесткие навыки) — это инструменты, которые вы держите в руках, например, молоток или отвертка, а soft skills — это умение этими инструментами пользоваться и эффективно достигать результатов в команде или при работе с другими людьми», — рассказала в беседе с «Лентой.ру» карьерный эксперт, основатель агентства «Свой HR» Наталья Болмазова.
Развитие мягких навыков помогает специалистам лучше адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка труда, а компаниям — формировать более слаженные и продуктивные команды.
Сами по себе soft skills охватывают широкий спектр: от умения слушать и слышать собеседника до умения управлять конфликтами или проявлять лидерские качества. Важно понимать, что эти навыки — это не что-то врожденное, их можно и нужно развивать, а также совершенствовать на протяжении всей жизни.
Hard skills можно измерить и оценить. Например, наличие сертификата по 1С-бухгалтерии или владение языком программирования Python — это hard skills, которые четко подтверждают профессиональную компетентность человека в конкретной области.
Soft skills, напротив, измерить сложнее. Это умение эффективно работать в команде, решать конфликты, планировать свое время или мотивировать коллег. Эти качества имеют огромное значение в повседневной работе.
«Пример из моей практики: в компании был высококвалифицированный технический специалист, который блистал знаниями на практике. Но, когда речь заходила о командной работе или взаимодействии с клиентами, он испытывал сложности, а команда испытывала большие сложности с ним. Специалист не умел ясно, конкретно и корректно донести свою точку зрения, а также нередко раздражался, если его мнение оспаривали или подвергали сомнению. В этой ситуации недостаток тех самых мягких навыков серьезно снижал общую эффективность работы», — отметила Наталья Болмазова.
Особенно полезны soft skills тем, кто работает с людьми. Например:
Гибкие навыки необходимы также:
Навыки коммуникации. Это один из основополагающих soft skills, уверена Болмазова. Умение эффективно общаться с коллегами, руководством или подчиненными — будь то устная речь, письменные сообщения или презентации — критически важны в любой профессиональной среде. Человек с хорошими коммуникативными навыками умеет четко и доступно донести свою мысль, прислушиваться к мнению других и адаптировать свой стиль общения в зависимости от аудитории.
Эмоциональный интеллект (EQ). Это способность распознавать свои эмоции и эмоции окружающих, а также управлять ими. Этот навык помогает предотвращать конфликты, находить компромиссы и поддерживать гармоничные отношения в коллективе. Руководитель с высоким уровнем EQ всегда вовремя заметит, что в его команде кто-то переживает трудности, и предложит помощь.
Управление временем. В условиях многозадачности и постоянной нехватки времени умение управлять своими задачами — ключевой навык. Те, кто владеют этим навыком, могут быть продуктивными без стресса и перегрузок.
Решение проблем. Умение анализировать сложные ситуации, находить причины и предлагать эффективные решения является важнейшим soft skill, который ценится практически во всех сферах.
Адаптивность. В мире, где изменения происходят стремительно, способность быстро приспосабливаться к новым условиям — необходимый навык. Владеющие им сотрудники легче переживают изменения в компаниях и быстрее осваивают новые задачи.
Лидерство. Лидерство — это не только про управление командой, но и про способность брать на себя ответственность за свои действия, вести за собой других и вдохновлять их на достижение целей. Лидер может быть на любой позиции в компании — это человек, который своим примером показывает, как можно добиваться результата.
Креативность. В современном мире важность креативного мышления постоянно растет. Креативность помогает находить нестандартные решения, предлагать свои идеи и улучшать процессы. Она особенно ценна в маркетинге, продуктовых разработках и других сферах, где требуется инновационный подход.
Критическое мышление. Этот навык дает человеку способность анализировать информацию, учитывая различные детали, а затем делать на основе этих данных обоснованные выводы. Такое умение пригодится в любой сфере деятельности.
В любой сфере, где приходится решать сложные задачи и искать эффективные решения, критически важно умение мыслить логически и системно. Решение головоломок, таких как судоку, логические головоломки и программные челленджи, тренирует мозг и улучшает способность к анализу и решению проблем, подчеркнул в разговоре с «Лентой.ру» директор платформы и продуктового развития GRI (Sunlight) Дмитрий Рябинин.
Например, разработчики часто участвуют в хакатонах и кодинг-чатах, где им необходимо быстро решать задачи и находить эффективные алгоритмы.
Специалисты также нуждаются в развитии креативного мышления. Творческие хобби, например, музыка, живопись или написание кода для нестандартных проектов, развивают способность думать вне рамок и находить оригинальные решения.
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) — методика, предлагающая структурированный подход к мышлению и ряд приемов, которые позволяют придумывать новое. Проще говоря, ТРИЗ помогает оптимизировать творческий процесс и улучшать аналитическое мышление.
Методику ТРИЗ можно использовать для «изобретательских задач», то есть тех, которые не поддаются очевидным или известным ранее решениям. Например, перед производителями обуви стоит вопрос, как застегнуть кроссовки, не используя шнурки. Сейчас этот ответ очевиден — заменить шнуровку на специальную текстильную липучку. Однако это изобретение появилось только в середине XX века, причем для производства обуви его стали применять только в 1968 году.
Мероприятия вроде квестов и спортивного ориентирования развивают навыки командной работы, быстрого принятия решений и стрессоустойчивости. Компании часто проводят корпоративные активности с элементами игровых заданий, чтобы сплотить команду и улучшить коммуникацию.
Например, в крупных компаниях, таких как Google или «Яндекс», регулярно устраивают хакатоны и командные соревнования по программированию, где участники решают задачи вместе, обучаясь работать в сжатые сроки и эффективно координировать свои действия.
Постановка SMART-целей помогает IT-специалистам ясно формулировать задачи и отслеживать прогресс. Это особенно важно при работе над долгосрочными проектами с гибкими дедлайнами.
Project-менеджеры и тимлиды используют методику SMART когда требуется точная постановка задач для каждого члена команды. Например, цель «Увеличить производительность системы на 20 процентов в течение следующих двух недель» четко определяет критерии успеха и сроки выполнения.
Этот инструмент помогает принимать взвешенные решения, что особенно важно для технических лидеров и архитекторов, которым приходится оценивать различные подходы к разработке.
Квадрат Декарта позволяет рассматривать вопрос с четырех сторон:
Например, при выборе технологии для нового проекта, скажем, перехода на другую облачную платформу, использование квадрата Декарта помогает учесть все плюсы и минусы, а также спрогнозировать возможные последствия, отметил Дмитрий Рябинин.
Матрица Эйзенхауэра — это таблица, с помощью которой можно группировать задачи, планировать их выполнение и расставлять приоритеты.
Например, DevOps-инженеры и системные администраторы часто сталкиваются со множеством срочных задач и проблем. С помощью матрицы Эйзенхауэра они могут определить, какие проблемы нужно решать немедленно (скажем, сбои в системе), а какие задачи могут быть отложены или делегированы (плановое обновление программного обеспечения).
SWOT-анализ используется не только для оценки проектов, но и для саморазвития специалистов. Он помогает определить, какие навыки требуют усиления, а какие можно использовать как конкурентное преимущество.
Например, в стартапе перед запуском нового продукта проводится SWOT-анализ, чтобы оценить сильные стороны проекта (скажем, использование новейших технологий), возможные угрозы (конкуренты с аналогичными решениями) и наметить стратегию для достижения успеха.
Кроме описанных выше методов, есть и другие способы развития soft skills:
Мягкие навыки традиционно ассоциируются с коммуникацией, и до недавнего времени их отработка без партнера казалась невозможной. Все изменилось летом 2024 года, когда OpenAI представила расширенный голосовой режим в своем приложении на базе модели GPT-4o, рассказал «Ленте.ру» основатель онлайн-школы «Зерокодер» Кирилл Пшинник.
Благодаря новому функционалу искусственного интеллекта у пользователей появилась возможность моделировать различные ситуации: от проведения интервью и споров до разрешения конфликтов и подготовки к публичным выступлениям.
Пользователям доступны несколько мужских и женских голосов, которые можно менять по желанию. Ассистента можно попросить представить себя в роли собеседника, оценить эмоциональный оттенок вашего вопроса, выявить двусмысленности или предложить более мягкий вариант ответа. В таком формате ИИ становится вашим наставником, способным оперативно помочь в решении ситуационных задач.
«Я регулярно использую голосового ассистента для подготовки к выступлениям, проработки важных тем или подготовки к встречам. Обычно я задаю контекст и прошу ассистента озвучить мне вопросы, либо моделировать различные сценарии событий для их обсуждения. Это помогает мне глубже проработать возможные варианты развития ситуации. Особенно нравится, что ассистент всегда объективен и действует в рамках заданных инструкций, не проявляя критики. При этом он доступен в любое удобное для вас время», — заключил Кирилл Пшинник.