В прокат выходит «Волшебник Изумрудного города» Игоря Волошина — первый фильм будущей франшизы по мотивам цикла романов Александра Волкова. «Лента.ру» рассказывает, каким получился главный российский блокбастер новогодних каникул и выдерживает ли он сравнение с многочисленными киноадаптациями классического сказочного сюжета.
Волшебница Гингема (Василина Маковцева) при помощи заклятия вызывает торнадо — буквально на свою голову. Вихрь захватывает дом на колесах с девочкой Элли (Екатерина Червова) и псом Тотошкой, который упадет и раздавит колдунью в лепешку. Провозглашенная спасительницей Желтой страны Элли хочет вернуться домой. Для этого ей необходимо попасть на аудиенцию к волшебнику Гудвину, а по пути помочь безмозглому Страшиле, бессердечному Железному дровосеку (Юрий Колокольников) и трусливому Льву компенсировать их недостатки. Путешествие осложняется кознями Бастинды (Светлана Ходченкова) — сестры Гингемы. Эта одноглазая ведьма хочет отомстить за родственницу и заодно завладеть волшебными башмачками Гингемы, которые Элли надела взамен своих кроссовок.
- Дата выхода: 1 января
- Страна: Россия
- Продолжительность: 1 час 43 минуты
- Режиссер: Игорь Волошин
- В ролях: Екатерина Червова, Светлана Ходченкова, Юрий Колокольников, Дмитрий Чеботарев
Во второй половине тридцатых годов прошлого века Александр Мелентьевич Волков взялся за перевод «Удивительного волшебника из страны Оз» Фрэнка Баума, чтобы попрактиковаться в английском языке. Текст так захватил писателя, что некоторые события он выдумал и включил в книгу, а другие азартно переписал на свой лад. Так на свет появился «Волшебник Изумрудного города», который быстро обрел статус самостоятельного произведения. Двадцать лет спустя Волков предпринял возвращение в Волшебную страну и написал продолжение приключений Элли и ее друзей под названием «Урфин Джюс и его деревянные солдаты».
Кадр: фильм «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича»
Тогда же автор основательно переписал оригинальный текст, чтобы он лучше соответствовал сиквелу. В период с 1963 по 1976 год Волков создал шесть книг, продолжающих историю «Волшебника Изумрудного города». В 1979-м он внес в текст первого романа последние изменения. Начиная с 1959 года его произведения выходят с иллюстрациями Леонида Владимирского, которые моментально возникают в памяти у всякого, кто читал книги Волкова.
Созданный Владимирским набор образов годами был проблемой для любых экранизаций. На территории бывшего СССР их было четыре, и ни одна не смогла конкурировать в выразительности с книжными иллюстрациями
К слову, еще одна классическая работа Владимирского — оформление «Приключений Буратино» Алексея Толстого. Занятно, что за современные киноверсии этих сказочных миров отвечает один и тот же Игорь Волошин. Апофеозом этой работы вполне может стать экранизация «Буратино ищет клад» и «Буратино в Изумрудном городе» — авторских сказок Владимирского.
Кадр: фильм «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича»
В эпоху, когда мейнстримный кинематограф сосредоточился на сериальности во всех ее проявлениях, создание кинофраншизы по мотивам «Волшебника Изумрудного города» было делом (недолгого) времени. Решение о запуске производства было принято весной 2022 года, режиссером сразу значился Игорь Волошин, и это кадровое решение остается загадочным и после просмотра.
Кадр: фильм «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича»
Первые фильмы Волошина — визионерские (или бредовые) «Нирвана» и «Я» — были благословлены Алексеем Балабановым. Недавняя «Медея» поставлена по сценарию Василия Сигарева. Между этими картинами вместились полтора десятилетия и карьера, в которой наемная работа над народными сериалами («Ольга», «90-е. Весело и громко») сочеталась с артхаусной самоволкой («Бедуин», «Подвал»). Надо сказать, что ни в одной из ипостасей (за исключением сериалов по готовым сценариям) Волошин успеха не имел — ни зрительского, ни коммерческого. Перед «Волшебником Изумрудного города» вышел его первый опыт на территории высокобюджетного мейнстрима — «Повелитель ветра» про Федора Конюхова. Несмотря на Федора Бондарчука в качестве продюсера и исполнителя главной роли, фильм не имел успеха в прокате (523 миллиона рублей сборов при бюджете в 850 миллионов). Зато именно на этом проекте Волошин и его команда открыли для себя возможности дагестанской натуры. В «Повелителе» она выступала в роли Австралии, в «Волшебнике» стала основой для дорисованного на постпродакшн макового поля, дурманящего незадачливых героев.
Если говорить о воздействии на зрителя, то ставка сделана на широкие декоративные жесты. С точки зрения дизайна, «Волшебник Изумрудного города» — это своеобразная антология прошлых работ Волошина
Про мак и его производные Волошин уже высказывался в фильме «Я», а ряженая в Мэрилина Мэнсона Светлана Ходченкова смотрится потерянной сестрой героинь «Нирваны». Юмористические реплики про релокацию и навязчивый продакт-плейсмент — наследие провальной народной комедии с Сергеем Светлаковым «Скорый Москва — Россия» и «Ольги». Поклонники Волошина (если такие существуют на свете) наверняка обнаружат в новой работе и другие черты авторского стиля.
Компьютерная графика сделана на приемлемом уровне, но без каких-то выдающихся находок. Впрочем, если бы они и были, разглядеть их мешал бы традиционно беспорядочный монтаж — еще одна ключевая черта фильмов Волошина. Кадры мельтешат с такой частотой, что может показаться, что коллектив авторов «Волшебника» то ли совсем не доверяет своим актерам (они у режиссера традиционно играют так себе), то ли стремится таким нехитрым методом передать одновременность действия внутри сцены.
Так или иначе, от фильма отчетливо рябит в глазах, хотя некоторые зрители, вероятно, примут полтора часа монтажного мусора за праздничное конфетти
Что касается сюжета, то за вычетом русификации Элли и ее родителей и вялой линии с неработающим смартфоном фильм более или менее следует тексту Волкова. В основе книги Александра Мелентьевича (и его предшественника Фрэнка Баума) лежит движение героев из одной точки на карте в другую. При всей внешней мягкости сломать этот драматургический каркас не под силу даже современным российским сценаристам. Примерно то же можно сказать и про визуальные образы, которые так или иначе являются вариацией на тему иллюстраций Владимирского.
Кадр: фильм «Волшебник Изумрудного города. Дорога из жёлтого кирпича»
«Волшебник Изумрудного города» имеет все шансы стать первой кассовой удачей Волошина, однако причины здесь сугубо технические. В Новый год хочется сказки, а родителям надо на что-то сходить с детьми — расчет продюсеров и прокатчиков здесь простой и действенный. Впрочем, возможно, есть здесь и что-то кроме маркетинга. Современное российское кино ведь действительно находится в постоянном поиске сердца, мозгов, конечностей и смелости и иногда, несмотря на инвалидность, демонстрирует парадоксальное обаяние — как раз в духе собачки с голосом Дениса Власенко. Экранизация сказки Волкова, в которой самым ярким персонажем стал как раз безмозглый Страшила, — еще один шаг по этой дороге из желтых кирпичей. Другое дело, что, как часто бывает, это приключение сильно выигрывает в пересказе и совсем не обязательно требует присутствия зрителя.
Фильм «Волшебник Изумрудного города» выйдет в российский прокат 1 января