Трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб является самым результативным летчиком-истребителем не только Красной армии, но и ВВС всех стран Антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне. Совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев, сбил 62 самолета противника (по другим данным — 64), некоторые исследователи считают, что побед было гораздо больше. В отличие от другого советского аса, трижды Героя Советского Союза Александра Покрышкина (59 официальных побед), который начал воевать с первых дней войны, Кожедуб принимал участие в воздушных сражениях с 1943 года, при этом ни разу не был сбит и летал только на отечественных самолетах — «Лавочкиных». «Лента.ру» рассказывает о боевом пути Ивана Кожедуба.
Ранние годы
Иван Никитович Кожедуб родился, по одним данным, 8 июня 1920 года (по другим — 6 июня 1922-го) в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии Украинской ССР (ныне Шосткинский район Сумской области, Украина) пятым ребенком в многодетной крестьянской семье Никиты Илларионовича Кожедуба и его жены Стефаниды Ивановны Веремес.
В Ображиевке в 1934-м Иван окончил школу-семилетку, а затем два года отучился в школе рабочей молодежки в городе Шостка. Мальчик пристрастился к рисованию и одно время видел себя в будущем художником.
Кожедуб вспоминал:
Должен сказать, что постоянные занятия рисованием, пусть самоучкой, пригодились мне потом, когда я стал летчиком: рисование развивает глазомер, зрительную память, наблюдательность. А летчику эти качества необходимы
Пригодились ему и регулярные занятия физкультурой: поднимание двухпудовой гири и отжимание на самодельном турнике.
После окончания школы рабочей молодежи Кожедуб поступил в 1936 году в Шосткинский химико-технологический техникум, а через два года стал заниматься в местном аэроклубе, где освоил самолет У-2 и совершил несколько прыжков с парашютом.
Начало военной службы
В январе 1940 года молодой человек был призван в ряды Красной армии и направлен для прохождения службы курсантом в Чугуевской военной авиационной школе летчиков, которую окончил в начале 1941-го. Освоил самолеты УТ-2, УТИ-4 и боевой истребитель И-16.
Однако лейтенантских кубиков на петлицы Кожедуб, как и его товарищи, не получил — 22 декабря 1940 года был издан приказ наркома обороны СССР маршала Семена Тимошенко о том, что в целях укрепления дисциплины в авиационных частях «курсантов военно-авиационных училищ и школ летчиков и пилотов после окончания ими годичного срока обучения выпускать военными пилотами с присвоением звания сержанта.
Сержант Кожедуб, как отличный пилот был оставлен инструктором в Чугуевском военном авиационном училище. С началом Великой Отечественной войны Кожедуб подал рапорт об отправке на фронт, однако этим планам не суждено было сбыться.
В своих мемуарах он писал:
Случилось так, что последний курсант по рассеянности допустил на взлете ошибку, и наш самолет (УТИ-4) потерпел аварию. Мы оба отделались легко — ушибами, но мне было очень жаль, что новая машина получила повреждения. После этого командир эскадрильи изменил свое отношение ко мне
Авиашкола была эвакуирована в Казахстан, где разместилась в городе Чикмент (ныне Шыкмент). Учить курсантов пришлось в тяжелых условиях: из-за жары и пыли двигатели самолетов захлебывались, поэтому полеты совершались только рано утром и поздно вечером.
В одном из учебных полетов Кожедуб и тренируемый им курсант едва не погибли из-за того, что всегда исполнительный механик Наумов забыл заправить УТИ-4 топливом. В тот момент, когда Кожедуб показывал подопечному, как правильно выходить из штопора, отказал мотор. Обоих спасло высокое пилотажное мастерство Кожедуба, который сумел посадить неуправляемую машину на хлопковой плантации, за 15 метров до обрыва.
В боевом полку
23 февраля 1942 года Кожедубу было присвоено звание старшего сержанта, а в ноябре того же года он был откомандирован в 240-й истребительный авиационный полк майора Игнатия Солдатенко, сильно поредевший во время Сталинградской битвы и выведенный для пополнения в Иваново.
В боевом авиаполку Кожедуб учился летать на Ла-5 и в одном из полетов на высоте 50 метров у него внезапно отказал мотор. Летчик отмечал:
Впереди — лес, в стороне — поле. Успею ли развернуться на такой малой высоте, отвернуть от леса? Только не мешкать! Не терять ни секунды! Промедление смерти подобно. Быстро разворачиваю самолет. Стремительно набегает земля. Толчок: самолет прополз на животе по полю и остановился. «Жив», — думаю
На фронтах Великой Отечественной
В марте 1943-го полк в составе 302-й истребительной авиационной дивизии полковника Бориса Литвинова (2 июля 1944 года преобразована в 14-ю гвардейскую истребительную авиационную дивизию) вылетел на Воронежский фронт.
Первый бой Кожедуб принял над своим аэродромом, который атаковали четверка «Мессершмиттов-109» и шестерка «Мессершмиттов-110». «Лавочкин» Кожедуба был поврежден осколочно-фугасным снарядом немецкого самолета, летчика спасла бронеспинка. Советские зенитчики отогнали немцев, однако от зениток досталось и Ла-5.
Кожедуб вспоминал:
Меня качнуло влево. Потом вправо. Зенитный снаряд попал в левый бок машины, еще один — в хвост. Самолет клюнул носом. Я еле удержал его на высоте 500 метров. Иду на посадку. Самолет плохо слушается рулей. Скорость падает. Гидросистема вышла из строя — выпустить шасси не удается. На помощь приходит спокойствие, знание материальной части и правил
Перед разбором полета Кожедуб услышал, как Солдатенко сказал комэску Гавришу: «Ну что такой желторотый птенец мог сделать? Потерял ведущего, но все меры принял и подбитый самолет посадил. Опыта у него еще нет. Просто чудом уцелел. В переплет попал — всю жизнь будет помнить».
Искалеченный «Лавочкин» был отправлен в ремонт, а самого Кожедуба вызвали в штаб дивизии, где назначили начальником поста воздушного наблюдения и оповещения самолетов на передовой. На возражение Кожедуба, что его готовили на летчика-истребителя, пригрозили военным трибуналом.
Отстоял Кожедуба Солдатенко, который оставил его в полку, разрешив вылетать на свободных машинах. Молодой пилот активно участвовал в боевых вылетах — на разведку, прикрытие своей ударной авиации и бомбардировку наземных целей.
Первая воздушная победа
15 мая 1943 года Кожедубу было присвоено звание младшего лейтенанта, а 6 июля 1943-го, на второй день битвы на Курской дуге, он открыл счет своим воздушным победам. В тот день западнее села Завидовка Белгородской области Кожедуб сбил пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-87».
На этом боевой путь летчика мог оборваться: в горячке боя он не заметил, как ему в хвост зашел «Мессершмитт-109». Выручил ведомый Василий Мухин, который спас командира, отбив атаку.
Напряжение первых дней воздушного сражения было таково, что младший лейтенант на неделю потерял аппетит, несколько раз в полетах от перегрузок на мгновение терял сознание.
В своих мемуарах Кожедуб писал:
Я понял, что воздушный бой — это действительно испытание морально-боевых и физических качеств бойца, это величайшее напряжение нервов. Неопытному летчику особенно трудно: бой захватывает, а рефлексы запаздывают. Приходится крепко держать себя в руках. Надо сочетать трезвый расчет с дерзостью, побеждать врага напористостью и умением
Боевой счет молодого пилота быстро рос. 5 августа 1943-го Кожедубу присвоили звание лейтенанта, он получил орден Красного Знамени, а также был назначен командиром эскадрильи.
Сражение на Днепр
После Курской дуги развернулось сражение за Днепр. Эскадрилья Кожедуба не выходила из ожесточенных воздушных схваток. Сам он отмечал сложность своего вида авиации: «В бою летчик-истребитель выполняет одновременно несколько действий — ведь он один в самолете. Он и управляет им, он — и штурман, и радист, и стрелок. Поэтому ему необходимо не только мгновенно охватывать вниманием всю создавшуюся обстановку, но и уметь распределять внимание».
Особенно запомнилось Кожедубу 12 октября 1943 года. В тот день он сбил два вражеских самолета и вылетел на задание в очередной раз. Однако, когда сбил своего третьего за день противника, бомбардировщик «Юнкерс-87», прошел над ним слишком низко и получил от неприятельского стрелка очередь, которая воспламенила бензин, вытекающий из небольшой пробоины правого крыла «Лавочкина».
Прыгать с парашютом? Но внизу вражеская территория. Сознание летчика работало четко: «Нет, живым не дамся, последую примеру Гастелло! И начинаю искать цель. Глядя смерти в глаза, не прекращаю борьбы за жизнь. Перевожу самолет в скольжение на левое крыло: пытаюсь сбить пламя, чтобы оно не перекинулось на весь самолет. Увеличиваю скорость. Ищу объект на земле».
Рассказывая об этом, Кожедуб потратил больше времени, чем в те страшные секунды:
Впереди село. В овраге множество замаскированных машин. Из домов высыпали гитлеровцы, смотрят на меня, задрав головы. Направляю самолет прямо на них. Стремительно нарастает земля. Еще осталась надежда, что можно сорвать пламя, если резко задеру нос самолета. Выхватываю самолет прямо над головами оторопевших немцев. И слышу радостный голос ведомого: «Батя, пламя сорвано! Живем!» Немецкие солдаты разбегаются в разные стороны. Проношусь над ними, чуть не задевая винтом
Боевым действиям в воздухе у Кожедуба предшествовала кропотливая работа на земле — с карандашом в руке он рисовал продуманные им фигуры высшего пилотажа, производя расчеты тактических приемов и тщательно обсуждая свои действия с другими пилотами.
В бою 15 октября 1943-го применение непривычной для врага фигуры — полубочки — спасло Кожедуба от стремительной атаки двух немецких асов.
В своей боевой работе офицер не забывал и о том, что уже не является рядовым летчиком.
Кожедуб писал:
Командир должен мгновенно учесть сильные и слабые стороны боевого порядка противника, разгадать его намерения, решить, какой следует применить маневр, чтобы нанести противнику поражение. Одновременно командир должен уметь правильно расставлять силы, должен следить за действиями группы, вовремя словом подбодрить летчиков
Первая звезда Героя Советского Союза
10 ноября 1943-го Кожедуб стал старшим лейтенантом, а 4 февраля 1944 года был удостоен высокого звания — Герой Советского Союза — на тот момент на счету летчика было уже 30 сбитых вражеских самолетов.
24 апреля 1944-го Кожедубу было присвоено звание капитана, а в мае того же года был вручен именной самолет Ла-5ФН, построенный на средства колхозника-пчеловода Василия Конева. Кожедуб, на счету которого было уже 37 побед, пообещал Коневу, что увеличит счет на его самолете и свое слово сдержал.
Летом 1944-го Кожедуб впервые увидел прославленного Александра Покрышкина, который со своими летчиками пережидал грозу на местном аэродроме.
Кожедуб вспоминал:
Я сразу узнал его по портрету. Он снял шлемофон, закурил. Вот он какой — замечательный боевой летчик, испытанный авиационный командир! Понравились мне его выправка, быстрые, уверенные движения. Он сразу внушал уважение. Впрочем, подойти я не решался. Я следил за самолетом Покрышкина и думал о его мастерстве, о том, что многому, очень многому можно поучиться у него и его бывалых летчиков — не только личным, но и групповым боям
Знакомство двух прославленных советских асов произошло позднее, сразу после войны.
Служба в полку воздушных охотников
Вскоре Кожедуб был вызван из своего полка, воевавшего в составе 2-го Украинского фронта в Москву, где получил новое назначение — заместитель командира 176-го гвардейского полка под командованием Героя Советского Союза полковника Павла Чупикова. Полк принадлежал 1-му Белорусскому фронту и занимался воздушной охотой, в эту элитную воинскую часть направлялись только опытные летчики.
Поскольку гвардейцы летали на Ла-7, Кожедубу пришлось пройти переучивание в запасном полку. Там и застало его известие, что 19 августа 1944 года он удостоен второй медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза за 48 сбитых самолетов.
В гвардейском полку Кожедуб продолжал успешно воевать. В своих воспоминаниях он рассказал, как действовали советские воздушные охотники:
На средних и больших высотах, как правило находишь истребители и разведчики, на средних — бомбардировщики, а у линии фронта — корректировщики. Ищешь и одиночные самолеты, удирающие от линии фронта. Охотникам приходится охотиться и за охотниками. Это еще более тонкая работа: надо первым увидеть охотника и захватить инициативу; вести бой спокойно; действия должны быть точны, не то в спешке допустишь ошибку
19 ноября 1944-го Кожедубу было присвоено звание майора, он командовал полком, когда Чупикова вызывало начальство.
Вместе с однополчанами Кожедуб участвовал в Висло-Одерской операции 1-го Белорусского фронта и в последующем наступлении Красной армии на Берлин.
12 февраля 1945-го «шестерка» Кожедуба в бою с 30 вражескими самолетами сбила восемь, потеряв один свой. А 17 февраля советский ас при помощи своего ведомого Дмитрия Титоренко уничтожил немецкий реактивный истребитель «Мессершмитт-262».
Кожедуб писал:
Подхожу со стороны хвоста на расстоянии пятисот метров. Удачный маневр, быстрота действий, скорость позволили мне приблизиться к реактивному самолету. Но что такое? В него летят трассы: ясно — мой напарник все-таки поторопился! Но его трассы нежданно-негаданно мне помогли: немецкий самолет стал разворачиваться влево, в мою сторону. Дистанция резко сократилась, и я сблизился с врагом. С невольным волнением открываю огонь. И реактивный самолет, разваливаясь на части, падает
Конец войны
Последние победы над немцами Кожедуб одержал в окрестностях Берлина 17 апреля 1945 года, сбив два «Фокке-Вульфа-190». А через несколько дней записал на свой боевой счет два американских истребителя «Мустанг», которые по ошибке пытались его атаковать.
Спустя много лет летчик рассказывал:
Я перевернулся и, быстро сблизившись, атаковал крайнего американца (по количеству истребителей в эскорте я уже понял, кто это) — в фюзеляже у него что-то взорвалось, он сильно запарил и пошел со снижением в сторону наших войск. Полупетлей выполнив боевой разворот, с перевернутого положения я атаковал следующего. Мои снаряды легли очень удачно — самолет взорвался в воздухе
Скандала не случилось — уцелевший американский летчик заявил советским представителям, что его сбил «Фокке-Вульф» с красным носом. К тому же проявленные пленки фотокинопулеметов, установленных на самолете Кожедуба, подтвердили правоту слов советского пилота.
Он вспоминал:
Пленки смотрело и командование полка, и дивизии, и корпуса. Командир корпуса Савицкий, в оперативное подчинение которому мы тогда входили, после просмотра сказал: "Эти победы — в счет будущей войны". А Павел Федорович Чупиков, наш комполка, вскоре отдал мне эти пленки со словами: "Забери их себе, Иван, и никому не показывай"
Учеба в академии и война в Корее
День Победы, 9 мая 1945 года Кожедуб встретил в Москве, будучи в служебной командировке, где ликующие москвичи подхватили его и с восторгом качали, вместе с другим представителями победившей Красной армии. 18 августа 1945 года летчик стал трижды Героем Советского Союза.
По окончании войны Кожедуб продолжил службу в авиации, окончив в 1949-м Военно-воздушную академию (ныне имени Ю. А. Гагарина) и получив звание подполковника. Во время учебы оставался летающим летчиком, освоив реактивный истребитель МиГ-15.
Не обошлось без ЧП — в первом самостоятельном полете у реактивной машины отказали тормоза. Кожедуб писал:
В таких случаях опытный летчик испугаться и растеряться не успевает. На помощь сразу приходят навык и быстрота действий. Доворачиваю самолет на грунт; он продолжает двигаться к лесу. Применяю ряд мер, и у самой опушки мне удается его остановить. Все кончается благополучно
30 января 1951 года Кожедуб был произведен в полковники, а в апреле того же года назначен командиром 324-й истребительной авиационной дивизии — до января 1952-го. Со своим соединением в составе 64-го истребительного авиационного корпуса участвовал в Корейской войне 1950-1953 годов.
Самому Кожедубу было категорически запрещено участвовать в боевых вылетах, зато его подчиненные сбили 216 вражеских самолетов, в том числе и американских, потеряв всего девять летчиков и 27 крылатых машин.
Послевоенная служба и полеты на вертолете
3 августа 1953 года Кожедубу было присвоено звание генерал-майора, в 1956-м он окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова (ныне Военная академия Генерального штаба Вооруженных сил РФ).
27 апреля 1962 года Кожедуб был произведен в генерал-лейтенанты, в 1962-1963 годах командовал 76-й воздушной армией, освоив при этом управление многоцелевым вертолетом Ми-4.
Кожедуб вспоминал:
Прямо скажу: не сразу далось мне это искусство, а ведь я думал, что сяду в кабину вертолета и немедля взлечу. Трудно было удержать его в воздухе и особенно приземлиться — точно, без смещения. Я так сильно сжимал рычаг «шаг-газ», чтобы оторваться от земли, а затем, чтобы удержать вертолет на определенном расстоянии от поверхности, что даже болела рука
Навыки вертолетчика пригодились весной 1964-го: ледяные заторы на Оке грозили Коломне затоплением, и Кожедуб успешно доставил и высадил на лед команду подрывников.
Он писал:
Вертолет завис в воздухе: теперь я уже свободно удерживал его на нужном расстоянии от земли. Команду подобрали, подожгли бикфордов шнур и улетели. Через пять-шесть минут раздался грохот, и в воздух взлетели ледяные глыбы. Выполнение таких мирных задач, сознание, что помог населению в трудный час, нам, советским воинам, приносит великое внутреннее удовлетворение
В 1964-1971 годах Кожедуб служил заместителем командующего ВВС Московского военного округа, 29 апреля 1970-го был повышен до звания генерал-полковника. С 1971-го был переведен в центральный аппарат ВВС страны, а с 1978 года по состоянию здоровья — в Группу генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. 7 мая 1985 года Кожедубу было присвоено звание маршала авиации.
Прославленный летчик избирался депутатом Верховного Совета СССР II-V созывов, народным депутатом СССР. Оставил многочисленные мемуары, среди которых «Служу Родине», «Верность Отчизне. Ищущий боя», «Три сражения».
Семья и дети
Свою спутницу жизни Веронику (1928-2001) Кожедуб первый раз встретил в ноябре 1945-го, когда на электричке возвращался в часть, расположенную в подмосковном Монино. Подойти и познакомиться с красивой девушкой боевой летчик не решился, но ему вскоре повезло, и он встретил ее в поезде еще раз. На этот раз офицер не растерялся и пригласил барышню на танцы в гарнизонный дом культуры.
По пути туда Вероника обратила внимание, что все военные первыми козыряли ее спутнику, а когда он снял шинель, она увидела три звезды Героя на его груди и вспомнила, кто он такой. 2 января 1946 года молодые люди поженились, 4 января 1947-го у них родилась дочь Наталья, а 24 ноября 1952-го — сын Никита.
Награды и смерть
Помимо трех «Золотых звезд» Героя Советского Союза, Иван Кожедуб за свою боевую деятельность был удостоен двух орденов Ленина, семи орденов Красного Знамени, ордена Александра Невского, ордена Отечественной войны 1-й степени, двух орденов Красной Звезды, двух орденов «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» 3-й и 2-й степени, отмечен многочисленными медалями и иностранными наградами.
Скончался 8 августа 1991 года и был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве.
В честь прославенного летчика названы улицы и парки в разных городах бывшего СССР, высшие учебные заведения, школы, пионерские лагеря, поезда и самолеты. Имя Кожедуба носит Центр показа авиационной техники в подмосковной Кубинке.
Значение личности маршала авиации Кожедуба
Кожедуб учил, что добиться победы без творческого подхода — невозможно:
Поставленная задача не должна связывать действия летчика: в бою ему будет ясно, какую фигуру пилотажа надо выполнить, чтобы не потерять две-три драгоценные секунды. Молниеносно комбинируешь фигуры, делаешь неожиданные для противника маневры — словом, выбираешь наикратчайший путь к поражению врага. В каждом бою опытный и теоретически образованный летчик — это новатор
Таким ярким и талантливым новатором был и сам Иван Никитович Кожедуб.