Юра Борисов сыграл Пушкина в фильме «Пророк». Чем удивляет самый громкий российский фильм зимы?

Кадр: фильм «Пророк. История Александра Пушкина»

В российский прокат выходит мюзикл Феликса Умарова «Пророк. История Александра Пушкина», в котором роль главного русского гения сыграл номинант на премию «Оскар» Юра Борисов. «Лента.ру» рассказывает, какой получилась новая киноверсия судьбы классика русской литературы.

Пушкин очень любил дуэли, но стрелял чаще мимо. В лицее будущий поэт (Кай Гетц) впервые полез на рожон и получил на всю жизнь маленький шрам на лице. Потом он выступил с рэп-номером перед Державиным, который, сходя в гроб, не только благословил юношу, но даже немножко ему подпел. Потому что всегда любил свободу. Любить ее не перестал и повзрослевший Пушкин (Юра Борисов), когда обнаружил себя в окружении состоятельных господ на балу княгини Голицыной (Светлана Ходченкова). Там кудрявый поэт сориентировался и вместо «Лукоморья» прочитал «Вольность», чем обратил на себя внимание Жуковского (Илья Любимов) и бессчетного числа светских дам.

  • Дата выхода: 14 февраля
  • Страна: Россия
  • Продолжительность: 2 часа 17 минут
  • Режиссер: Феликс Умаров
  • В ролях: Юра Борисов, Кай Гетц, Алена Долголенко, Аня Чиповская, Илья Любимов, Сергей Гилев

В следующие годы Жуковский талдычил Александру Сергеевичу, что ему еще многое необходимо написать, а сам же Пушкин предпочитал двигаться от влюбленности к влюбленности, изредка отправляясь в ссылку. Туда его отправлял зловещий цензор Бенкендорф (Сергей Гилев), которому свободу полагалось ненавидеть по работе. В изгнаниях поэт обжигался о глагол, писал про Бориса Годунова и Евгения Онегина, а потом вновь предавался любви. Было весело, рядом всегда был друг Данзас (Роман Васильев), но кончилось дело все равно дуэлью на Черной речке с Дантесом (Флориан Десбьендра).

«Пророку» повезло с датой выхода в прокат настолько, насколько это в принципе было возможно. На некоторых московских рекламных щитах к имени Юры Борисова даже успели добавить чеканное «номинант на премию "Оскар"». Очевидно, что, несмотря на все проклятия, признание американских киноакадемиков для российских прокатчиков по-прежнему является легитимным маркетинговым инструментом. Нет смысла спорить, что до начала марта, когда состоится церемония вручения «Оскаров», Юра Борисов и стал «нашим всем». Получается, что «Пророк» — «наше все» в квадрате.

За оскаровской шумихой несколько теряется тот факт, что Пушкин — первая для Борисова роль по-настоящему словоохотливого героя

Причем роль главная, что в его фильмографии случается тоже далеко не всякий раз. В этом смысле «Пророк» актеру очень кстати. Большой яркий проект дает возможность разрушить амплуа ласкового бычка, которое за Юрой не просто сформировалось, но и уже набрало известную инерцию. Он здесь вообще совсем другой — в конце концов, не будем забывать про обязательные для образа кудри и бакенбарды вместо внушающей международное доверие лысины.

Борисов играет Пушкина размашисто. Есть и песни, и пляски, и авантюра с графиней Воронцовой (Аня Чиповская) в неназванной, кажется, вслух Одессе. Этот фрагмент получился самым ярким и даже, пожалуй, смелым. Магия демонстративно картонного, карнавального южного города, который больше похож на какой-нибудь Самарканд, сдувает с «Пророка» остатки приличий и превращает то ли в «Старые песни о главном», а то ли в «Мулен Руж». Песни, правда, оригинальные и преимущественно средние — хитов от нового русского мюзикла по-прежнему ждать не стоит. Музыку написал телекомпозитор Райан Оттер (он же Ростислав Пименов), который обычно плохо имитирует зарубежные хиты для сериалов компании «Среда».

Слова доверили Василию Зоркому — бывшему журналисту и музыканту. Совместными усилиями Пименов и Зоркий попытались актуализировать Пушкина, превратив его в ретровариант рэпера-правдоруба в первой части фильма и сочинив для него несколько лирических дуэтов во второй. Собственно, самый удачный номер «Пророка» — как раз финальный дуэт в исполнении Борисова и Алены Долголенко (она играет Наталью Гончарову). Запоминается также параноидальный выход Сергея Гилева в роли Бенкендорфа, но он стилистически все же слишком похож на фрагмент с песней «Скованные одной цепью» из фильма «Стиляги». Но если южная часть фильма дышит несколько трешевой, но все же свежестью, то петербургская решена более традиционно.

Лучше всего российским постановщикам костюмного кино по-прежнему удаются сцены, решенные в духе люксового борделя — так у нас представляют балы ХIX века

С этой стилистикой, как ни странно, связана главная удача картины, которая, конечно, имеет мало отношения к биографии Пушкина-поэта или уж тем более пророка. Название, кстати, представляет собой еще одну победу маркетинга над здравым смыслом — ничего пророческого (кроме заглавного стихотворения) с экрана не звучит. Обошлось даже без строчек про обломки самовластья — вероятно, они и сегодня звучат слишком смело и вздорно.

Вместо революционера русского языка на экране в итоге предстает обаятельно шаржированный герой анекдота, угодивший в данном случае в водевиль с печальным концом. О способности Пушкина ускользать из любых попыток категоризации написано немало, а «Пророк» — лучшая иллюстрация этого таланта. С другой стороны, в легкомысленной любвеобильности героя фильма есть та самая неожиданная точность. Лучше всех про эту черту Пушкина говорил Андрей Синявский в своих «Прогулках с Пушкиным»: «На тоненьких эротических ножках вбежал Пушкин в большую поэзию и произвел переполох». Такова, в принципе, суть сюжета «Пророка» с той поправкой, что поэзия на сей раз преимущественно осталась за кадром.

Биографию герою Борисова делает не летучий гений, а женская благосклонность. И благодаря этому неповоротливый фильм, пересыпанный цитатами и глупостями, наполненный плохим пением и безвкусными декорациями, вдруг обретает необходимую для разговора о герое легкость. Несмотря на все перечисленное, «Пророк» оставляет после себя если не добрую память, то хорошее настроение. Большего от русского кино сегодня требовать и не стоит. Если кто-нибудь придя домой откроет пыльную книжку и прочтет что-нибудь из настоящего солнца русской поэзии — так и вовсе прекрасно.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше