В Иркутской области сегодня самый низкий тариф на электроэнергию для населения: в три раза ниже, чем средний по регионам Сибири. Драматический износ электрохозяйства, отсутствие газификации и низкая энергоэффективность жилого фонда неминуемо ведут регион к энергокризису. О том, как сложилась такая ситуация, — в материале «Ленты.ру».
Контекст
Низкие тарифы на электроэнергию в Иркутской области — политическая традиция, которая много лет подряд вызывала зависть в соседних регионах. Даже сейчас здесь самый низкий тариф в России.
Тариф на электроэнергию в Иркутской области в три раза ниже, чем средний по регионам Сибири. Но недовольные тарифами здесь все равно есть, и они много лет подряд выходят на митинги
Выходили и при «красном» губернаторе Сергей Левченко, и при всех его предшественниках, пока Левченко был к ним в оппозиции. То есть это тоже политическая традиция. Первый в новом году антитарифный митинг коммунисты провели в середине февраля. Как сообщает сетевое издание «Изнанка», раздражение у них вызвал внедренный в России дифференцированный тариф, который нацелен на поощрение экономичного потребления.
Продолжить протест призван митинг-концерт «За отмену дифференцированного тарифа». В обоих случаях организаторы мероприятий требуют исключительных условий для потребителей в Иркутской области.
Рублевый тариф
в месяц потребляло среднее домохозяйство в России в 2024 году по данным Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ
Дифференцированные тарифы с тремя категориями месячных лимитов энергопотребления введены по всей России с 1 января 2025 года. Первый диапазон — до 3 900 киловатт-часов, второй — от 3 901 до 6 000 киловатт-часов, третий — более 6 000 киловатт-часов. Однако правительству Иркутской области за счет низкого уровня газификации региона удалось согласовать существенное преимущество: сезонный коэффициент 1,8.

Фото: Belkin Alexey / News.ru / Globallookpress.com
В январе — апреле 2025 года жителям региона по базовому тарифу доступны 7 020 киловатт-часов в месяц, потребление от 7 021 до 10 800 киловатт-часов тарифицируется по тарифу для второго диапазона, а для третьего диапазона потратить за месяц нужно более 10 800 киловатт-часов.
По данным «Иркутскэнергосбыт», с 1 января 2025 года тариф для первого диапазона потребления установлен в городе в размере 1,58 рубля за киловатт-час (в сельской местности 1,106 рубля), для второго — 2,54 рубля (в сельской местности 1,778 рубля), для третьего — 4,90 рубля (3,43 рубля — для села). Это в среднем в три раза меньше, чем в соседних регионах, и ведутся дебаты, что поскольку дома до сих пор отапливаются с помощью электричества, тарифы следует сделать еще меньше.
Правда, в условиях постоянно возрастающей нагрузки от майнеров и ввода в эксплуатацию нового жилья такой подход лишь усугубит проблемы сетевого комплекса Иркутской области.
«Общий износ сетей, по разным данным, достигает 70 процентов, а в отдельных районах области и выше. Мы видим, что в последние годы все чаще происходит отключение электричества. Особенно на это жалуются жители Иркутского района, аварии на сетях на этой территории происходят регулярно. Если вплотную не заняться этим вопросом, ситуация только усугубится. Обновление сетей — это, можно сказать, жизненная необходимость. Затягивать с этим нельзя. Нужны средства, чтобы обновлять все это сетевое хозяйство», — предупреждал директор Института систем энергетики имени Л. А. Мелентьева СО РАН, академик РАН и один из авторов Энергетической стратегии Иркутской области Валерий Стенников.
В Министерстве энергетики об этой проблеме хорошо осведомлены и винят в ней чиновников на местах.
Власти региона на протяжении длительного периода наращивали перекрестное субсидирование, занижая тарифы и не вводя дифференциацию тарифов для населения по объемам потребления, несмотря на значительный рост майнинговой нагрузки
Так за три года перекрестное субсидирование Иркутской области выросло почти вдвое — до 11 миллиардов рублей.

Фото: Pixabay
Ситуация с энергосистемой региона усугубляется проблемой серого майнинга, про которую академик Стенников неоднократно высказывался на страницах научного журнала «Энергетическая политика» Минэнерго России.
«Бурное развитие майнинга в Иркутской области обусловлено низкими тарифами на электроэнергию для населения региона. Появилось множество майнеров, мощность которых в разы превышает величину, указанную в договорах на энергоснабжение. Эти майнеры, потребляя большие объемы электроэнергии, перегружают электросети, создавая огромные проблемы с надежностью электроснабжения для остальных потребителей», — писал Стенников.
Неуправляемое развитие майнинга, суммарная мощность которого по некоторым районам Иркутской области достигает нескольких мегаватт, создает электросетевому комплексу значительные проблемы
Дифференцированные тарифы в их базовой редакции, вероятно, могли бы нанести по гаражным майнерам Иркутской области ощутимый удар. Однако повышенные квоты льготных диапазонов становятся для нелегалов мерой поддержки. И дело не только в том, что незаконное предпринимательство лишает государство и регион налоговых поступлений, — эта практика создает прямую угрозу стабильности энергосистемы.
«Эти майнеры, потребляя большие объемы электроэнергии, перегружают электросети, создавая огромные проблемы с надежностью электроснабжения для остальных потребителей», — подчеркивает Валерий Стенников.
Энергетики сухо комментируют, что с учетом ветхого состояния электросетевой инфраструктуры в некоторых случаях сроки восстановления электроснабжения могут значительно превысить нормативные 24 часа. Но даже нормативные 24 часа без электричества в 30-градусный мороз — это вызов.
«При неблагоприятном развитии ситуации в зимний максимум нагрузок полное длительное (более 24 часов) отключение электроэнергии в силу дефицита электрической мощности может затронуть до 250 тысяч жителей, веерные отключения могут затронуть более 450 тысяч жителей. Для примера: в Калининградской области в 2011 году был блэкаут — область погасла на 90 процентов из-за аварий», — рассказал «Ленте.ру» источник, знакомый с ситуацией в энергетической отрасли области.

Фото: Alexey Krav / Shutterstock / Fotodom
Топим улицу
Причина дефицита энергомощностей — не только в майнинге. В последние годы в Иркутской области зафиксирован лавинообразный рост частного потребления, связанный с массовым строительством доступного жилья низкого качества — неутепленных индивидуальных домов с электрическим источником отопления.
По данным ученых из Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН, в Иркутской области при одинаковом электропотреблении в 2022 и в 1989 году промышленное потребление электроэнергии сократилось с 74 до 56 процентов, а нагрузка населения выросла с 4 до 15 процентов и продолжает увеличиваться
Основной рост энергопотребления, подчеркивается в публикации, «наблюдается в пригородах крупных городов за счет индивидуального жилищного строительства, которое в основном переходит на электроотопление из-за низких тарифов на электроэнергию для населения».
Действительно, покупать ИЖС на юге области выходит дешевле, чем квартиру в многоквартирном доме. В среднем квадратный метр в доме стоит 70 тысяч рублей, тогда как новостройки предлагают цены около 130 тысяч рублей за квадратный метр.
Для строительства используется тонкий брус — он удешевляет стоимость дома, но при этом не выдерживает сибирских зим без усиленного отапливания. При этом регулирующие органы Иркутской области не производят контроль за технологиями и качеством используемых при строительстве частных домов материалов. В результате применяются наиболее дешевые решения, что отражается в низких показателях энерго- и теплоэффективности.
Электроэнергия, расходуемая с потерями до 70 процентов, фактически идет на обогрев улицы. При этом застройка зачастую ведется на землях сельхозназначения в отсутствие утвержденных градостроительных планов, а значит — под нее не закладываются инвестиции в развитие необходимой инфраструктуры.

Фото: Bulkin Sergey / Globallookpress.com
Под нагрузкой
При планировании инвестпрограммы развития сетей энергетики исходят из текущей регуляторной базы. Перспективные нагрузки учитываются в Схеме и Программе развития электроэнергетики, которыми установлен единый для России коэффициент реализации 0,1. Так, при заявленных 15 киловаттах на один жилой дом в СиПР (Схемах и программах развития электроэнергетических систем России) включается нагрузка в размере 1,5 киловатта, при этом фактическая нагрузка в зимний максимум составляет 15 киловатт и более.
Фактическая нагрузка на сети значительно превышает расчетную: освещение, отопление, холодное и горячее водоснабжение и практически все иные коммунальные блага в индивидуальных домах — все это взваливается на плечи электрических сетей. Вследствие этого снижается качество электроэнергии, происходят аварийные отключения из-за перегрузки, растет социальная напряженность
При этом потребление электроэнергии в Иркутской области значительно опережает прогнозные показатели, предусмотренные действующими документами стратегического планирования. В наиболее густонаселенных Иркутском и Шелеховском районах прирост потребления мощности составил 56,3 против 11,1 процента, заложенных в СиПР на период 2024-2029 годов.
А тревожный рекорд был установлен еще в декабре 2023 года. Тогда энергопотребление региона достигло 10,2 гигаватта, едва не преодолев предельные технологические возможности системы, за которыми мог последовать блэкаут.
Но острота проблемы инвестиций в энергосистему региона связана не только с фактическим энергопотреблением на пределе мощностей. Своей очереди на подключение в южной части Иркутской области ожидают более 8 000 частных жилых домов. Однако их одномоментное подключение неизбежно спровоцирует коллапс.
Наследие 90-х
Такая ситуация сложилась в Иркутской области исторически: в 1993 году губернатор Юрий Ножиков отстоял право Иркутской области самостоятельно распоряжаться своим энергетическим потенциалом, держать самый низкий тариф.
Кроме Иркутской области право распоряжаться своей энергосистемой сохранили еще три региона: Новосибирская область, Татарстан и Башкирия. Таким образом он сократил возможности для модернизации и развития энергосистемы региона, его промышленности и инфраструктуры. При этим действующие власти продолжают лоббировать расширение границ дифтарифа.
Сложная ситуация сложилась не только в Иркутской области. Недофинансированность сказывается и на сетевой инфраструктуре других сибирских регионов. В частности, компания «Россети Сибирь» сообщала, что тяжелое экономическое положение компании обусловлено накопленной тарифной недорегулированостью и низкой платежной дисциплиной в результате банкротства гарантирующих поставщиков.
Это одна из крупнейших межрегиональных распредсетевых компаний России, отвечающих за передачу и распределение электроэнергии в Сибирском округе (исключая Иркутскую и Томскую области).
Компания в этих обстоятельствах вынуждена сокращать финансирование ремонтных и инвестиционных программ, мероприятий по технологическому присоединению потребителей
Ее убытки продолжают расти вследствие недостатков тарифного регулирования и высокой долговой нагрузки. Многолетние попытки компании взыскивать убытки из региональных бюджетов не удались. Теперь «Россети» предлагают передать в ведение ФАС формирование тарифов на передачу электроэнергии в регионах, а также объединить Сибирский округ в единую тарифную зону. Однако эти меры не поддерживают Минэнерго и крупная промышленность.
Директор Центра исследований в электроэнергетике НИУ ВШЭ Сергей Сасим отмечает, что из-за системного недоучета расходов «Россети Сибирь», включая траты на льготное ТП, дефицитный инвестиционный ресурс компании отвлекается на оплату обслуживания аномального долга, ставя под угрозу энергоснабжение сибирских регионов.
«Набор поручений выглядит как попытка найти комплексное решение проблемы недофинансирования компании "Россети Сибирь". Но изменить ситуацию только лишь популярными решениями не получится», — полагает Сергей Сасим.

Фото: РИА Новости
Комплексный подход
По мнению экспертов, комплекс мер поддержки энергетического комплекса сибирских регионов должен включать в себя установление коммерчески обоснованных диапазонов дифференцированного тарифа, учитывающих параметры энергоэффективности домов.
Без принятия подобных мер существуют риски, что многомиллиардные затраты на строительство высоковольтных линий, позволяющих улучшить транзит энергии из более обеспеченных мощностями северных районов области дефицитным южным, могут не дать ощутимого эффекта, и регион будет ждать скорый энергетический кризис.
«В результате бурного роста потребления существовавшие ранее профициты генерирующей мощности и пропускной способности сетей в Иркутской области оказались исчерпаны. Высокая динамика потребления электроэнергии в регионе требует принятия выверенных решений по развитию энергосистемы», — отмечал председатель правления Системного оператора Федор Опадчий.
При этом важно помнить о необходимости газификации Иркутской области, которую обсуждают более полутора десятков лет, но никаких реальных решений пока нет — как нет, похоже, и реальных альтернатив.
«Для устранения дефицита электроэнергии на юге Иркутской области и дефицита тепловой мощности в правобережной части Иркутска, сдерживающего его развитие, необходимо сооружение в городе газовой теплоэлектроцентрали мощностью около 1 гигаватт», — уверен глава Института систем энергетики СО РАН академик Стенников.