В Норильске модернизируется система городского транспорта: обновляется автобусный парк, внедряется бесконтактный способ оплаты проезда, остановочные павильоны делают теплыми. Ждет транспорт еще одно важное изменение — перевод техники на газомоторное топливо. О том, как реализуется концепция обновления общественного транспорта в северной столице Красноярского края, — в материале «Ленты.ру».
В Норильске появилась газомоторная станция. Первый год мы ее эксплуатируем, пока ее тестируем, смотрим, как ведет она себя в условиях крайнего севера, в условиях нестабильных температур. Мы видим, что плюсов гораздо больше, чем при эксплуатации техники на дизеле
«Поэтому по поручению губернатора в согласовании с краевым Минтрансом мы разрабатываем походы к установке мобильных газозаправочных станций в районах местонахождения наших автобусных депо. В планах 2025 года создать такие мобильные станции, и в 2026 году заявляться на приобретение подвижного состава на газомоторном топливе», — добавил Дмитрий Карасев.

Фото: Николай Бурматов / Коммерсантъ
Концепция
Концепция обновления автобусного парка муниципального перевозчика МУП «Норильский транспорт» появилась пять лет назад. А сама транспортная реформа была запущена в 2021 году. До этого проводилась большая экспертная работа, направленная на выработку концепции транспортной реформы, оптимизацию маршрутной сети Норильска и улучшения обслуживания населения.
Для комплексного изучения вопроса администрацией Норильска совместно с Агентством развития Норильска (АРН) и при поддержке «Норникеля» было организовано большое исследование городской системы общественного транспорта. На протяжении года его проводили эксперты, входящие в рабочие группы при правительстве России и Минтрансе России
«В рамках исследования дважды, летом и зимой, проводились замеры пассажиропотока, были определены проблемы и слабые места существующей транспортной схемы, досконально проанализирована маршрутная сеть, проведено анкетирование, посвященное качеству транспортного обслуживания, в котором приняли участие почти 2 тысячи респондентов», — считает заместитель директора АРН по развитию городской среды Виктория Чуланова.
В 2022 году концепция прошла общественные слушания, документ был представлен депутатскому корпусу, градообразующему предприятию. Замечу, что концепция не является финальным продуктом, который будет внедряться в жизнь, условно говоря, уже завтра. Производится доработка документа
Сокращения маршрутной сети не планируется, заверил эксперт. В Норильске из 32 существующих автобусных маршрутов по регулируемым тарифам в перспективе оставят 25. Но это не значит, что общественный транспорт перестанет заезжать на какие-то остановочные пункты или сократится трасса движения. Маршрутная сеть города, кстати, не пересматривалась с советских времен и уже не актуальна.
Транспорт
Покупает Норильск так называемые северобусы в комплектации, рассчитанной на Арктику. У них установлены дополнительные печки, двойные стеклопакеты, дополнительно утепленные колесные арки и напольное покрытие. Также в северобусах применена система выпуска отработанных газов с выводом наверх во избежание ухудшения видимости для участников дорожного движения и светодиодные элементы освещения, что особенно актуально в условиях полярной ночи и недостаточной видимости.

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС
Новые северобусы еще более приспособлены к северным условиям: машины оснащены спецсигналами для эксплуатации в сложных метеоусловиях в период работы городского штаба «Шторм», заводскими утеплителями моторного отсека и встроенными сейфами для водителей. Кроме того, в этих северобусах смонтированы автономные воздушные отопители — это позволит обогревать салон в ожидании помощи, если двигатель заглохнет в пути на межрайонной трассе.
В 2022 году концепция прошла общественные слушания, документ был представлен депутатскому корпусу, градообразующему предприятию. Замечу, что концепция не является финальным продуктом, который будет внедряться в жизнь, условно говоря, уже завтра. Производится доработка документа
Согласно техническим характеристикам, которые обозначил изготовитель, предельная температура, при которой автобус может выходить на линию, составляет минус 40 градусов. Но руководство города и «Норильский транспорт» приняли решение продолжить работу, даже когда наступили аномально низкие температуры.
«Предприятие достойно справилось с суровыми морозами, которые стояли в минувшем январе. Но бывало, что система отопления выходила из строя, и тогда мы старались устранить поломку настолько быстро, насколько это было возможно. Из–за постоянной работы отопительные приборы изнашиваются. Водители работают в две смены, получается, что в автобусе в течение 16 часов ежедневно все электромоторы находятся в движении. И так семь дней в неделю без выходных», — заявил заместитель начальника отдела транспорта и транспортной инфраструктуры управления дорожно–транспортной инфраструктуры администрации Норильска Павел Пискунов.

Фото: Марина Лысцева / ТАСС
Два года назад был проведен ребрендинг предприятия. Раньше оно называлось МУП «НПОПАТ». Теперь оно носит имя «Норильский транспорт». «Это символизирует качественно новый подход к оказанию услуг по перевозке пассажиров, обновление подвижного состава и теплых остановочных павильонов в стилистике норильского транспорта с эмблемой в виде снежинки. Все новые автобусы теперь будут оформляться согласно концепции «Норильский транспорт». Качественный, безопасный и новый подвижной состав с квалифицированными водителями — к этому мы стремимся», — говорит советник главы города Алексей Яковлев.
Полтора года назад в Норильске довольно остро стоял вопрос нехватки водителей — норильчане неоднократно возмущались давкой в автобусах. Это подтверждалось цифрами: из 444 ставок водителей вакантными были 106. Город принял меры: теперь водителям оплачивают подъемные в 700 тысяч рублей и компенсируют аренду жилья — 40 тысяч рублей в месяц. Взамен водитель должен отработать три года. На текущий момент число вакантных мест значительно снизилось до 87.

Фото: Максим Блинов / РИА Новости
Сколько стоит
В 2023 году на развитие транспортной системы Норильска выделили https://smotrim.ru/article/3272566 около шести миллиардов рублей. Большая часть расходов — ремонт и реконструкция дорог. Также один из важнейших пунктов — обновление автобусного парка.
В 2024 году на развитие транспортной системы в Норильске было направлено более 5,3 миллиарда рублей
Так, порядка 3,4 миллиарда рублей выделили на дорожное хозяйство и безопасность дорожного движения. Помимо этого, около 830,5 миллиона рублей будет направлено на содержание муниципального транспорта, более 1,1 миллиарда рублей — на создание условий для развития воздушного и автомобильного пассажирского транспорта (организация авиаперевозок по маршруту Норильск-Снежногорск-Норильск, а также организация пассажирских перевозок автотранспортом по муниципальным маршрутам с низкой интенсивностью).
В целом городская администрация демонстрирует активное желание обновить автобусный парк, констатируют эксперты.