В начале февраля Федеральная служба безопасности (ФСБ) России сообщила о задержании в Севастополе, Воронеже и Ростове-на-Дону четырех женщин, завербованных украинскими спецслужбами. По данным следствия, задержанные готовили теракты против российских военных и чиновников: следили за их передвижениями и успели приобрести компоненты для изготовления самодельных взрывных устройств. Это далеко не первый подобный случай: лишь в 2024 году российские спецслужбы задержали на территории страны как минимум 15 женщин — агентов Службы безопасности Украины (СБУ). Подробности, как украинские спецслужбы вербуют россиянок для терактов и диверсий, выясняла корреспондент «Ленты.ру» Илона Палей.
Предупреждение: действия россиян, завербованных украинскими спецслужбами, подпадают под действия целого ряда статей УК РФ, в том числе статьи 205 («Теракт») и 281 («Диверсия») УК РФ. Наказания за эти преступления — длительные сроки лишения свободы вплоть до пожизненного.
Сегодня главным каналом вербовки россиян для терактов и диверсий по-прежнему остается интернет: в одном из популярных мессенджеров можно найти десятки вербовочных каналов. Как правило, модераторам неважен пол потенциальных диверсантов — куда важнее их местоположение, профессии и умения.



Впрочем, администраторы каналов признают: женщины идут к ним редко и неохотно. Причин этому, по их словам, много — от физиологических особенностей и меньшей склонности к агрессии до более развитых инстинкта самосохранения и чувства страха.
Способность к диверсиям у женщин гораздо меньше, чем у мужчин. Но это не значит, что они не способны на диверсии в принципе
Каналы украинского легиона «Свобода России» (признан в РФ террористической организацией и запрещен) даже заявляли о планах создать целые женские подразделения («медики, дроны, логистика») из завербованных россиянок.
В то же время известно немало случаев, когда жительниц разных регионов России пытались склонять к поджогам военкоматов и релейных шкафов на железных дорогах, передаче данных о передвижениях военной техники и многим другим преступлениям, вплоть до покушений на чиновников, военных и общественных деятелей.
«Меня просто использовали»
Самой громкой операцией украинских спецслужб, исполненной руками завербованной россиянки, стал теракт в Санкт-Петербурге 2 апреля 2023 года, который унес жизнь известного военного журналиста Владлена Татарского (настоящее имя — Максим Фомин).
В роковой день журналист проводил творческий вечер в кафе, где собрались поклонники его творчества. Одной из них на входе представилась и некая художница «Настя». Обычная девушка на каблуках, в тренче и с коробкой в руках не вызвала никаких подозрений ни у охраны заведения, ни у самого Татарского.
Обстановка у кафе «Стрит-бар» на Университетской набережной в Санкт-Петербурге, где был совершен теракт во время творческого вечера Владлена Татарского
Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ
К тому же сам военкор видел «Настю» не в первый раз — она была частой гостьей его вечеров, не раз вступала с ним в диалог и дарила ему открытки. Поэтому Татарский не насторожился, когда «Настя» попросила передать ему новый подарок — позолоченный бюст, изображавший его самого.
В тот момент никто даже не догадывался, что в статуэтку заложена взрывчатка, а «Настя» — это агент украинских спецслужб Дарья Трепова (внесена в перечень террористов и экстремистов Росфинмониторинга). Взрыв стал летальным для Татарского, а больше 50 человек — участники встречи и случайные прохожие — получили ранения.
Сама Трепова была контужена, однако смогла выбраться из развороченного кафе и сбежать. Но уехать из России она не успела: 3 апреля террористку задержали в квартире друга ее мужа. Она сразу стала отрицать свою причастность к теракту и говорить о том, что ее якобы использовали втемную.
Все это время я была уверена, что в статуэтке находится только микрофон. (...) Вся эта легенда была придумана не только для Владлена, но и для меня в том числе, чтобы и меня вовлечь. Меня просто использовали
Суд приговорил Дарью Трепову к 27 годам колонии общего режима. Этот приговор стал самым суровым для женщины в истории современной России.
В сетях СБУ
Два года спустя, 7 февраля 2025 года, в ФСБ заявили о задержании сразу четверых женщин, завербованных спецслужбами Украины в Севастополе, Воронеже и Ростове-на-Дону. Одна из них когда-то служила еще в украинской милиции в Севастополе и была членом сборной Украины по боксу.
В 2022 году она уехала в Европу. На допросе женщина рассказала, что в Чехии ее пригласили в кабинет украинского посла, где предложили помощь с оформлением неких документов взамен на сотрудничество. Она согласилась — и вскоре отправилась на свое первое задание в украинский город Запорожье, получив позывной Леси.
Там я проходила обучение по стрельбе с «Макара» (из пистолета Макарова — прим. «Ленты.ру») с глушителем. Меня вывозили на поле, я была одна. Стенды были... [с данными], из чего состоит взрывное устройство. Проходили маскировку, как правильно уходить, как правильно передвигаться
После обучения Леси получила новое задание — теперь она должна была вернуться в Севастополь и вступить там в добровольческий отряд «Боевой армейский резерв страны» («БАРС»). Целью СБУ был руководитель отряда, однако перед тем как его подорвать, украинские спецслужбы хотели узнать о структуре и особенностях отряда.
Поэтому первое время Леси вела наблюдение, пока не получила записку с координатами тайника на Севастопольском кладбище, в котором была спрятана бомба. По инструкции от куратора агент должна была заложить взрывчатку в кабинете офицера офиса отряда «БАРС», который находился в жилом доме.

Агент СБУ с позывным Леси, задержанная в Севастополе
Кадр: ЦОС ФСБ
Однако этим планам не суждено было осуществиться: сотрудники ФСБ задержали Леси в Севастополе. Второй задержанный агент по кличке Луфи также прошла обучение на территории Украины — она должна была совершить теракт в отношении высокопоставленного военнослужащего Минобороны России.
При задержании в ее доме нашли несколько килограммов взрывчатки. Гражданство Леси и Луфи в ФСБ не уточнили, зато известно, что два других задержанных агента СБУ — 22-летние девушки — оказались россиянками.
Как установило следствие, с одной из них в соцсетях связался некий киевлянин Станислав Кимач
После непродолжительных бесед о нелюбви к России он свел собеседницу с представителем СБУ — и тот предложил несложную работу за хорошие деньги. К легкому заработку девушка привлекла бывшую одноклассницу, и они вместе стали выполнять задания куратора.
Сначала в Обнинске завербованные агенты следили за журналистом, освещавшим ход СВО, потом в Коломне — за директором предприятия военно-промышленного комплекса, а после получили задание следить за семьями высокопоставленных военных в Ростове-на-Дону.
Сбор данных по местам жительства, используемым автомобилям и местам посещения их семей. Результаты слежки, фото и видеофиксации мы передавали украинским спецслужбам в одном из мессенджеров
За передачу данных кураторы вначале платили девушкам криптовалютой, а потом стали обещать им еще и безбедную жизнь в Европе. Однако для этого следовало выполнить задание посложнее — подорвать машину российского офицера. Компоненты для изготовления самодельных взрывных устройств (СВУ) девушки доставали по частям.
Одни элементы бомб они покупали в обычных магазинах и на маркетплейсах, другие брали из тайников, которые подготовили их кураторы. Уже после поимки агентов в Ростове-на-Дону все эти улики нашли сотрудники ФСБ. Теперь всем четырем задержанным грозит до 25 лет лишения свободы — пожизненных сроков для женщин в России нет.
«Амазонки в сфере контрразведки»
Тот факт, что украинские спецслужбы активно используют женщин-агентов, еще 21 декабря 2022 года подтвердил исполняющий обязанности главы Службы безопасности Украины (СБУ) Василий Малюк (внесен в России в перечень террористов и экстремистов).
Это лучшие агенты, настоящие амазонки в сфере контрразведки, которые проводят мегафилигранные агентурные проникновения, многие операции удачно реализованы благодаря агентурному женскому присутствию
По словам Малюка, завербованные женщины были связаны с «активными контрразведывательными мероприятиями», для которых меняли свои установочные данные и делали пластические операции. А буквально через четыре месяца, весной 2023 года, российские силовики по наводке бывшего сотрудника украинских спецслужб нашли в Херсоне засекреченное помещение.
Там ранее размещалось подразделение 5-го департамента Службы внешней разведки (СВР) Украины по работе с агентурой. Среди бумаг, брошенных сотрудниками подразделения, нашлись анкеты как минимум 20 завербованных эскортниц — как оказалось, «отряд эскортниц» существовал еще до начала СВО.

Фото: Shutterstock / Fotodom
Сотрудники СВР Украины под видом фотографов-сводников находили девушек на сайтах знакомств и в соцсетях, а затем предлагали им заняться эскортом «с интересной личной перспективой» и выгодным замужеством в России или на Западе. По результатам психологического тестирования девушек делили на менее и более перспективных.
Первых украинская разведка использовала как информаторов: они должны были собирать данные на территориях, подконтрольных российским военным. Вторых же вывозили для повышения квалификации в закрытые учебные заведения СВР Украины, где обучали навыкам диверсионной деятельности и давали первые задания.
Чаще всего завербованных девушек забрасывали в Луганск, где им предстояло добывать нужную СБУ информацию
А более талантливых отправляли в Москву и другие российские города, чтобы те вступали в контакт с военными и пытались узнавать у них ценную информацию.
Считается, что самой громкой операцией завербованных эскортниц стала расправа над полковником армии ДНР Михаилом Толстых (Гиви) в 2017 году. По словам сотрудника СБУ Олега Сугерея, взрывчатку в кабинет Толстых заложила некая блондинка, вошедшая к нему в доверие.
Толстых боялся выходить из дома. Но он любил женщин, и ему их привозили. Таким путем в его окружение проникла девушка-агент. Эта операция планировалась два года
Впрочем, руководство СБУ тогда поспешило откреститься от причастности к подрыву Толстых, заявив, что Сугерей никогда у них не служил.
«Они берут на вооружение методики исламистов»
Уделяя особое внимание вербовке женщин, украинские спецслужбы идут по пути запрещенной в России международной террористической организации «Исламское государство» (ИГ) — такое мнение в беседе с «Лентой.ру» высказал профессор МГУ, заведующий кафедрой информационных и гибридных войн в Академии политических наук Alter Андрей Манойло.
По словам Манойло, террористы из ИГ используют женщин, оказавшихся в сложном социальном или психологическом положении, — например, вдов боевиков, которым не на кого рассчитывать. Им обещают полное обеспечение детей и родственников, если они согласятся устроить теракты.
Подобная категория женщин, сейчас уже довольно большая, появилась и на Украине. Есть признаки того, что украинские спецслужбы берут на вооружение исламистские методики вербовки женщин. В том числе потому, что у СБУ и ГУР налажены очень хорошие связи с террористами на Ближнем Востоке

Фото: Valentyn Ogirenko / Reuters
Как отмечает эксперт, методы вербовки мужчин и женщин принципиально не различаются, однако женщины, особенно с детьми, могут быть для вербовщиков более предпочтительны. С одной стороны, на женщин правоохранительные органы, как правило, смотрят в последнюю очередь, не ожидая от них такой угрозы, как от мужчин.
С другой, дети для кураторов становятся рычагами давления на завербованных и дополнительной страховкой от возможных попыток прекратить сотрудничество. В самой женщине, попавшей в сети вербовщиков, сразу же формируют мотив — чаще корыстные цели или желание отомстить.
Часто завербованным обещают, что те якобы заработают на одном преступлении, а затем смогут уехать в Европу и жить там на широкую ногу. Этот миф привлекает и мужчин, и женщин, а потому им активно пользуются. Но есть вечная истина: невозможно разбогатеть, работая на иностранную разведку
«Девушкам проще проникнуть на режимный объект»
Поскольку правоохранительные органы в первую очередь занимаются разработкой подозреваемых-мужчин, завербованных девушек и женщин если и удается задерживать, то на последних стадиях приготовления к терактам и диверсиям, говорит экс-оперативник Центрального регионального управления по борьбе с оргпреступностью МВД России Михаил Игнатов.
К девушкам со стороны правоохранителей все-таки меньше недоверия, на них не обращают такого пристального внимания, поэтому им удается лучше скрываться и маскироваться. Девушкам проще втереться в доверие, заморочить кому-то голову, что-то разузнать и даже проникнуть на режимный объект
По словам криминалиста, в последнее время вербовщики стали активно использовать методы шантажа и запугивания для склонения женщин к сотрудничеству — особенно уязвимы в этом плане жительницы Курска, Брянска и других приграничных регионов России.
«СБУ наводит данные и начинает давить на женщин — мол, знаем, где живут твоя мама или дети, для нас ничего не стоит пробраться к ним, откажешься работать — расправимся с детьми. И якобы для того чтобы с близкими ничего не произошло, украинские спецслужбы начинают давать задания», — говорит Михаил Игнатов.
В свою очередь клинический психолог Екатерина Семешина в беседе с «Лентой.ру» отмечает, что женщин делает идеальными целями для вербовки их эмоциональная восприимчивость. Особенно уязвимы одиночки: они глубже вовлекаются в интернет-переписку и отношения с вербовщиками, а потому могут закрывать глаза на предупреждающие знаки.
Если женщины чувствуют себя никому не нужными или неуверенными в себе, им легче внушить, что они нашли поддержку и понимание. Вербовщики используют это, чтобы создать ощущение принадлежности и значимости у тех, кто попал к ним в сети
К основным методам вербовки психолог относит создание доверия и эмоциональной привязанности, навязывание некой миссии или «великой цели», а также запугивание и шантаж. И если женщина понимает, что общение с новым знакомым все больше напоминает ловушку, ей необходимо срочно обращаться за помощью к близким или специалистам.