Украинские спецслужбы все чаще используют россиян в качестве смертников для совершения диверсий и терактов — об этом сообщила Федеральная служба безопасности (ФСБ) России. Лишь за последнее время сотрудники спецслужбы выявили пять подобных случаев: вербовщики хотели обманом использовать пожилых россиян для совершения терактов против военных. Эти преступления удалось вовремя предотвратить, однако, к сожалению, так бывает не всегда: в нынешнем году смертники оборвали жизни главы Федерации бокса ДНР и основателя батальона «Арбат» Армена Саркисяна, ветерана СВО и первого заместителя мэра Ставрополя Заура Гурциева, а также экс-мэра Луганска Манолиса Пилавова. В том, как вербовщики делают из законопослушных россиян террористов-смертников, разбиралась корреспондент «Ленты.ру» Илона Палей.
29 мая 2025 года, Ставрополь. Ветеран СВО, первый заместитель мэра города Заур Гурциев поздним вечером приезжает к своему знакомому — 29-летнему Никите Пенькову. Они встречаются на улице: Пеньков, через плечо которого перекинута неприметная сумка, подходит к Гурциеву и протягивает ему руку в знак приветствия.
В этот момент раздается взрыв, который становится летальным для обоих мужчин. Вскоре выяснится: в нагрудной сумке Никиты Пенькова была спрятана мощная бомба, о которой он ничего не знал.
***
В 2024 году в России удалось предотвратить 110 терактов. По данным ФСБ, сегодня агентурная сеть украинских спецслужб находится в кризисе из-за отсутствия подготовленных людей и сокращения финансовой помощи со стороны западных стран.



Этот кризис хорошо виден по сообществам, ранее созданным в сети для вербовки россиян: одни были заблокированы и не стали восстанавливаться, как это делали ранее, другие были заброшены, третьи сократили в разы количество публикаций. Лишь небольшой процент сообществ продолжает набирать пособников, которым все так же обещают платить.
Зарплата от пяти тысяч в день. Закроем ваши кредиты до пяти миллионов рублей. От вас: желание внести свой вклад в борьбу с несправедливостью и заработать
По данным «Ленты.ру», риторика интернет-сообществ, созданных для вербовки россиян, стала меняться весной 2024 года — после того, как в России прошли президентские выборы. Если до этого вербовщики обещали щедро платить за участие в преступлениях, то теперь перешли к открытым жалобам на нехватку денег.
Администраторы каналов вербовки стали прямо говорить о том, что их запасы истощены — а потому просили подписчиков слать донаты, покупать подписки на специально разработанные сервисы (например, для розыска информации), стикеры, мерч или же просто действовать из идейных соображений, а не за вознаграждение.
Это подтверждали и трансакции криптокошельков, указанных в каналах вербовщиков, — количество поступлений на них в 2024 году резко сократилось по сравнению с 2023 годом. Ощутимых изменений, судя по состоянию кошельков, на которые модераторы вербовочных каналов все еще просят отправлять донаты, не произошло и в 2025 году.
Впрочем, как отмечают в ФСБ, на деле платить тем, кто попал в их сети, вербовщики абсолютно не собираются и обрывают любые контакты в момент, когда задание выполнено и речь заходит об оплате. А на фоне агентурного кризиса они и вовсе сменили тактику, предпочитая попросту избавляться от тех, кому обещали деньги.
Спецслужбы Украины все чаще используют российских граждан для совершения диверсионно-террористических актов в качестве смертников. Это позволяет украинским спецслужбам избавляться от нежелательных свидетелей и не выплачивать им обещанное вознаграждение
Бомба в «Парусах»
Подрыв главы Федерации бокса ДНР, основателя батальона «Арбат» Армена Саркисяна в элитном московском ЖК «Алые Паруса» стал одним из первых известных случаев, когда украинские спецслужбы решили использовать смертника для совершения теракта. Взрыв, прогремевший 3 февраля 2025 года, стал для Саркисяна летальным.
Расстался с жизнью и смертник, который нес на себе самодельное взрывное устройство (СВУ) на основе противопехотной мины МОН-50. Бомба взорвалась в тот момент, когда глава Федерации бокса ДНР проходил мимо него в холле на первом этаже одного из зданий «Алых Парусов».

Последствия взрыва в ЖК «Алые Паруса», унесшего жизнь главы Федерации бокса ДНР, основателя батальона «Арбат» Армена Саркисяна
Фото: Никита Башмаков / ТАСС
Смертником оказался 58-летний гражданин Армении Паруйр М. На его левой голени была татуировка в виде меча, характерная для спецподразделений.
По данным следствия, покушение на Армена Саркисяна было заказным
«Подрыв был совершен по заказу украинских властей, а реализован через этнический криминалитет», — заявлял руководитель Первого управления по расследованию особо важных дел столичного главка СКР Максим Денисов.
Он отметил, что исполнитель подрыва Паруйр был связан с криминалом: еще в советские времена он украл ценности у собственной матери, за что получил срок, а в 2000-х обчистил квартиру родственников, приютивших его в Москве, после чего перебрался на Украину.
У него на Украине дочь. Возможно, ему обещали деньги. Мы проверяли и версию про неизлечимое заболевание. Исследования проводились по останкам — смертельных болезней выявлено не было, но стопроцентно исключить патологию нельзя
На подготовку теракта у организаторов ушло больше месяца — все это время за Саркисяном велась слежка, ради которой в ЖК, где он жил, арендовали квартиру. Уже после взрыва сообщалось, что охрана основателя батальона «Арбат» незадолго до преступления заметила двух подозрительных мужчин — те подъезжали к бане, которую регулярно посещал Саркисян.
Оба неизвестных поспешили скрыться, как только поняли, что их заметили. Соучастников преступления российские спецслужбы установили уже на следующий день после взрыва. Двух из них — Армана П. и Грачью П. — задержали, еще одного объявили в розыск — он успел выехать на Украину.
От мошенников до терактов
Четыре месяца спустя, в конце мая, украинские спецслужбы использовали в качестве живой бомбы Никиту Пенькова — знакомого ветерана СВО, первого заместителя мэра Ставрополя Заура Гурциева (речь об этом шла в начале статьи).
Сначала Пенькова обманули телефонные мошенники, лишив его всех сбережений. Следом раздался звонок — якобы из ФСБ. Звонивший заявил: деньги Пенькова были перечислены на нужды Вооруженных сил Украины (ВСУ), а значит, он сам теперь станет обвиняемым по уголовному делу.

Фото: ФСБ РФ / РИА Новости
Впрочем, «сотрудник ФСБ» тут же предложил способ, как вернуть деньги и избежать уголовной ответственности — для этого нужно было выполнить ряд поручений, в том числе получить «сумку с диктофоном» и поздним вечером 29 мая принести ее на встречу с Гурциевым. Пеньков согласился — и это решение стоило им обоим жизней.
Днем 3 июля взрыв в центре Луганска унес жизнь экс-мэра города Манолиса Пилавова. Вместе с ним погибла 36-летняя мать двоих детей Алена Ч., в рюкзаке которой сработала бомба мощностью до 500 граммов в тротиловом эквиваленте. Жительница города Брянка (ЛНР) стала жертвой телефонных мошенников и по их указке отправилась в Луганск, чтобы передать посылку Пилавову.
Даже если она знала, что несет с собой что-то опасное, маловероятно, что она понимала, что погибнет

Сотрудники правоохранительных органов на месте взрыва в Луганске, унесшего жизнь экс-мэра города Манолиса Пилавова
Фото: Максим Захаров / РИА Новости
По словам источника, взрывное устройство активировали дистанционно — в момент, когда Алена приблизилась к экс-мэру. Очевидцы видели, как женщина перед взрывом говорила с кем-то по телефону. В тот же день украинские СМИ сообщили, что подрыв Пилавова был организован Службой безопасности Украины (СБУ).
СБУ ликвидировала Манолиса Пилавова — экс-главу администрации Луганска, об этом сообщили источники в спецслужбе
Впрочем, на Украине официально не подтвердили причастность СБУ к взрыву в Луганске.
«В понедельник ты летишь в Тюмень»
Между тем уже после взрыва в Луганске украинские спецслужбы пытались совершить по той же схеме еще несколько преступлений, но теперь обманом привлекая к ним пожилых россиянок. Сначала женщин, как и Никиту Пенькова, лишали крупных сумм денег телефонные мошенники.
Валентина С.: Началось с того, что звонила мне мошенница насчет телефона — что-то там то ли отключать будут и: «Вы хотите оставить телефон?» А начала она с того, что и имя, и фамилия — ну все буквально мое.
Любовь М.: Меня обманули мошенники на сумму 1 миллион 300 рублей.
Лидия К.: С неизвестного номера мне позвонил мужчина. (...) Он под предлогом того, что «вы везде даете свои паспортные данные», попросил назвать их, и я передала все свои паспортные данные.
А следом им поступали пугающие звонки якобы от сотрудников ФСБ, МВД и Генпрокуратуры, которые начинали сыпать непонятными служебными терминами. Из разговоров с ними пенсионерки понимали только одно: они не только потеряли свои сбережения, но и имеют все шансы оказаться за решеткой за финансирование ВСУ.
Когда пожилые женщины были окончательно запуганы, им предлагали реабилитироваться, оказав «спецслужбам» действенную помощь: за кем-то понаблюдать, забрать в укромном месте и подержать у себя посылки или куда-то их отнести. И пенсионерки, сами того не зная, начинали следить за домами и машинами военных, хранили у себя дома СВУ и готовились к подрывам.

Фото: Оксана Король / Бизнес Online / ТАСС
Чтобы у обманутых и потенциальных целей терактов не возникало подозрений, бомбы маскировали под бытовые предметы — к примеру, под шахматы. Одна из пожилых женщин должна была подарить их офицеру: по замыслу украинских спецслужб, распаковка подарка неизбежно обернулась бы взрывом.
Все действия пенсионерок координировали через мессенджер WhatsApp (принадлежит корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской). Если у кого-то из женщин не получалось его установить, ее отправляли просить помощь прямо на улице. Завербованным также придумывали легенды, которые они репетировали с кураторами по телефону.
Запись №1
Куратор: В понедельник ты, если что, летишь в Тюмень. Легенда наша такая: в Тюмень летишь в понедельник. Это если что. Понятно?
Обманутая: То что?
Говорю, в понедельник ты в Тюмень летишь, если спросят, куда летите, то скажешь: «В понедельник в Тюмень лечу домой».
В Тюмень?
Ну да. Только — если что. На самом деле ты никуда не полетишь, это просто так ты скажешь, чтобы участковый лишних вопросов не задавал.
Запись №2
Куратор: Вам сейчас нужно спуститься в магазин, там, где вы были вчера, и чтобы вам еще раз настроили WhatsApp, чтобы вы могли с внуком говорить по WhatsApp — ну это вы так скажете. (...) Смотрите, вы знаете, куда идти, вы не заблудитесь?
Обманутая: К магазину-то? Не заблужусь. (...) WhatsApp мне помогли, да?
Да, чтобы вы в WhatsApp могли с внуком общаться. Потому что, скажите, «не могу никак позвонить, и он мне не может дозвониться».
Все преступления с участием пожилых женщин, которые готовили украинские спецслужбы, удалось предотвратить российским правоохранительным органам. Дальнейшую судьбу пенсионерок решит суд.
«Взрывчатку прятали в детские игрушки»
Использование людей в качестве смертников втемную — не новая практика в арсенале спецслужб, говорит в беседе с «Лентой.ру» генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов. По его словам, в последние десятилетия подобные методы применялись в самых разных конфликтах, а теперь к ним обратились и на Украине.
Ничего принципиально нового здесь нет. Человеку дают задание что-то передать, уверяют его, что это безопасно, а на деле дистанционно подрывают. Это старая технология, обкатанная еще в 1980-е годы, когда взрывчатку прятали в книги или детские игрушки
По словам Михайлова, сегодня технологии ушли далеко вперед, взрывные устройства и методы террористов совершенствуются. Однако спецслужбы также не стоят на месте: им все чаще удается предотвращать теракты еще на стадии замысла.

Пресечение канала ввоза в Россию c Украины взрывчатки в церковной утвари
Фото: ЦОС ФСБ РФ / ТАСС
В свою очередь, профессор МГУ, заведующий кафедрой информационных и гибридных войн Академии политических наук Alter Андрей Манойло отмечает, что методы, при помощи которых Украина вербует смертников, мало отличаются от практик исламских террористических организаций.
Разницы никакой. Где-то играют на религиозных мотивах, где-то — на страхе или используют шантаж. Это все один и тот же инструментарий. Люди могут даже не знать, на что они идут
При этом эксперт убежден, что обращение к практике использования смертников свидетельствует о глубоком кризисе на Украине. По его словам, Киев не видит военных перспектив и потому делает ставку на террор как на инструмент давления на общественное мнение в России.
«Когда нет надежды победить на поле боя, на помощь приходит террор как инструмент дестабилизации органов российской власти», — заключает Андрей Манойло.