Нарды — интеллектуальная настольная игра для двух игроков, которая считается одной из древнейших в мире. На победу в ней влияют и удача, и математические расчеты: важно правильно расставлять фишки и блокировать ходы соперника. Существуют десятки разновидностей игры, однако наибольшей популярностью пользуются длинные и короткие нарды. «Лента.ру» рассказывает, как в них играть, а также публикует советы для начинающих.
Что такое нарды
Нарды — настольная игра с богатой историей. Археологи считают, что ее прототип был популярен более 5,5 тысячи лет назад в Древнем Египте, — подобные игры любили фараоны. Кроме того, на территории современного Ирана археологи обнаружили принадлежности для похожей по правилам игры возрастом примерно пять тысяч лет. Практически полностью идентичная современным нардам игра, известная как табула, существовала и в Древнем Риме, в V веке нашей эры.
В разные эпохи нарды были известны под разными названиями: трик-трак, бэкгаммон, тавла и коша. Сейчас нарды являются официальным видом спорта, по которому проводят соревнования и чемпионаты для детей и взрослых.
В настоящее время существуют десятки разновидностей этой игры, но самыми популярными считаются короткие и длинные нарды. Они отличаются расстановкой фишек в начале игры, сложностью и некоторыми правилами, в том числе способом движения фишек в процессе партии.

Фото: Shyntartanya / Shutterstock / Fotodom
Правила игры в нарды
В нарды играют двое: у каждого из игроков есть по 15 фишек одного цвета (обычно они бывают черными и белыми). В начале игры соперники расставляют фишки на специальной игровой доске, которая разделена на четыре части.
Важно: правила расстановки фишек зависят от конкретного вида игры и могут меняться
В нардах не бывает ничьих: побеждает тот, кто первый сбросил все свои фишки с игрового поля.
Основные термины
- Бар — перегородка, разделяющая игровое поле.
- Блот — пункт, занятый только одной шашкой, которую может атаковать соперник.
- Голова — стартовая позиция фишек в начале партии.
- Дом — последняя четверть игрового поля (начиная от головы), куда нужно привести все фишки перед их снятием с поля.
- Двор — четверть доски, расположенная справа или слева от дома, в зависимости от вариации игры.
- Кубики (зары, кости) — шестигранные фигуры с точками или числами от 1 до 6. Каждому игроку выдают по два таких кубика. В турнирах их могут бросать с помощью специальной чаши (кубка).
- Куб удвоения — специальный шестигранный кубик с числами 2, 4, 8, 16, 32 и 64. Его бросают для увеличения ставок за победу в партии и обычно используют в спортивных разновидностях длинных и коротких нардов.
- Пункт (точка, ячейка) — узкий треугольник на игровой доске. Всего есть 24 треугольника двух разных оттенков: они расположены, чередуясь по цвету, и объединены в четыре группы: по шесть на каждой четверти доски. У каждой группы есть название: дом, двор, дом соперника и двор соперника.
- Стенка — ряд фишек, которые блокируют продвижение фишек соперника.
- Фишки (шашки) — круглые игровые элементы (по 15 у каждого игрока), обычно белого и черного цветов.
Как играть в короткие нарды
Как расставить фишки
Каждый игрок должен расставить свои 15 фишек определенным образом: чтобы это сделать, нужно учитывать нумерацию пунктов на игровой доске. Для каждого игрока они нумеруются отдельно, начиная с дома. Самый дальний пункт считается 24-м для игрока и в то же время первым для его соперника.

Расстановка фишек в коротких нардах
Фото: conzorb / Shutterstock / Fotodom
Расстановка фишек в коротких нардах для каждого игрока:
- в 24-м пункте — 2 фишки;
- в 13-м пункте — 5 фишек;
- в восьмом пункте — 3 фишки;
- в шестом пункте — 5 фишек.
Таким образом, у каждого игрока есть несколько фишек во всех четвертях игровой доски.
Чтобы понять, кто ходит первым, каждый игрок должен бросить по одной кости: побеждает тот, на чьем кубике будет большее число. При этом он должен передвинуть свои фишки в соответствии с выпавшими цифрами на обоих кубиках.
Цель игры — провести свои фишки по кругу через всю доску и убрать их с игрового поля
Как ходить
В коротких нардах фишки двигаются навстречу друг другу. Игрок, дом которого находится снизу, может ходить только по часовой стрелке, а его соперник с домом сверху — в обратную сторону.
При этом фишка может становиться только на открытый пункт — так называют треугольник, который не занят или занят только одной фишкой противника. Если же на нем стоит две или более его фишек, переместить на него свою не получится.

Фото: Bashutskyy / Shutterstock / Fotodom
Игроку разрешается двигать фишки на число, которое выпало во время броска кубиков. При этом он сам может решать, как именно действовать. Например, если на кубиках выпало 3 и 5, он может:
- пойти одной фишкой на 3 поля, а другой — на 5;
- пойти одной фишкой на 8 полей (3 + 5).
Если же игроку выпадает дубль, число ходов удваивается. Например, если кубики показали 3 и 3, игрок может ходить четыре раза по три.
По правилам игрок должен использовать все выпавшие ему числа, если это возможно. Если он может сыграть только одно число, он также обязан это сделать. Если же пойти не получается вообще (все пункты заняты), игрок пропускает ход.
Считается, что игрок завершил ход, когда поднял с доски свои зары
Если фишка игрока становится на блот, она автоматически выбивает фишку противника, которая там находилась. Та, в свою очередь, попадает на бар. В таком случае первоочередная задача игрока — вывести свою фишку с бара, то есть зарядить ее в доме соперника. Чтобы это сделать, нужно бросить кубики: например, если игроку выпало 5 и 6, он может вывести фишку с бара в пятый или шестой пункты — но только если они открыты. Если же там стоит две или больше фишек противника, игрок пропускает ход.

Фото: sebra / Shutterstock / Fotodom
Как только игрок переводит все фишки в свой дом, он может начать выбрасывать их с игровой доски. Для этого ему нужно вновь кинуть кубики:
- если на гранях выпадет, например, 2 и 5, игрок может убрать фишку со второго и пятого пунктов;
- если выпадает пустой пункт (например, первый, на котором нет ни одной фишки), игроку разрешается убрать фишку с пунктов, больших чем выпавшее число. Если и там не осталось фишек, можно выбрасывать фишки с меньших номеров.
Как играть в длинные нарды
Как расставить фишки
Каждый игрок получает по 15 фишек, расставить их нужно в одну линию с левой нижней стороны поля. Такое расположение называют головой, а ход оттуда — ходом с головы. Важно: снять с головы за один ход можно не больше одной фишки.

Расстановка фишек в длинных нардах
Фото: TetianaDov / Shutterstock / Fotodom
Как ходить
Игроки должны двигать фишки против часовой стрелки в сторону своего дома. При этом занимать пункт, на котором стоит хотя бы одна фишка соперника, нельзя: открытым считается только полностью пустой треугольник.
Из своих шашек игрок может выстраивать стенки — блокады, которые мешают сопернику передвигать его фишки дальше. Преимущество даст стенка из шести шашек, однако по правилам ее нельзя строить, пока хотя бы одна пешка противника не пройдет эту зону.
Цель игры та же: первым завести все свои фишки в дом и выбросить их за пределы доски
Как и в коротких нардах, игроки могут начинать выбрасывать фишки только после того, как заведут все свои фишки в дом.

Фото: Ulisberg Alves / Getty Images
Советы
Для победы в короткие нарды
- В начале игры старайтесь взять 5, 4 или 7 пункты — как на своей стороне доски, так и на стороне доски соперника.
- Старайтесь заполнить любые пункты, кроме изначально занятых: с помощью них вы сможете передвигаться, не опасаясь, что их займет соперник.
- Создавайте стены из четырех-пяти занятых подряд полей. Так вам будет проще передвигаться, а противнику — труднее.
- Чем больше пунктов в вашем доме будет занято двумя или более фишками, тем сложнее сопернику будет ввести в игру сбитые фишки с бара.
Для победы в длинные нарды
- Развивайте шашки, стараясь занимать больше пунктов на доске.
- В начале игры старайтесь вывести как можно больше активных шашек, чтобы они могли занимать важные позиции.
- Не размещайте по две-три фишки в одну ячейку, ведь по правилам противник не сможет побить даже одну. Лучше распределяйте их более гибко, занимая больше пунктов.
- Занимайте поля под «головой» противника (4 и 5 поле), чтобы помешать ему сделать ход крупным дублем.
- Старайтесь занять те же поля под своей «головой», чтобы противник не мог их захватить.
- Держите как минимум по две фишки в каждой четверти доски.