Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев инициировал конституционную реформу, которая может кардинально изменить систему власти в стране. Он предлагает упразднить Сенат и сделать парламент однопалатным. Общенациональный референдум по этому вопросу запланирован на 2027 год, после чего начнется еще одна реформа: депутатов будут избирать в Мажилис (нижнюю палату) только по партийным спискам. Зачем Токаев распускает Сенат, в котором сам начинал путь к президентству, как это повлияет на будущее Казахстана и какой он видит страну после своей отставки — выясняла «Лента.ру».
Курс на упрощение
Казахстан — президентская республика, и любые политические реформы здесь всегда исходят «сверху». Новый виток модернизации не стал исключением. Выступая с ежегодным посланием к народу 8 сентября, 72-летний президент Касым-Жомарт Токаев предложил подготовиться к «кардинальным изменениям».
Речь идет об упразднении Сената — верхней палаты парламента, куда, как и в России, входят по два представителя от каждого региона. По словам президента, палата, созданная в 1995 году в «сложных, нестабильных условиях», теперь мешает «национальной консолидации».
Суть реформы — в укреплении институциональной базы нашей политической системы. (...) Наша ключевая модель «сильный президент — влиятельный парламент — подотчетное правительство» сохраняется. Мы должны принимать только консолидированные решения в вопросах, касающихся будущего страны
Вопрос вынесут на референдум, который, по замыслу главы государства, состоится в 2027 году. В случае успеха изменения будут закреплены в Конституции.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на церемонии подписания межгосударственных соглашений с президентом Киргизии Садыром Жапаровым, Бишкек, август 2025 года
Фото: Игорь Егоров / РИА Новости
По словам спикера Сената Маулена Ашимбаева, в стране возникнет объединенный парламент. Если граждане на референдуме поддержат его создание, то депутаты будут пользоваться инфраструктурой обеих палат.
Сенат — верхняя палата парламента.
Срок полномочий сенаторов — 6 лет, половина состава обновляется каждые три года. В сенате 50 мест: 10 сенаторов назначает президент, пять из которых — по предложению Ассамблеи народов Казахстана (АНК), еще 40 сенаторов избираются по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Казахстана.
Спикер Сената является вторым лицом в государстве: если президент не может исполнять обязанности, они переходят к нему. Так, в 2019 году Касым-Жомарт Токаев, будучи спикером Сената, стал исполняющим обязанности президента после добровольной отставки Нурсултана Назарбаева.
Исключительные полномочия Сената:
рассмотрение законопроектов, принятых Мажилисом;
назначение и освобождение судей Верховного суда, а также принятие их присяги;
избрание омбудсмена (уполномоченного по правам человека);
согласие на назначение президентом ключевых фигур — председателя Конституционного суда, Национального банка, генерального прокурора, председателя Комитета национальной безопасности и др.;
решение вопросов о неприкосновенности генерального прокурора и судей Верховного суда;
временное исполнение функций парламента, если полномочия Мажилиса прекращены.
Президент также заявил, что в будущем парламент будет формироваться исключительно по партийным спискам. Это означает отказ от выборов по одномандатным округам: теперь все кандидаты должны будут представлять партии.
Это очень серьезный вопрос, спешка в его решении совершенно неуместна. Данная реформа должна стать предметом обстоятельного обсуждения (...). Полагаю, на проведение дискуссии, с учетом неординарного характера реформы, уйдет не менее года
В прошлом Касым-Жомарт Токаев возглавлял Сенат более десяти лет. Именно на этом посту он в 2019 году стал исполняющим обязанности президента после ухода Нурсултана Назарбаева, а затем был официально избран президентом Казахстана.
Учитывая этот опыт, политик признался, что ему «нелегко говорить о парламентской реформе», но пообещал, что нынешние депутаты смогут спокойно работать до конца полномочий. «Вопрос установления парламентской республики на повестке не стоит», — позже уточнил он.
Еще одна инициатива, прозвучавшая в послании, — создание министерства по искусственному интеллекту. Однако эта идея скорее второстепенная: в Казахстане нет собственного производства компьютеров и комплектующих, программного обеспечения и достаточного энергоресурса для инфраструктуры ИИ такого масштаба.
После власти
В 2022 году, спустя три года после избрания, Токаев впервые объявил о намерении отойти от суперпрезидентской системы Назарбаева. Этот этап он назвал «Второй республикой».
Тогда же срок президентских полномочий был увеличен с пяти до семи лет, при этом переизбираться более чем на два срока подряд теперь запрещено.
Так как выборы в 2022 году прошли досрочно, полномочия Токаева истекают в 2029 году

Заседание Сената парламента Казахстана VI созыва
Фото: SenateKz / Wikimedia
Это означает, что нынешние реформы можно рассматривать как подготовку к будущему уходу президента. Формально ничто не мешает ему пойти по пути обнуления президентского срока, однако на фоне осторожной либерализации такой сценарий выглядит маловероятным.
Идея перехода к однопалатному парламенту не нова для постсоветских стран. Например, в 2023 году такую реформу провела Туркмения. После реформы полномочия спикера туркменского парламента были значительно расширены, почти до уровня президента.
Мотивация Токаева не до конца ясна. С одной стороны, реформа может усилить роль парламента. С другой — контроль над партиями, сохранившийся еще со времен Назарбаева, вряд ли позволит создать систему реальных сдержек и противовесов.
Сегодня 62 из 98 мест в Мажилисе занимает правящая партия «Аманат» (бывший «Нур-Отан»), созданная Назарбаевым. Остальные партии имеют от четырех до восьми мандатов.
Даже если все оппозиционные силы объединятся, им все равно не хватит голосов, чтобы противостоять курсу правительства и президента
С другой стороны, легитимность Сената как «независимого» законодательного органа давно подорвана. Как пишет казахстанское издание Orda, все время своего существования верхняя палата подвергается критике общественности.
Распространенным было мнение, что верхняя палата превращалась в своеобразный «политический дом престарелых», куда отправляли чиновников и политиков почтенного возраста, чья активная карьера подходила к концу

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на церемонии инаугурации в Астане, ноябрь 2022 года
Фото: Пресс-служба президента Казахстана / РИА Новости
Журналисты подчеркивают, что и Сенат, и Мажилис на протяжении всей современной истории страны действовали как единая палата — без серьезных дискуссий, противоречий и политической борьбы.
Это ставило под сомнение саму необходимость существования двухпалатного парламента. Ведь если обе палаты работают синхронно и не выполняют роли взаимного баланса, какой смысл в сохранении номинального органа?
Кроме того, как справедливо замечает Токаев, содержание одного депутата обходится казне Казахстана в 195 миллионов тенге (29,88 миллиона рублей) в год. Упразднение Сената позволило бы бюджету сэкономить как минимум 10 миллиардов тенге (1,53 миллиарда рублей).
тратит казна Казахстана, в переводе с казахстанских тенге, на содержание одного депутата парламента
Таким образом, инициатива президента может считаться полезной, если речь идет только о борьбе с бюрократией. Но с точки зрения баланса сил и привнесения в политическую жизнь реальной конкуренции она рискует остаться исключительно символическим шагом.
«Сенат больше не нужен»
По мнению российского политолога и специалиста по Казахстану Романа Юнемана, реформы Касым-Жомарта Токаева вписываются в концепцию «контролируемой демократии», курс на которую президент взял после протестов 2022 года.
Юнеман считает, что упразднение Сената может преследовать разные цели — от ликвидации «формального института» до ослабления региональных элит, которые имели там сильные позиции. «Сенат — это площадка для местных элит, лоббирующих свои интересы. Еще один фактор — этнический: Токаев, вероятно, хочет нивелировать влияние Ассамблеи народов Казахстана, которая назначает в Сенат своих представителей, и сделать общество более монолитным», — отметил эксперт.
Идет демонтаж компромиссных решений, принятых на заре казахстанской независимости. Это политическое наследие Назарбаева, с которым его преемник продолжает бороться — неспешно, но последовательно

Здание казахстанского парламента, Астана
Фото: Sputnik / РИА Новости / РИА Новости
По его словам, двухпалатный парламент был создан в 1995 году скорее по образцу России и других европейских стран, чем из практической необходимости.
Верхняя палата обычно нужна федерациям. В Казахстане она была скорее страховкой для суперпрезидентской системы Назарбаева, если Мажилис вдруг выйдет из-под контроля. Теперь, похоже, эта необходимость отпала
Что касается перехода к партийной системе, Юнеман уверен: контроль над партиями сохранится, в реальности изменений не произойдет. При этом он считает, что спикер обновленного парламента может стать политическим наследником Токаева и, вероятно, в будущем президентский пост.
«Если Токаев действительно собирается уходить, эта схема выглядит почти идеальной. Спикер Мажилиса может стать вторым лицом и получить два года для укрепления позиций», — пояснил политолог.
Конечно, Токаев может пойти по пути обнуления сроков, как Назарбаев. Провести референдум или убедить Конституционный суд для него не проблема. Но лично я в этом сомневаюсь