На Всемирном экономическом форуме (ВЭФ) в Давосе президент США Дональд Трамп вместе с группой мировых лидеров принял устав Совета мира — новой международной структуры, которая уже претендует на роль альтернативы ООН. Деятельность новой международной организации, помимо восстановления сектора Газа, предполагается направить и на другие глобальные конфликты, включая украинский. В Европейском союзе (ЕС) к инициативе США отнеслись с заметным скепсисом, а Россия и Китай до сих пор никак не высказались о перспективах своего участия. О том, зачем Дональд Трамп создает Совет мира, как эта структура вписывается в американскую внешнеполитическую стратегию и может ли она поспособствовать урегулированию конфликта на Украине, «Ленте.ру» рассказал заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов.
«Лента.ру»: Какие цели преследует Дональд Трамп, создавая Совет мира?

Политолог Дмитрий Суслов
Фото: Мария Девахина / РИА Новости
Дмитрий Суслов: Формально Совет создан для реализации мирного плана по Газе, однако амбиции Дональда Трампа выходят далеко за рамки этого конфликта. Он стремится создать институт, который легитимизировал бы его доминирующую роль в принятии решений по тем конфликтам, которые представляют интерес лично для него. Именно они и будут формировать повестку дня Совета.
Это действительно создает серьезную альтернативу ООН и наносит удар по центральной роли Совета Безопасности — единственного международного института, принимающего решения по вопросам глобальной безопасности.
В рамках Совета Безопасности ООН у США нет доминирующей позиции. Россия и Китай как постоянные члены с правом вето не являются американскими союзниками, а значит, Трамп не может гарантировать принятие выгодных ему решений.
Именно поэтому США пытаются создать альтернативу ООН для урегулирования конфликтов вне этой площадки
Но тем самым они подрывают основы нынешней мировой системы и международного права.

Президент США Дональд Трамп на церемонии подписания устава Совета мира в Давосе, Швейцария, 22 января 2026 года
Фото: Chip Somodevilla / Getty Images
Что это означает для России?
Для России такое развитие событий имеет как преимущества, так и недостатки.
С одной стороны, Совет мира фактически институционализирует американскую гегемонию
Создание института, который будет заниматься урегулированием конфликтов и в котором блокирующим голосом обладают США, противоречит российскому представлению о многополярном мире и справедливом мироустройстве.
С другой стороны, у ситуации есть и обратная сторона.
Сам факт приглашения России в Совет мира окончательно разрушает нарратив о ее международной изоляции
Трамп хочет видеть в Совете дееспособные государства, реально влияющие на мировые процессы. Следовательно, ни о каком предвзятом отношении к России речи идти не может.
Кроме того, участие в Совете расширяет повестку российско-американских отношений и создает дополнительный канал диалога за пределами украинского кризиса. Это снижает зависимость двусторонних отношений от одной темы. Наконец, нормализация российско-американских отношений и расширение их повестки дня создает предпосылки для укрепления взаимодействия России с ее партнерами по мировому большинству.
России важно воспользоваться открывшимися возможностями и одновременно минимизировать риски, связанные с созданием Совета мира.



Каким образом это можно сделать?
Необходимо добиваться выработки процедур, которые ограничивали бы доминирующую роль США в Совете и препятствовали бы бесконтрольному расширению его повестки.
Компетенции Совета мира должны быть строго ограничены, а его деятельность — сосредоточена на конкретном перечне конфликтов
В противном случае это станет опасным прецедентом и ударом по остаткам международного правопорядка и центральной роли ООН.

Государственный секретарь США Марко Рубио на церемонии подписания устава Совета мира в Давосе, Швейцария, 22 января 2026 года
Фото: Chip Somodevilla / Getty Images
А как именно Совет мира может разрешать конфликты?
Пока об этом говорить рано. Для Дональда Трампа принципиально важным было само создание структуры. Трампу нужен был символический жест, медийный эффект. Торжественное подписание устава уже стало для него политическим успехом.
То, как Совет будет функционировать дальше и окажется ли он эффективным, для Дональда Трампа сейчас вторично. Сам факт учреждения организации зафиксировал его руководящую роль в международных отношениях.
При этом до сих пор не решены многие принципиальные вопросы — например, как именно будут приниматься решения и будет ли кто-то, кроме председателя, обладать правом вето. Это критически важно для дальнейшей бюрократической работы, но очевидно, что самого Трампа подобные детали волнуют в меньшей степени.
По какому принципу в целом происходил отбор членов Совета и кто в итоге войдет в его состав?
В первую очередь Дональд Трамп приглашал дееспособные страны — такие как Китай и Россия. Это государства, которые реально влияют на международные процессы, обладают властью и без которых невозможно урегулирование крупных конфликтов.
Одновременно в составе Совета оказалось немало статистов — стран, которые поддержат почти любое решение Соединенных Штатов и не станут возражать Трампу, если только это не будет противоречить их жизненно важным интересам.
В результате в Совете мира собрались очень разные участники: великие державы, второстепенные игроки и сами США, способные заблокировать любое решение
Как в таких условиях может эффективно функционировать институт, пока не вполне понятно.



Почему многие европейские страны скептически отнеслись к инициативе?
В Европейском союзе с недоверием восприняли идею из-за конфликта вокруг Гренландии и принципиальных разногласий с американским подходом по Украине.
ЕС и Великобритания бойкотируют Совет мира, демонстрируя недовольство политикой Трампа и солидарность с Данией
Если гренландский вопрос будет урегулирован так, что европейские страны останутся удовлетворены, отношение к Совету может измениться. Все больше стран Европейского союза начнут в него входить.
Однако одновременно европейцы хотели бы гораздо большего вовлечения США в украинский конфликт и предоставления Украине гарантий безопасности. Они по-прежнему настаивают на стратегическом поражении России, от чего Трамп отказался. Эти противоречия и будут сдерживать участие ЕС в работе Совета.

Президент США Дональд Трамп, президент Азербайджана Ильхам Алиев, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, президент Индонезии Прабово Субианто и другие мировые лидеры на церемонии подписания устава Совета мира в Давосе, Швейцария, 22 января 2026 года
Фото: Chip Somodevilla / Getty Images
Какую роль в Совете мира займет Китай? Ведь США рассматривают его как соперника...
Китай, так же как и Россия, является великой державой, которая напрямую влияет на мировые процессы. Именно поэтому китайской стороне и было направлено приглашение.
Администрация Трампа не готова к открытому столкновению с Китаем и стремится стабилизировать американо-китайские отношения, не допуская их эскалации — ни военной, ни экономической
С высокой вероятностью китайская позиция в Совете будет во многом совпадать с российской. Для Китая Совет мира также станет еще одним каналом институционального взаимодействия с США, если КНР примет это приглашение.
В СМИ пишут, что в Совете мира Дональд Трамп получил чуть ли не неограниченную власть. Это действительно так?
Согласно опубликованным документам, любое решение Совета может быть принято только с одобрения Дональда Трампа. Фактически он действительно получает реальную власть.
Это напоминает взаимодействие Боярской думы и царя в допетровской России: бояре обсуждали решения, но утверждать их мог только царь
Еще одна аналогия — Римская империя эпохи принципата, когда Сенат по-прежнему существовал, но ни одно решение не принималось без согласия императора.
Примерно такую модель предлагает Дональд Трамп и для Совета мира. Это серьезная проблема, поскольку Россия и Китай вряд ли согласятся работать в рамках подобного формата.
И свои полномочия Дональд Трамп собирается сохранить и после завершения президентского срока?
Думаю, именно для этого Совет и создается. Он обеспечивает Трампу масштабные международные полномочия и значимую должность мирового уровня уже после ухода с поста президента США.

Президент США Дональд Трамп в Белом доме, Вашингтон, США, 20 января 2026 года
Фото: Mark Schiefelbein / AP
Чем Совет мира может помочь урегулированию конфликта на Украине?
Украинский конфликт вполне может быть включен в повестку дня Совета. Однако для России это вряд ли будет выгодно.
Россия не заинтересована в том, чтобы в урегулирование украинского конфликта было вовлечено большое количество государств
Для нас предпочтительнее добиться решения конфликта через двусторонние переговоры с США, а затем подписать мирный договор с Украиной.
Как на переговорный процесс России и США повлияли другие события начала года: операция в Венесуэле, споры вокруг Гренландии?
Прямого влияния они не оказали. Россия сознательно вывела эти сюжеты за скобки и продолжила переговоры с США в прежнем режиме.
Однако фундаментально они повлияли на восприятие Соединенных Штатов и перспективы российско-американских отношений.
Для России стало очевидно, что США в обозримой перспективе могут быть только стратегическим противником, но не партнером
Соединенные Штаты проводят откровенно имперскую политику, легко применяют военную силу и разрушают международное право. Они действуют как слон в посудной лавке, круша все вокруг. В таких условиях об устойчивом партнерстве говорить невозможно.
Кроме того, Дональд Трамп стремится закрепить абсолютное доминирование США в Западном полушарии и усилить позиции в Арктике за счет интересов России, не признавая при этом российскую сферу влияния в Евразии.
Ни США Джо Байдена, ни США Дональда Трампа не могут быть партнером России.

Флаги КНР и США на саммите Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Бусане, Республика Корея, на экране на улице Пекина, КНР, 30 октября 2025 года
Фото: Florence Lo / Reuters
Но какую-то выгоду Россия может извлечь из венесуэльского кризиса?
Действия США в отношении Венесуэлы очевидно имели ярко выраженный антикитайский и антироссийский подтекст. Дональд Трамп стремился ослабить влияние России и Китая в Латинской Америке.
Одновременно эта операция повышает политическую цену любых уступок России по украинскому вопросу
В случае Венесуэлы США заявляли о недопустимости наркотической угрозы. Это была ширма для похищения Николаса Мадуро. По той же логике для России категорически неприемлемо существование реальной угрозы ее безопасности со стороны Украины и ее интенсивного сотрудничества с НАТО.
А кризис вокруг Гренландии?
Споры вокруг Гренландии несут для России как риски, так и возможности. Плюс заключается в углублении кризиса трансатлантических отношений, что отвечает российским интересам.
Произошел острый и глубокий кризис в отношениях между США и европейскими странами, внутреннее единство НАТО заметно ослабло
Но в то же время действия США ведут к дальнейшей милитаризации Арктики и гонке вооружений. Интенсивность соперничества между Россией и НАТО в регионе возрастает, а Арктика постепенно превращается в потенциальный театр военных действий.

Вид города Нуук, Гренландия, 22 января 2026 года
Фото: Sean Gallup / Getty Images
Чем еще запомнился первый год президентства Дональда Трампа?
Прежде всего — резким поворотом вправо во внутренней политике США. Это усилило раскол и поляризацию в американском обществе и привело в том числе к самому длительному правительственному шатдауну.
Но еще важнее — разворот внешней политики США от поддержки либерального мирового порядка к его демонтажу. Администрация Трампа рассматривает этот порядок как фактор, ослабляющий Соединенные Штаты. Параллельно был взят курс на реиндустриализацию и жесткий протекционизм, что и привело к торговым войнам.
Трамп пытался навязать дискриминационные торговые соглашения, но смог сделать это лишь со своими сателлитами — ЕС, Японией и Южной Кореей. Китай и Индия — страны, ценящие суверенитет, — с таким подходом не согласились.
Кроме того, еще одним его достижением стало прекращение высокоинтенсивной фазы конфликта в секторе Газа. Трамп оказался менее произраильским политиком, чем ожидалось, и отказался выполнять максималистские требования премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху.
А в отношении России?
США отказались от попыток нанести России стратегическое поражение и перешли к поиску выхода из украинского конфликта без этого условия.
Для Трампа приоритетом стала нормализация российско-американских отношений — резкий разворот по сравнению с курсом Джо Байдена
Украинский кризис пока продолжается, но переговоры по нему продвинулись достаточно далеко, и это можно считать внешнеполитическим успехом Трампа.

Красная площадь, Москва, Россия, 4 января 2022 года
Фото: Сергей Пятаков / РИА Новости
Оправдались ли ожидания от Дональда Трампа в России?
В целом — да. Прежде всего во внутренней политике: отказ от идеологии woke, ужесточение миграционного курса и реиндустриализация.
Никто не ожидал столь жесткого протекционизма, особенно в отношении союзников, но сворачивание глобализации в целом прогнозировалось
Было понятно и то, что Трамп будет высокомерно и критично относиться к союзникам, рассматривая их как обузу или ресурс, прежде всего Европу.
Сбылись и ожидания по Украине.
Никто не верил в завершение конфликта за 24 часа, но было ясно, что Трамп откажется от идеи стратегического поражения России и будет добиваться урегулирования
А чем Дональд Трамп удивил наблюдателей?
Ожидалось, что администрация сосредоточится на противостоянии с Китаем. Вместо этого приоритетом стало доминирование в Западном полушарии.
После начала торговой войны Трамп быстро понял, что победить в ней сложно и США не готовы к открытому столкновению с Китаем, поэтому был взят курс на стабилизацию отношений
Еще одним сюрпризом стало прямое участие США в ударах Израиля по Ирану. Несмотря на предвыборные обещания не вмешиваться в ближневосточные войны, действия Трампа могли привести к масштабному региональному конфликту.
Впрочем, он все же оставил возможность для сделки с Ираном — хотя пока без результата.



Что теперь ожидать от США?
В ближайший год можно ожидать новых шагов по укреплению доминирования США в Западном полушарии.
Одной из ключевых целей для Трампа остается смена режима на Кубе
Вероятно, он хочет сделать это еще одним элементом своего политического наследия.
Также высока вероятность сделки по Гренландии: по крайней мере часть территории острова может перейти под американский суверенитет, что усилит позиции США в Арктике.
Вероятен и серьезный прогресс по урегулированию украинского кризиса — прекращение боевых действий и формирование основы для мирного соглашения. Украина не способна долго вести боевые действия из-за внутреннего истощения.
Кроме того, можно ожидать заключения новой торговой сделки с Китаем — не окончательной, но компромиссной, способной на время стабилизировать отношения. Параллельно продолжится кризис трансатлантического сотрудничества.

Улицы Гаваны, Куба, 11 января 2026 года
Фото: Norlys Perez / Reuters
А что будет в более долгосрочной перспективе?
Все будет зависеть от итогов промежуточных выборов в США. Вероятно, демократы получат большинство в Палате представителей. В этом случае Трампу станет сложнее проводить свой внешнеполитический курс.
Общие векторы его политики сохранятся, но демократы будут блокировать законодательные инициативы, бюджет и запускать расследования, в том числе по вопросу переговоров с Владимиром Путиным, включая возможную процедуру импичмента.
Именно поэтому России выгодно добиться урегулирования украинского конфликта в ближайшее время.
Окно возможностей для прогресса в отношениях России и США — это только ближайший год

