Природно-исторический парк «Битцевский лес» в этом году ждут большие изменения. Приближающиеся работы по восстановлению и сохранению Битцы сопровождают разнообразные слухи и сплетни о судьбе парка, которые охотно подхватывают местные жители. Но почти все эти домыслы очень далеки от реальности. Разобраться с главными мифами вокруг парка «Ленте.ру» помог эколог, член партии «Зеленая альтернатива» Анатолий Баташев.
Начнем с того, что статус Битцевского леса как ООПТ — это природно-исторический парк. Поэтому речь идет о сохранении ландшафта. Внутри парка есть еще 13 локальных особо охраняемых природных территорий, на которых установлен жесткий режим охраны в отношении конкретных элементов — например, оврагов или краснокнижных животных.
Мы должны четко понимать, что заповедная часть Битцевского леса очень маленькая, а рекреационная — реально большая. Рекреационная часть должна обустраиваться прежде всего под удобство людей — это тот факт, который отражен в законодательстве.
Работы, которые предполагаются сейчас в Битцевском лесу, не затрагивают ничего краснокнижного. Они не касаются заповедной части — тех самых малых ООПТ. Сейчас работы планируется проводить на окраинах Битцы и на периферии ООПТ, которая относится к рекреационной части. Так что никакого нарушения закона тут нет.
Это не так. Конечно, в Битце есть тропы, есть несколько относительно благоустроенных аллей с твердым покрытием. Но сказать, что он удобен и комфортен для прогулок — это явный перебор. Прежде всего потому, что посетители этого парка разные, и для них очень важен вопрос доступной среды.
Пожилым людям нужны лавки и скамейки, а они есть далеко не везде. Или мамы с детьми. В Битцевском лесу много детских площадок, которые стихийно появились еще в советские времена. Но мы же понимаем, что это очень архаичные площадки, не отвечающие современным требованиям безопасности. Так что лес мало приспособлен и для детей, а их приходит много, они разного возраста. Часто на площадке есть место для самых маленьких, а ребятам постарше уже нечем заняться. Важно уравновесить эту историю.
Далее: люди приходят в парк семьями, позаниматься спортом. В нормальной ситуации нужно иметь какую-то инфраструктуру, чтобы можно было перекусить, купить воды, ведь люди привыкли покупать то что нужно. Или попробуйте, например, взять в прокате лыжи или велосипед, чтобы покататься. Поэтому нужны еще и пункты проката.
Но главное — это аллеи. Они не освещены. В декабре-январе уже с 17 часов в лес не зайдешь, потому что там темно, и относительно светло станет только в мае. Получается, большую часть сезона в лесу невозможно гулять ни рано утром, когда самое хорошее время для спортсменов, ни поздно вечером, когда люди после работы хотят отдохнуть, подышать воздухом.
Есть еще вопрос безопасности. В свое время после истории с маньяком Битцевский лес стал печально знаменит. И сейчас без освещения и камер многим людям некомфортно. Если на аллеях что-то случится — как быть?
Далее — на дорожках Битцы происходит конфликт разных систем ценностей. У велосипедистов — одна шкала, у лыжников — другая, есть еще самокатчики, пешеходы, мамы с колясками… Как развести эти потоки? Как, не уродуя природу, сделать так, чтобы люди друг другу в лесу не мешали? Вокруг этого парка живет 1,5 миллиона человек, народу здесь всегда много, а аллейки тесные. Очень важно по максимуму вывести всю эту мега-активность на периметр. Вот это и есть идеология проводимых работ: защитить лес и сделать так, чтобы было удобно и природе, и людям.
Есть целая плеяда специалистов и урбанистов, мнение которых учитывалось при планировании. Одни люди консультировали, другие писали труды о защите природы, защите экологии. Москва в этом плане активно контактирует на мировом уровне, и команда разработчиков получилась добротная.
К сожалению, жители эту команду не видят, поэтому часто ориентируются на мнения «одна бабка сказала». Кроме того, есть группа людей, которые критически настроены к власти. Они пытаются решать свои политические задачи, поэтому слышат только скептически настроенных экспертов.
Когда концепция только разрабатывалась, начали сбор информации у местных жителей. Набежали несколько десятков негативно настроенных граждан, которые стали использовать эту ситуацию в политических целях. Так совпало, что это было в промежутке между выборами в Мосгордуму, выборами в Госдуму и муниципальными выборами в Москве.
Если вы с чем-то боретесь, нужен общественный контроль, нормальная рабочая группа, где есть представители жителей, куда приходят специалисты, менеджеры, подрядчики. В местах серьезных экологических конфликтов, где гражданское общество заинтересовано что-то решать, все это создается.
Потому что сейчас что происходит? Кто-то читал закон об ООПТ, кто-то его вообще не знает, но ориентируется на каких-то комментаторов. Кто-то знаком с планом, но большинство его в глаза не видели. Мне кажется, что миф о недостаточной компетенции власти высосан из пальца, потому что власть сделала все компетентно.
Давайте будем исходить из того, что уже давным-давно главное животное, обитающее в Битцевском лесу, — это человек. Да, у нас там есть пара кабанов, где-то под сотню лис, есть грызуны, змеи, пернатые. Но мы не должны ни на секунду забывать, что главный в этом лесу — человек.
Некоторые говорят: «Нужно думать о птичках». От того, что аллея будет освещена, птицам плохо не будет. От того, что дорожку, по которой ходят люди, сделают более прочной, животным и деревьям будет только хорошо. Потому что сейчас люди обходят лужу в парке по траве, делая крюк порой метров на десять. А птичкам абсолютно без разницы, освещены в темное время аллеи или нет — они все равно гнездятся вдалеке от аллей.
Чтобы никакой застройщик не мог посягать на эти земли, 2208 га леса огородили линией границы ООПТ. Мы видим, что ни во времена Лужкова, когда в Москве шло безудержное строительство, ни при Собянине никто на эту территорию — в эти 2208 га — не вошел.
Другое дело, что есть колоссальная проблема с территориями, которые примыкают к лесу. Какие-то гаражи, выделы, автосервисы, заправки — фактически они уже часть леса, хотя формально к ООПТ не относятся. В этих анклавах, действительно, начинают строить. Понятно, что люди беспокоятся. Сейчас стройка началась на улице Красного Маяка, но на частной территории, которая к лесу отношения не имеет.
В Битцевском лесу около 15 крупных пользователей, которых, по сути, никто не контролирует. Сейчас Москва вспомнила о лесе и хочет отнестись к нему по-хозяйски. Чтобы распутать клубок проблем вокруг этого парка, нам всем нужно продвигать и поддерживать эту историю.