Истинный пастырь

Про святого покровителя "православного предпринимательства"

Русская православная церковь объявила святым покровителем "православного предпринимательства и хозяйствования" преподобного Иосифа Волоцкого. И для церкви, и для бизнеса, и для властей это идеальный выбор.

Патриарх Кирилл так охарактеризовал Иосифа Волоцкого: "Он был глубоко убежден в необходимости для церкви привлекать в том числе и материальные ресурсы, чтобы передавать их народу. Преподобный видел в церкви замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным".

Иосиф Волоцкий был одним из самых авторитетных церковников рубежа XV-XVI веков, основателем течения в церкви, названного в его честь "иосифляне". Им противостояли "нестяжатели", духовным лидером которых был Нил Сорский. Это противостояние принято трактовать как спор о том, должна ли церковь быть богатой и могущественной (позиция "иосифлян") или бедной и смиренной (позиция "нестяжателей"). Это большое упрощение.

Иосиф и Нил были всем различны. Первый - выходец из богатой семьи, имевшей вотчину близ Волоколамска (запад нынешней Московской области), второй - крестьянский сын с Вологодчины. Первый принял постриг в богатейшем Пафнутьево-Боровском монастыре, второй - в скромном Кирилло-Белозерском. Первый - яростный, фанатичный борец с еретиками, второй - тихий книжник, снисходительный к чужим слабостям и заблуждениям. Первый - трибун и "общественник", второй - замкнутый мистик и созерцатель.

Нилу чуть ли не первому на Руси пришло в голову сверять различные версии священных книг в надежде вычистить из текстов ошибки и описки позднейших переписчиков. Иосифа это страшно бесило: для него любое писаное слово было непререкаемым авторитетом.

Вопрос о том, должна ли церковь принимать богатые пожертвования от мирян (в том числе земельные), уместны ли в храмах роскошь, драгоценные украшения и утварь, должна ли церковь активно вмешиваться в общественную и государственную жизнь или же ей надлежит ограничиваться духовным окормлением паствы - этот вопрос в мировоззренческом споре "иосифлян" и "нестяжателей" был далеко не на первом месте.

Впрочем, великий князь Иван III поначалу поддерживал "нестяжателей" - не в последнюю очередь потому, что они давали ему надежду на передачу обширных монастырских владений (вместе с принадлежащими церкви крестьянами) в государеву собственность. Однако ссориться с высшим духовенством (в основном выходцами из богатых и знатных родов, поддерживавшими Иосифа Волоцкого) великому князю было не с руки, и при Иване III спор так и не был решен.

Решение пришло при следующем великом князе, Василии III, когда ни Иосифа Волоцкого, ни Нила Сорского уже не было в живых. Ни церковное землевладение, ни роскошь храмового убранства, ни степень вмешательства церкви в общественные и государственные дела не были при этом ключевыми вопросами. Главным оказался вопрос, казалось бы, совершенно посторонний. Великий князь после двадцати лет брака задумал развестись с бездетной супругой Соломонией Сабуровой, боясь умереть без наследника. Инок Вассиан Патрикеев, преемник Нила Сорского в качестве духовного лидера "нестяжателей", на вопрос Василия III о допустимости развода ради блага династии и государства ответил: "Такого я нигде в Священном писании не встречал, кроме как когда Иродиада потребовала себе голову Иоанна Крестителя на блюде".

Не только "нестяжатели", но и митрополит Варлаам выступил против великокняжеского развода как противоречащего христианским нормам. Духовный лидер "иосифлян", игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Даниил, напротив, с готовностью поддержал намерения Василия III, объясняя, что-де отсутствие наследника престола грозит смутами государству, которое есть последний оплот подлинного христианства в мире.

В результате митрополит Варлаам был низложен (это был первый подобный случай в русской истории), "иосифлянин" Даниил занял его место, Василий III развелся с Соломонией Сабуровой и тут же женился на Елене Глинской, которая родила ему двух сыновей, в том числе Ивана (впоследствии - Грозного). В 1531 году "нестяжатели" были осуждены церковным собором, а их лидер Вассиан Патрикеев заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь. "Иосифлянская" линия безоговорочно восторжествовала в русской церкви. В 1579 году Иосиф Волоцкий был канонизирован.

Иосиф Волоцкий и его последователи зарекомендовали себя не только (и не столько) как хозяйственники и рьяные защитники имущественных прав церкви, сколько как последовательные и искусные политики, умевшие заручиться поддержкой власти и извлечь из этого максимум выгоды. Они всегда были чутки к тому, что нужно государю, всегда готовы были подвести идеологическое обоснование под любое его действие (они неустанно продвигали концепцию "Москва - Третий Рим" и поддержали введение опричнины).

Воистину, во всех святцах не найдется лучшего покровителя для нашего бизнеса.

Обсудить
Другие материалы рубрики
Иссам ЗахреддинХалифат убери
Сирийский терминатор три года косил джихадистов, но взорвался в день победы
Шпион, разлогинься
Мировые корпорации породили свои ЦРУ и КГБ, но проиграли интернету
«Мне довелось убивать русских»
Жажда крови, шепот смерти и грязная работа головорезов в Сирии
Доброе утро, Вьетнам!
Еще одна азиатская страна сошла с ума по караоке
«Бабушка спрашивает, заставляют ли мусульмане сменить веру»
История москвички, которая переехала в Объединенные Арабские Эмираты
Жируха
В лондонской канализации нашли мерзкое нечто
Тайное оружие наркобаронов
У них есть танки, суперкомпьютеры и беспилотники
Дайте грязи: конкуренты вседорожному хэтчу Kia Rio X-Line
Renault Sandero Stepway, Lada Vesta SW Cross и другие приподнятые бюджетники
Как через Instagram продают машины за миллионы
Соцсети, молодеющие покупатели и другие причуды современного рынка суперкаров
Семиместность не порок
Как из пятиместной Mazda CX-5 получился семиместный кроссовер CX-9
Тест: зачем машине эта штуковина?
Попробуйте угадать, зачем инженеры это придумали
Братва помнит
Чем украшают могилы криминальных авторитетов
Интим предлагать
Секс стал способом решения квартирного вопроса
«Я тупо решила, что теперь ем одну гречку»
Одинокая мать год сидела на крупе, чтобы накопить на квартиру
Раз, два, взяли!
Жилье в Крыму пока еще можно купить за копейки