Истинный пастырь

Про святого покровителя "православного предпринимательства"

Русская православная церковь объявила святым покровителем "православного предпринимательства и хозяйствования" преподобного Иосифа Волоцкого. И для церкви, и для бизнеса, и для властей это идеальный выбор.

Патриарх Кирилл так охарактеризовал Иосифа Волоцкого: "Он был глубоко убежден в необходимости для церкви привлекать в том числе и материальные ресурсы, чтобы передавать их народу. Преподобный видел в церкви замечательный инструмент передачи народных богатств от богатых бедным".

Иосиф Волоцкий был одним из самых авторитетных церковников рубежа XV-XVI веков, основателем течения в церкви, названного в его честь "иосифляне". Им противостояли "нестяжатели", духовным лидером которых был Нил Сорский. Это противостояние принято трактовать как спор о том, должна ли церковь быть богатой и могущественной (позиция "иосифлян") или бедной и смиренной (позиция "нестяжателей"). Это большое упрощение.

Иосиф и Нил были всем различны. Первый - выходец из богатой семьи, имевшей вотчину близ Волоколамска (запад нынешней Московской области), второй - крестьянский сын с Вологодчины. Первый принял постриг в богатейшем Пафнутьево-Боровском монастыре, второй - в скромном Кирилло-Белозерском. Первый - яростный, фанатичный борец с еретиками, второй - тихий книжник, снисходительный к чужим слабостям и заблуждениям. Первый - трибун и "общественник", второй - замкнутый мистик и созерцатель.

Нилу чуть ли не первому на Руси пришло в голову сверять различные версии священных книг в надежде вычистить из текстов ошибки и описки позднейших переписчиков. Иосифа это страшно бесило: для него любое писаное слово было непререкаемым авторитетом.

Вопрос о том, должна ли церковь принимать богатые пожертвования от мирян (в том числе земельные), уместны ли в храмах роскошь, драгоценные украшения и утварь, должна ли церковь активно вмешиваться в общественную и государственную жизнь или же ей надлежит ограничиваться духовным окормлением паствы - этот вопрос в мировоззренческом споре "иосифлян" и "нестяжателей" был далеко не на первом месте.

Впрочем, великий князь Иван III поначалу поддерживал "нестяжателей" - не в последнюю очередь потому, что они давали ему надежду на передачу обширных монастырских владений (вместе с принадлежащими церкви крестьянами) в государеву собственность. Однако ссориться с высшим духовенством (в основном выходцами из богатых и знатных родов, поддерживавшими Иосифа Волоцкого) великому князю было не с руки, и при Иване III спор так и не был решен.

Решение пришло при следующем великом князе, Василии III, когда ни Иосифа Волоцкого, ни Нила Сорского уже не было в живых. Ни церковное землевладение, ни роскошь храмового убранства, ни степень вмешательства церкви в общественные и государственные дела не были при этом ключевыми вопросами. Главным оказался вопрос, казалось бы, совершенно посторонний. Великий князь после двадцати лет брака задумал развестись с бездетной супругой Соломонией Сабуровой, боясь умереть без наследника. Инок Вассиан Патрикеев, преемник Нила Сорского в качестве духовного лидера "нестяжателей", на вопрос Василия III о допустимости развода ради блага династии и государства ответил: "Такого я нигде в Священном писании не встречал, кроме как когда Иродиада потребовала себе голову Иоанна Крестителя на блюде".

Не только "нестяжатели", но и митрополит Варлаам выступил против великокняжеского развода как противоречащего христианским нормам. Духовный лидер "иосифлян", игумен Иосифо-Волоколамского монастыря Даниил, напротив, с готовностью поддержал намерения Василия III, объясняя, что-де отсутствие наследника престола грозит смутами государству, которое есть последний оплот подлинного христианства в мире.

В результате митрополит Варлаам был низложен (это был первый подобный случай в русской истории), "иосифлянин" Даниил занял его место, Василий III развелся с Соломонией Сабуровой и тут же женился на Елене Глинской, которая родила ему двух сыновей, в том числе Ивана (впоследствии - Грозного). В 1531 году "нестяжатели" были осуждены церковным собором, а их лидер Вассиан Патрикеев заточен в Иосифо-Волоколамский монастырь. "Иосифлянская" линия безоговорочно восторжествовала в русской церкви. В 1579 году Иосиф Волоцкий был канонизирован.

Иосиф Волоцкий и его последователи зарекомендовали себя не только (и не столько) как хозяйственники и рьяные защитники имущественных прав церкви, сколько как последовательные и искусные политики, умевшие заручиться поддержкой власти и извлечь из этого максимум выгоды. Они всегда были чутки к тому, что нужно государю, всегда готовы были подвести идеологическое обоснование под любое его действие (они неустанно продвигали концепцию "Москва - Третий Рим" и поддержали введение опричнины).

Воистину, во всех святцах не найдется лучшего покровителя для нашего бизнеса.

Обсудить
Другие материалы
От самовара до телескопа
Что выпускают российские оборонные заводы, помимо оружия
Больная тема
Зачем частные инвесторы вкладываются в здравоохранение
Новые технологии на службе у бизнеса
«Роснефть» повышает эффективность операционной деятельности, внедряя инновации
Пенная вечеринка
Легендарная серия Half-Life обретает достойное продолжение: превью Prey
Много чести
Кто кого заборет: викинг, рыцарь или самурай — обзор For Honor
Инквизиторы допрашивают предполагаемых еретиковКарающая длань
Как мальтийская инквизиция наказывала христиан-вероотступников
Демонстрация черносотенцев в Одессе вскоре после объявления «Манифеста 17 октября»Русский порядок
Почему евреи оказались главными врагами черносотенных студентов и спортсменов
Бенисио дель ТороБенефис дель Торо
Самому опасному пуэрториканцу Голливуда исполняется 50 лет
Любовники у психоаналитика
«Логан», китайский беспредел и развенчание любви на Берлинском фестивале
«Мы очень весело и интересно ссорились»
Иза Высоцкая о Владимире Высоцком
Бегом из СССР
Каурисмяки, Денев и единственный русский фильм на Берлинском кинофестивале
«Все великие мужчины — подкаблучники»
Как жить, пить, любить и работать на склоне лет
Страна оленья
Почему Якутия — главное направление для путешествий в этом году
Четыре мачты парусов
Барку «Седов» в День всех влюбленных исполняется 96 лет
Дубай-Марина. ОАЭ
© Олег Жуков / Фотобанк ЛориНа границе моря и пустыни
Почему в Дубай стремятся сотни тысяч россиян
Не наше все
Страны, где не встретить путешественников из России
«Гелик» G65 против мотоцикла Ural
Путешествие американцев на Mercedes-AMG G65 и «Урале» с коляской
Найдено в гараже: Toyota Crown
Как классический японский седан обрел вторую жизнь
7 неожиданно красивых «китайцев»
Кроссоверы из Поднебесной, которые вам точно захочется купить
История культовых тюнинг-ателье: Alpina
Гид по истории самого знаменитого тюнера BMW
Дворянское гнездо
Один из самых шикарных в мире домов нашли в диком лесу
Поставили баком
Англичане сделали идеальный дом из резервуара для воды
Под гербом золотым
Экскурсия по самому дорогому съемному коттеджу России
Купить по-русски
На приобретение загородных домов и участков остался месяц