А ты купи кино

Как победить пиратов и заработать на этом денег

Сначала мне прислали пистолет. В подарок. Следующие две недели я провел как во сне - в Facebook достаточно нажать две-три ссылки, и ты уже играешь в Mafia Wars. Это, если кто не знает, удивительно тупая игра, которая заключается в том, что тебе разрешают раз в полчаса сделать пару кликов, тем самым убивая конкурентов или грабя банки. Можно приглашать друзей. Можно покупать дополнительные очки, позволяющие делать больше кликов. Один мой знакомый спустил в Mafia Wars не одну сотню долларов.

Социальная сеть - это магия новостной ленты, сообщающей о действиях твоих друзей. Настоящее волшебство - взрослые дядьки и тетки шлют друг другу цветочки, отряды орков, груды золота, вырытого на виртуальном же острове сокровищ, и приглашают друг друга на дачу, которая в Facebook называется Farmville.

Размер экономики этих благоглупостей, держитесь крепче, составляет миллиарды долларов. Считается, что именно приложения, игры, коммуникационные сервисы, рассчитанные на 400 миллионов любителей Facebook, станут основным источником доходов в социальных сетях.

После этого оптимистичного вступления мы выныриваем в офлайн.

Перед майскими праздниками я купил себе "Аватара" на DVD. Вообще-то диск вышел еще 22 апреля, но я все не мог найти времени, чтобы съездить в магазин. Удивительно, что в начале двадцать первого века самый высокотехнологичный фильм в мире распространяется на физических носителях - без разницы, DVD это или Blu-ray.

Мне это кажется очень глупым. Все равно ведь в день начала продаж фильм сдерут с диска и положат в торренты. Захотелось посмотреть? Энергетически выгоднее залезть на какой-нибудь трекер и скачать его, чем встать, одеться, дойти или доехать до магазина, отстоять очередь в кассу, прийти домой и вспомнить, что у твоего нетбука нет DVD-привода.

Через минуту я резко выпрямился и остановил фильм. Мне вдруг стало ясно, как можно победить пиратов.

Перенесемся на несколько лет вперед. Не знаю, на сколько - на три или на пять. Мы с вами друзья по социальной сети. Я захотел посмотреть старенького уже "Аватара" и, естественно, иду в Facebook, а оттуда - в приложение "Кинотеатр".

Создатели этого выдуманного приложения уломали правообладателей и получили у них разрешение на воспроизведение контента на условии раздела выручки. Это не фантазия - уже существуют такие ресурсы, как ivi.ru или tvzavr.ru, которые позволяют бесплатно смотреть лицензионный контент. К тому времени они как раз выйдут на уровень самоокупаемости.

Так вот, я покупаю билет на один онлайн-просмотр фильма с помощью SMS или платежной системы социальной сети и приглашаю на просмотр друзей (вас тоже). Благодаря моему предложению вы сможете такой же билет купить со скидкой - это виртуальный подарок. Но в отличие от других, бесполезных, этот позволяет посмотреть фильм, не выходя из социальной сети.

Весь этот обмен билетами увидят в своих лентах знакомые - и начнется цепная реакция, как в Farmville, как в Mafia Wars, как в любых из этих социальных игр, где можно всласть покликать по кнопочкам за свои же деньги. Я скажу больше: купленный просмотр "Аватара" можно отправить в подарок тому, кто его еще не видел - начиная от понравившейся девушки и заканчивая дедушкой, ценителем голоса Фроси Бурлаковой.

При правильной ценовой политике и использовании платежной системы, которая не вводит пользователя в транс бесконечными анкетами, это не может не сработать. Пятьдесят, тридцать, двадцать рублей - в зависимости от фильма - не деньги. Кому после этого нужны торренты?

Кроме того, есть еще один козырь. Недавно фонд DST, которому теперь, кроме долей в Mail.ru, Facebook, "ВКонтакте" и "Одноклассниках", принадлежит еще и ICQ, вложился в сервис групповых скидок Groupon, оценив стартап в миллиард долларов.

Что такое Groupon? Предоставление скидок в случае, если услугой воспользуется большое количество народа. Занятия йогой - скидка в 20 процентов при 50 записавшихся, 30 - при сотне.

Социальные сети буквально созданы для подобных сервисов - представьте себе скидки на покупку всякой всячины в Mafia Wars, при условии, что дополнительные очки приобретают сразу несколько членов клана. Я не удивлюсь, если владельцы DST Юрий Мильнер и Алишер Усманов задумали нечто подобное, только гораздо более широкомасштабное. Аналитики не раз отмечали, что многочисленные покупки фонд совершает в соответствии с некоторым до конца не ясным планом.

Схема хороша еще и тем, что учетная запись в социальной сети есть у всех или почти у всех, а вот качать торренты умеет далеко не каждый. И там и там - миллионы пользователей, но в соцсетях людей гораздо больше. Не искушенные техническими возможностями украсть контент из-под носа правообладателя, они гораздо более платежеспособны. В конце концов, ведь это именно они ищут через поисковики "фильмы онлайн", а потом отсылают платные SMS, чтобы досмотреть до конца пиратскую "экранку".

Подведем итог. Все элементы, нужные для веб-сервиса - убийцы пиратов, по-отдельности уже существуют: бесплатные видеопорталы, платные пиратские ресурсы и даже платежная сеть "ВКонтакте", дающая доступ к 70 миллионам потенциальных потребителей. Осталось дождаться человека, на деньги которого все это можно будет собрать и заставить работать.

Собственно, ищу инвестора.

Другие материалы рубрики
Спорт00:01Сегодня

Чао, Месси!

Бразильцы смеялись над разгромом аргентинцев. А потом чуть не облажались сами