Когда на свете существовал Советский Союз (время, которое поколение Вконтакте не может помнить в силу своего возраста), крайне популярен был такой термин - "дружба народов". Кто, когда и при каких обстоятельствах произвел на свет это словосочетание, позже даже попавшее в гимн, нас интересует мало - гораздо интереснее разобраться в последствиях этого изобретения.
В отличие от нейтрального "сотрудничества", сомнительного "сожительства" и пугающе безликого "сосуществования", слово "дружба" обладает выраженной позитивной окраской. Например, занял у вас друг денег и пообещал отдать в субботу. Вот воскресенье пришло, а друг не звонит чего-то. Нормальный человек как в такой ситуации поступит? Правильно, подождет до понедельника, а только потом начнет звонить сам, узнавать, спрашивать. А случись чего, неприятность какая у друга, так и вообще долг ему простит. Другое дело, если до пятницы поссорились - тогда деньги отдавать придется несмотря ни на что, и скорее всего в пятницу.
Так вот, формально народы во времена СССР дружили, помогали друг другу чем могли. Однако, когда 20 лет назад Союз развалился, друзья принялись поливать друг друга помоями, а в некоторых случаях с видимым удовлетворением еще и физически уничтожать. Нет, конечно, родственники тех же россиян, проживавшие в соседних республиках, в большинстве своем никуда не делись (страны бывшего СССР по-прежнему лидируют по среднему количеству родственников на среднего россиянина), однако это вовсе не означает, что политика государств, в которых живут наши родственники, не поменялась.
Ну а раз рассорились, то единственным разумным решением было бы развивать внешнюю политику в сторону постепенного построения внятных отношений с соседями, завязанных, хотя бы, на общем географическом положении. Особенно эта идея актуальна для России, которой, помимо долгов бывшего СССР, досталась еще и ненавидимая всей советской ойкуменой Москва. Первым шагом на этом пути, разумеется, должно было стать избавление от той самой дружбы народов, о которой речь шла чуть выше.
Однако прошло 20 лет, а "дружба народов" в общем и целом продолжает кошмарить российскую внешнюю политику. За примерами далеко ходить не надо. Вот взять историю с американской военной базой в Киргизии. Помните кредит в 2 миллиарда долларов, единовременные выплаты в 150 миллионов? Разве географические партнеры дают такие суммы взаймы без гарантий? Да еще и малость нестабильным соседям? Или, быть может, мы просто приняли за дружбу умелую восточную лесть?
А последняя история с Белоруссией? Глядишь, и не начался бы этот скандал, веди "Газпром" нормальную финансовую политику в духе "утром - деньги, вечером - стулья ", не отягощенную дружбой. Мол, с Белоруссией мы дружим, поэтому про долги напоминать не будем, и только потом - в случае чего - припомним. Ну а про Украину я вообще молчу.
Однако главная проблема дружбы народов вовсе даже не в странных решениях, порожденных этой самой дружбой. Нет. Все дело в обиде, которая естественным образом возникает, когда между друзьями что-то идет "не по дружбе". Вот были, скажем, августовские события 2008 года, а дружественный нам народ Белоруссии в лице Лукашенко молчал. А ведь мог бы как-то поддержать, мигнуть там, мол, я за вас, держитесь, ребята, мы же друзья. Хочется спросить, как же так? Ведь "друг в беде не бросит, лишнего не спросит" - это мы помним с детства. Вот и получается, он бросил, мы спросили - ну и так далее.
А ведь обида, знаете ли, чувство до масс (то есть до нас) легко доносимое, причем "мы" тут включает, как ни странно, не только отдельно взятого сварщика из Челябинска, но и президента и премьера РФ. А вот избавиться от обиды куда посложнее будет.
Так что от дружбы народов в политике одна головная боль. Уж лучше брать пример с США: вон у людей с Мексикой нормальные торговые отношения, упрощенный визовый режим, а дружбы никакой нет (небось, приятели друг у друга Техас отбивать не стали бы). Так что хватит дружить - пора относиться друг к другу по-человечески.