Через наши головы проходит много выражений, которые можно назвать формулами повседневности. Некоторые стары как мир: не рой другому яму, сам в нее попадешь. Или вот: как аукнется, так и откликнется. Обычно такие формулы работают лишь после того, как кто-то вырыл яму, а другой в нее провалился, или кто-то так аукнулся, что горы откликнулись на это лавиной. Другими словами, несмотря на всю свою мудрость, они хороши только для тех, кто, по другой формуле, крепок задним умом. То есть бесполезны.
Почему так происходит? Потому что метафоры люди и раньше воспринимали туговато. Ну, и потому еще, что никто не любит, когда его учат.
Как же быть людям, которые все же хотят воспользоваться умным советом на будущее, причем таким, который всегда под рукой? Девизом, как обычно говорили раньше. Мантрой, как часто говорят теперь. Таким предложением, которое дает положительный метод. Тут большая мудрость не требуется, нужен список народных методических указаний. Но не простых, а превратившихся в статусы.
Статус – это особый сетевой микрожанр, временный знак самоидентификации, виртуальная смываемая татуировка аватара. Его не нужно путать с одноименным старым понятием, обозначающим положение человека в социальной реальности. Специалисты называют такие формулы банализмами. Относительно новая забава сетевого человечества, статусы обеспечивают аватарную личность девизом данного отрезка жизни. Девиз может быть очень старым. Вот, например, такое методическое указание: "Хочешь жить, умей вертеться". Или такая формула: "От трудов праведных не наживешь палат каменных". Или даже такая, когда-то распространенная в местах заключения: "Не верь, не бойся, не проси".
В последнем случае дело идет об отношениях с начальством в условиях полного бесправия. Лет двадцать назад казалось, что к этой лагерной максиме из книг о ГУЛАГе остался лишь археологический интерес. Как же получилось, что спустя несколько десятилетий эта формула перекочевала в обычную повседневность и стала статусом, описывающим отношения, например, одноклассников или вконтактников?
Вопрос не такой простой, как кажется. На мантры и статусы – спрос. Например, на такие: "Если жизнь повернулась к тебе задом, пни ее и начни новую". Или про начальника, который "не должен быть другом". Или про "друзей друзей, которые лучше врагов врагов". Если сотни (и даже тысячи) голосов, отданных за подобные рекомендации, в самом деле не накручены держателями сайтов, то самое время задуматься, что же такое есть в этом жанре словесности, чего молодому человеку не хватает в обычной народной мудрости – с ее ямами, словами-не-воробьями и колодцами, в которые не положено плевать, потому что якобы пригодится воды напиться?
Социологический опрос в данном случае проводить бесполезно, ведь его материалы – и сами вопросы, и ответы респондентов – опять же разворуют на статусы. И съехать с этой ленты Мебиуса не получится.
Поэтому предположим, что мы уже знаем правильный ответ. Например, такой: у каждого человека есть потребность в программе. Пусть маленькой. Он просто уже не мыслит себя без командной строки. На первый взгляд, статус – это пародия. Но разве пародия не главный жанр нашей жизни?
От "не плюй в колодец: вылетит – не поймаешь" до "мы рождены, чтоб кафку сделать былью" – все пословицы, девизы и мантры, все цитаты, разобранные из авторитетных текстов эпохи, рано или поздно идут на такую пародийную переплавку. А на поверхности каждый раз остается очередная банальность. И все же не стоит торопиться с насмешками. Всякий человек нуждается в работоспособном программном обеспечении. И те тысячи искателей прикольного статуса, которые голосуют за статус "Прежде чем стырить статус, хотя бы проголосуйте за него...", искренне хотят обеспечить себя таким статусом, который обеспечил бы их лучшим статусом, чем тот, которым они располагают до тех пор, пока не нашли для себя действительно прикольного статуса.
Чтобы говорить друг с другом, язык у нас должен быть общим; но чтобы в говорящем узнавали именно тебя, ты должен пользоваться им по-своему. Как? И тут придется признать: очистить свою речь от заемных формул невозможно, а жить с ними тяжело. Даже самый богатый жизненный опыт не может уберечь от банальностей. Более того. И у тех, кто ничего не знает о молодежных "статусах" и "фразиках", тоже имеются наготове такие вот рабочие формулы, которые включают программу для правильной обработки новых данных. Тяжело копаться в каталогах дешевых банальностей. Трудно увидеть за банальностью – смысл.
Один знакомый дальнобойщик рассказал мне, какими словами он настраивается, или, как говорят сегодня, самопрограммируется на работу, когда пересекает границы, "наматывая мили на кардан".
- Понимаешь, когда в Западную Европу въезжаю, сразу говорю себе: "Все продумано". Стало быть, если что-то мне не очень понятно, нужно только немного задуматься, ну как было бы удобней всего для потребителя, для человека, которому что-то нужно, и вот по этому азимуту идти. Обычно сразу находишь.
- А на востоке что надо себе говорить?
- А у нас сразу напоминаю себе: "Все схвачено". Значит, надо забыть об удобстве и тупо искать этого вот того, у которого все схвачено. Я так всегда делаю. И за двадцать лет ни разу не ошибся.
- Неужели у нас не бывает "все продумано"?
- Почему не бывает? Все бывает. Бывает, что схвативший думает. Но обычно нету этого. Он, конечно, по-своему думает о нашем и вашем удобстве, чтоб ты его поскорей нашел, облегчил кошелек и ехал себе подобру-поздорову дальше. Поэтому дома работа тяжелая, а там – трудная.