Я рад, что в России появляется гражданское общество. Рад толпам неравнодушных, штудирующих госзаказы, выискивающих потенциально коррупционные, да и просто сообщающих о взятках. Рад людям, помогающим собирать деньги на добрые дела. Меня впечатляют масштабы - десятки и сотни инициатив, объединений, групп, работающих над самыми разными важными делами. Но вот ведь какое дело…
В моем личном хит-параде лживых анекдотов первую строчку занимает история про двух комаров, для которых главное - завалить слона, а там уже его можно и ногами запинать. Всякому очевидно, что этим двоим лучше всего напасть на муху или другого комара, если уж так чешутся кулаки. Улыбнувшись, начинаешь уважать комаров, выбравших себе такую большую и толстокожую цель.
Вот уже несколько месяцев, характеризующихся все более активной навальнизацией блогосферы, меня не оставляет странное, почти невыразимое словами чувство. Блогеры напоминают мне комаров, которые отказались от слона и посвятили свою жизнь охоте на мух. Даже хуже того - обсуждению того, какими бывают мухи.
Взять студента, проходившего практику в Госдуме и написавшего о тамошних порядках в ЖЖ, а затем благополучно выгнанного оттуда. О чем рассказал студент? О дорогостоящих поездках депутатов, о низкой посещаемости заседаний. Назвал некоторые имена.
Что делает блогерское сообщество? Сочувствует парню, ругает власть. Студент призывает не голосовать на выборах за "Единую Россию", хотя вряд ли депутаты других фракций чаще появляются в Госдуме.
Что делает настоящий член гражданского общества? Он пишет своему депутату и требует от него отчета по бюджетным тратам. Он также просит прислать список законопроектов, в обсуждении которых участвовал депутат. Он спрашивает о приоритетах и планах по законодательной работе. Если в предоставлении этой информации отказано, стоит организоваться и напомнить народному избраннику о существовании закона о статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Госдумы.
Или вот другой пример. Фотоблогеры кинулись в торговые центры, требуя разрешить там фотосъемку. Право, конечно, полезное. Ребята, в романе современного писателя Пелевина "Чапаев и Пустота" пролетарии активно приветствовали стихотворение, дающее им новое право. А именно - надевать на интимные части тела черный бублик, которым раньше пользовались только князья и графы.
Вот ей-богу, защита права на съемку в супермаркетах при отсутствии защиты основных прав выглядит смешно. Или не смешно - в зависимости от политической ориентации.
Особо хочется отметить еще один случай, а именно болезненную фиксацию гражданско-блогосферного общества на мигалке Никиты Михалкова и всех связанных с нею событиях. По мне, так Никита Михалков не тянет на слона, которого непременно надо валить. А вот сама проблема мигалок - тянет.
Возможность выложить на YouTube момент триумфа завораживает борцов с мигалочниками. Нарушение пункта ПДД, требующего уступить дорогу транспортному средству с включенным проблесковым маячком, стало доблестью, выражением гражданской позиции. Сыграть в войнушку на дороге, несомненно, приятнее, чем организовать свою деятельность и целенаправленно добиваться отмены спецсигналов для части чиновников. Снова маленькое расширительное право, маленький кусочек чернобубличной вседозволенности.
Не надо мелочиться, правозащитники, борцы с режимом и гражданские активисты. Если вы действительно такие смелые, то берите слонов сразу за хоботы - благо их в Конституции навалом.