Под девизом "авось" Артем Ефимов о профилактике катастроф

Нетрудно было догадаться, что за катастрофой теплохода "Булгария" последуют грозные начальственные поручения "разобраться, наказать виновных, доложить в трехдневный срок", а также срочно проверить весь российский водный транспорт. Точно так же после теракта в "Домодедово" проверяли все аэропорты и вокзалы. Точно так же после аварии на "Распадской" устраивали повальные проверки угольных шахт. После крушения Ту-134 в Карелии и аварийной посадки Ан-24 близ Нижневартовска президент задумал избавиться от всех самолетов этих двух типов. Так происходит всегда.

К сожалению, нетрудно предсказать и другое: россияне и дальше будут летать на ветхих самолетах, плавать на немыслимо старых судах и ездить на разваливающихся поездах. И - разбиваться, тонуть, погибать страшными смертями, которыми чревато использование всех этих "технических средств повышенной опасности", тем более когда они старые и обслуживаются черт-те как. Просто потому, что летать, плавать и ездить больше не на чем. "Витринные" проекты типа "Сапсана" и Sukhoi Superjet 100 еще внедрять надо.

Не секрет и то, что все эти провозглашаемые высоким начальством кампании по тотальной проверке всех самолетов/судов/поездов/чего угодно неизменно оборачиваются сплошным очковтирательством, в чем имел случай лично убедиться и провозглашающий их Дмитрий Медведев. Это такой довольно бессмысленный ритуал, предназначенный в первую очередь (если не исключительно) для телезрителей: строгий президент/премьер/министр проявляет заботу о гражданах, и лицо у него при этом такое суровое и скорбное. Проблема переводится в область пиара и там решается - до следующей катастрофы. В крайнем случае Путин еще разок слетает на "самолете-амбиции".

Единственной надежной профилактикой катастроф в России был бы полный запрет на весь транспорт дальнего сообщения. Включая, кстати, и междугородние автобусы, которые тоже регулярно бьются, хотя по этому поводу редко поднимается такой же шум, как по поводу авиа- или железнодорожных происшествий. Да и с маршрутками, по-хорошему, стоило бы поступить точно так же - на этих раздолбанных "газелях" и так-то ездить страшно, а если добавить к этому темперамент водителей... Вспомним еще "шахид-такси", многие из которых готовы рассыпаться от хлопка двери. Да и вообще, страшно представить, какой процент частных машин колесит по России с просроченным или купленным техосмотром - а это тоже ведь огромный риск и для их водителей и пассажиров, и для тех, кто ездит с ними по одним дорогам. Плюс - качество российских дорог, про которое и так все всё знают.

Ну, то есть вы понимаете, да? В России надо запрещать не отдельные модели самолетов или отдельные модификации судов, а весь транспорт как таковой. Иначе - неоправданно высокие риски.

Ну ладно, положим, этого никто делать не будет. Тогда вот другой вариант. На всех билетах на любые виды транспорта крупными красными буквами писать: "Пассажир садится в самолет/поезд/теплоход/автобус на свой страх и риск. За возможные последствия никто ответственности не несет". Это будет, по крайней мере, честно - ведь не несет же, за редкими исключениями в виде показательных отставок, после которых все равно все остается как было.

Тогда можно будет прекратить эти нелепые телеритуалы, эти шумные и ни к чему не приводящие кампании. Все будут вполне официально предупреждены о том, о чем сейчас приходится догадываться, читая об очередной аварии с десятками жертв: что нельзя надеяться ни на перевозчиков, ни на транспортных чиновников, ни на всевозможные технадзоры и прокуратуры. А надеяться можно только на авось. Недаром двести лет назад граф Резанов назвал свой корабль, построенный для далекого и опасного путешествия, именно этим словом.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше