Бессмысленная агония Ирина Якутенко о законном воровстве информации

Несколько дней назад в Сети появилась новость о том, что студента, изучающего в Гарвардском университете этику, обвинили в похищении почти 5 миллионов научных статей. Аарон Шварц, как зовут студента, незаконно подключался к серверам некоммерческого ресурса JSTOR, где хранятся самые разнообразные научные публикации, и скачивал огромное количество материалов для того, чтобы бесплатно распространять эти документы при помощи файлообменных сетей.

За эту затею Шварца ждет до 35 лет тюрьмы - дело в том, что 1,7 миллиона из скачанных им статей законно доступны пользователям только по платной подписке, и формально студент украл коллекцию научных знаний на колоссальную сумму.

Статьи по всевозможным научным направлениям публикуются в специализированных журналах, за чтение которых приходится платить немаленькие деньги - подписка на некоторые издания, в которых были опубликованы скачанные Шварцем материалы, обходится институтам в 50 тысяч долларов в год. За то, чтобы ознакомиться с какой-нибудь одной публикацией, читатели выкладывают, в среднем, около 30 долларов.

Институты и университеты, претендующие на более или менее серьезный уровень исследований, вынуждены тратиться на дорогостоящие подписки, хотя многие научные учреждения не первого эшелона просто не могут себе позволить таких расходов.

Дополнительно ситуацию осложняет тот факт, что чем престижней научный журнал, тем дороже стоит подписка на него. И так как лучшие исследования публикуются в наиболее авторитетных журналах, для того чтобы оставаться на переднем краю исследований, ученым, в первую очередь, необходимо читать именно эти - самые "кусающиеся" - журналы. После того как человечество изобрело интернет, исследователям стало полегче - файлообменники и электронная почта позволили им очень быстро получать самые последние статьи.

Более того, авторы потихоньку начали выкладывать результаты своих исследований, опубликованные в журналах с платным доступом, на сторонние бесплатные ресурсы. Потому что, с одной стороны, опубликовать свою работу в престижном журнале очень круто, а с другой стороны - для приобретения известности в научных кругах и заведения полезных для карьеры знакомств необходимо, чтобы твои статьи читало как можно больше людей.

При этом сегодня исследования ведутся куда интенсивнее, чем пару десятков лет назад, и ученым необходимо постоянно читать или хотя бы проглядывать огромное количество статей. То есть, с одной стороны, нынешний темп научных исследований обязывает исследователей постоянно читать появляющиеся в периодике материалы, а с другой стороны, современные технологии и всеобщая интернетизация позволяют максимально облегчить эту задачу.

Незаметно для людей ценность и восприятие информации в окружающем нас мире кардинальным образом изменились - человечество вступило в новую эпоху, но старая, годами складывавшаяся система получения и распространения данных изо всех сил сопротивляется внезапно произошедшей смене парадигмы. У Аарона Шварца, которому сейчас 24 года, есть реальная перспектива провести большую часть своей жизни за решеткой - тем более что раньше он уже проходил фигурантом по "ассанжеподобным" делам о незаконном распространении информации.

Чиновники от науки упорно не желают понимать, что мир изменился необратимо. Их отчаянные усилия вернуть хотя бы видимость контроля над ситуацией напоминают попытки удержать разбухающее дрожжевое тесто в маленькой кадке - только примнешь его в середине, а глядишь, оно уже вылезло с краев. Конечно, можно сломать жизнь Аарону Шварцу и другим молодым людям, принадлежащим уже новой эпохе и поэтому видящим дальше остальных, и законодательно запретить исследователям выкладывать свои работы на бесплатные ресурсы - но все эти инициативы только продлевают агонию системы, которая давно уже безнадежно больна.

Проблема всеобъемлющего просачивания информации сквозь цепкие пальцы правообладателей касается не только науки. Фильмы, книги, музыка - весь этот контент, традиционно защищаемый авторским правом, сейчас практически беспрепятственно расползается по Сети, и периодически донкихотствующие распространители подвергаются административному или даже уголовному преследованию. Но, как учит нас Дарвин, в этом жестоком мире выживает не тот, кто умеет больнее бить, а тот, кто оказывается наиболее приспособленным к текущей обстановке. И тот факт, что человечество все еще существует на этой планете, убедительно свидетельствует о том, что знаменитый бородач не ошибался.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше