Арест Владимира Евтушенкова — событие значительное и выходит за рамки обычной «олигархической зачистки». С одной стороны, Евтушенков — типичный олигарх. С начала 90-х он в пуле богатейших людей России. Однако есть одно существенное отличие. Как правило, у каждого из олигархов на заре капитализма в России был один крупный источник дохода, связанный с деньгами партии, возможностями комсомола, Комитета государственной безопасности, крупной советской номенклатуры... У Евтушенкова, в отличие от коллег по цеху, был целый набор стартовых капиталов, он не зависел от какой-либо одной группы и при этом был укоренен в разных сферах — был связан с госбезопасностью, командой мэра Москвы Юрия Лужкова, элитами военно-промышленного комплекса и т.д. Не будучи самым богатым, он всегда был одним из наиболее устойчивых крупнейших бизнесменов плеяды начала 90-х. Важно, что АФК «Система» работала во всех инфраструктурных отраслях экономики. Именно этим он отличается от остальных олигархов, которые всегда имели базовую специализацию, будь то нефть, металлургия, уголь или мобильная связь.
А АФК «Система» в качестве одного из крупнейших игроков присутствует в нефтедобыче, нефтепереработке («Башнефть» и Башкирский ТЭК, имеет лицензии на перспективные поля на севере России), мобильной связи, сфере IT, железнодорожных перевозках, кинопроизводстве, печатных и электронных масс-медиа, а также крупные объекты недвижимости в центре Москвы. То есть АФК «Система» влияет на социально значимую инфраструктуру по всей стране.
Прежде уже бывали попытки атаковать «Систему» по обычным «олигархическим» правилам. Был обнаружен целый ряд неоднозначных и сомнительных сделок, в которых участвовал сын Владимира Евтушенкова Феликс. Однако эти атаки были легко отбиты — нашли стрелочников, которые и понесли наказание.
Финансовые потери АФК «Система» несла в основном в зарубежных странах: Узбекистане, Индии, Казахстане. Но в России дела шли нормально вследствие сильной переплетенности с чиновниками, силовыми и финансово-надзорными органами, похожей на коррупционную. Собственно чистый бизнес без административной составляющей давался компании тяжело.
В течение прошедших 15 лет АФК «Система» регулярно конфликтовала с группой Игоря Сечина. Но эти конфликты не были открытыми и серьезных последствий не имели. В последние два года интересы групп столкнулись прямым образом вокруг предприятий Башкирского ТЭК. «Башнефть» была приобретена непрозрачно и с огромными нарушениями. Фактически произошла коррупционная сделка между Уралом Рахимовым (сыном бывшего президента Башкортостана Муртазы Рахимова) и АФК «Система», которая опиралась на республиканский административный ресурс. Были отодвинуты крупнейшие российские государственные нефтегазовые компании, собиравшиеся открыто побороться за предприятия ТЭК Башкирии.
Уже после сделки у «Системы» и Евтушенкова имелись две возможности уйти от столкновения с группой Сечина. Первая — не препятствовать расследованию по сделке вокруг «Башнефти», когда следственные органы арестовали Левона Айрапетяна и открыли уголовное дело против Урала Рахимова. Вторая — когда государственные органы хотели пересмотреть лицензию на месторождение имени Требса и Титова в Ненецком автономном округе, одном из самых крупных среди разведанных континентальных месторождений нефти в РФ.
Более того, «Башнефть» начала работать в чистой сфере ответственности Игоря Сечина в Мьянме (бывшей Бирме), поскольку вопросы взаимоотношений и сотрудничества с правящей там военной хунтой в первую очередь большая геополитика России и во вторую очередь бизнес. Фактически Евтушенков во всех этих вопросах повел себя так, как будто на дворе 90-годы ХХ века, а не 2014-й.
Домашний арест Евтушенкова — значимое событие. Вплоть до его ареста между «либералами» (членами правительства, чиновниками в государственных органах власти, бизнесменами-олигархами) и государственниками велась крайне аккуратная джентльменская игра. Державники контролировали ВПК и стратегические месторождения минерального сырья, а олигархи — всю социально значимую инфраструктуру. Сейчас же государственники начинают чистку, которая по своему значению и масштабам может стать гораздо более серьезной, нежели арест Ходорковского, не говоря уже о последних эпизодах с братьями Билаловыми, братьями Магомедовыми и историей с «Уралкалием» в Белоруссии. Но истерики и общественного накала, как с делом ЮКОСа, не будет, поскольку путинская команда научилась работать аккуратно, но не предвидится и компромиссов.
Олигархам, работающим с кабельным телевидением, СМИ, мобильной связью, грузовыми и пассажирскими перевозками, электрогенерацией и электросетями, крупным сельскохозяйственным производством, по жесткости и бескомпромиссности расследования дела Евтушенкова придется понять, что за них тоже возьмутся всерьез и им надо передать контроль над социально значимыми инфраструктурными активами госкомпаниям, работающим в соответствующих отраслях. Неизбежное разрастание экономического и цивилизационного противостояния России и Запада требует надежной общественной и социальной стабильности, где задачи государства и общества выше интересов частного бизнеса.