Президент Владимир Путин подписал закон, направленный на деофшоризацию российской экономики. Реформа касается любого российского бизнеса, использующего зарубежные холдинговые, торговые и казначейские компании, сделок российского бизнеса, традиционно структурируемых через зарубежные юрисдикции. И, что не менее важно, всех физических лиц — налоговых резидентов России, инвестирующих через иностранные компании, в том числе из офшорных стран.
Деофшоризация вовсе не изобретение российского законодателя. Это общемировой тренд борьбы с налоговыми злоупотреблениями и ситуациями «двойного неналогообложения», уже ознаменовавшейся громкими делами против таких корпораций, как Google, Apple и Dolce & Gabbana... Каковы же новые реалии, к которым нас ведет деофшоризация?
Правило первое: необходимо быть готовым к тому, что прибыль зарубежных компаний, контролируемых или управляемых российскими резидентами, физическими и юридическими лицами, будет подлежать обложению российскими налогами. Об этом еще в прошлом году предупредил президент РФ: «Хотите в офшорах — пожалуйста, но деньги сюда».
При этом со структур, не имеющих разумной коммерческой цели и активности за рубежом или не полностью раскрытых государству, налог может быть взыскан многократно. Скажем, российский бенефициар создает офшор, который через Кипр, Люксембург или Голландию инвестирует в Россию. Во-первых, по правилам контролируемых иностранных компаний, 13-процентный налог в такой структуре заплатит сам бенефициар. Причем с прибыли не только офшорных, но и кипрских компаний. Во-вторых, российские компании, выплачивающие за рубеж доходы (например, проценты, дивиденды), оценивают уровень деловой активности на Кипре и, узнав о «зеркальном» платеже в офшор, должны удерживать налог у источника в России (до 20 процентов). Наконец, через правила налогового резидентства налоги могут быть взысканы с самих зарубежных компаний, как с российских (минимум 20 процентов). Таким образом, совокупный «деофшоризационный налог» может превысить 50 процентов!
Стоит подчеркнуть, что при полном раскрытии корпоративных структур мозаика складывается по-другому: законом установлены льготные возможности признания структур «сквозными» и зачета возникающих в них налогов. Многократный налог — своего рода «штраф» за непрозрачность и непродуманное налоговое планирование.
Таким образом, российскому бизнесу сегодня предложены следующие стратегии: перевести операции в Россию или же сохранить их за рубежом, но при условии их полного раскрытия и наличии в странах зарубежных компаний разумной деловой активности: офисов и персонала, уполномоченного принимать решения и определять «экономическую судьбу дохода». Иные стратегии, вероятно, ведут к неприемлемым рискам — налоговым, финансовым, уголовным.
Для тех, кто сомневается, правило второе: необходимо готовиться к полной прозрачности структур владения бизнесом. И дело тут не только в российских инициативах, а в планомерном давлении на офшоры ведущих стран мира, в первую очередь ЕС и ОЭСР. Россия — одна из участниц этого «крестового» похода. Уже сегодня офшорный мир обременен сотнями двусторонних и несколькими многосторонними конвенциями о предоставлении информации. Обороты набирает автоматический обмен финансовыми данными. Банковская тайна осталась в прошлом. И ни для кого не секрет, что счета офшорных компаний могут открываться в странах (например, в Швейцарии), с которыми у России налажены прямые каналы обмена информацией.
Необходимо признать: время офшорного мира в том виде, в котором он существовал последние 30-40 лет, подходит к концу. Офшор, обеспечивающий конфиденциальность бенефициаров, движения средств по счетам и налоговую гибкость, превращается в опасную иллюзию. И в общем случае бизнесу стоило бы осознать это как можно скорее и переходить в новую реальность.
Какие события развернутся вокруг российской «антиофшорной кампании»?
Можно предположить, что крупный российский бизнес, информация о бенефициарах которого раскрыта ФАС РФ и многим российским банкам, либо же работающий с государственными компаниями, предпочтет строго выполнить требования нового законодательства, не дожидаясь окончания «переходного» периода.
Предстоит огромная работа по упрощению корпоративных структур, переводу ряда операций в Россию и ликвидации зарубежных компаний, как правило, унаследованных в процессе активных операций в области слияний и поглощений. Новым законодательством предусмотрен ряд норм, помогающих осуществить такие реструктуризации без возникновения российских налогов. Кроме того, вводятся особые льготные правила налогообложения для зарубежных компаний, находящихся в процессе ликвидации.
Что касается прочего российского бизнеса, то его поведение, вероятно, станет более осторожным. Дело в том, что в широкой перспективе новое законодательство приглашает бизнес к тотальному раскрытию сформированных за последние 20 лет структур. Однако системной амнистии за прошлое не гарантирует. На фоне стремительно ужесточающейся правоприменительной практики могут возникать разумные опасения относительно налоговых рисков за прошлые периоды, а также — даже в отношении структур, сегодня признаваемых их собственниками законными, — рисков уголовного преследования. Более того, для физических лиц сохраняются барьеры, в том числе правовые, в части перехода их структур в российское налоговое пространство. Так, «серой» зоной является налоговая трактовка базовых концепций, традиционно используемых офшорным миром, например, номинального владения. Наверняка некоторые бизнесы предпочтут более сложные офшорные формы (например, специальные виды трастов), исключаемых из правил контролируемых иностранных компаний, а отдельные бенефициары даже покинут страну.
Отток бизнеса из страны никак нельзя назвать целью реформы. Поэтому так важна оперативная доработка новых законов: введение налоговой амнистии, возможности ссылаться на нормы зарубежного права, снятие барьеров на переход в Россию, устранение технических недоработок одобренного закона. Тогда действия России придут в полное соответствии с аналогичными инициативами других государств и организаций (ОЭСР), повысив прозрачность национальной экономики.