Есть такой старый еврейский вопрос-шутка: «Должен ли еврей снимать кипу перед тем, как креститься в мечети?» Президент Украины Петр Порошенко, посетивший на прошлой неделе с официальным визитом Израиль, видимо, знал ответ на этот вопрос: «не должен» — и… перекрестился в Музее Катастрофы, не снимая кипы.
А выступая в Кнессете, гость из Киева призвал израильских политиков «очень четко встать на сторону Украины» в противостоянии с Россией. Отсюда следует, что пока — по мнению Порошенко — Израиль недостаточно «четко» встал на сторону Украины. Хотя я не припомню случая, чтобы украинская делегация хотя бы один раз проголосовала в поддержку Израиля в ООН.
Да, Порошенко присоединился к ранее сказанному Леонидом Кравчуком и осудил участие украинских националистических формирований в уничтожении евреев, и даже принес извинения потомкам жертв. Впрочем, эти слова президента Украины нисколько не мешают ему подписывать законы, приравнивающие коллаборационистов к героям, боровшимся за свободу и независимость Украины, а также давать МИДу указания голосовать на Генассамблее ООН вместе с США, Канадой и Палау (есть, оказывается, и такое государство!) против резолюции о борьбе с героизацией нацизма.
При этом возможность выступить в Кнессете украинский президент назвал знаком уважения и почета не только по отношению к нему самому, но и к «братскому Израилю украинскому народу».
Не думаю, что Петр Порошенко оговорился. Он действительно считает, что лично «заслужил уважение» — ну и заодно, конечно, братский украинский народ тоже заслужил… И до последнего времени никакие соцопросы не могли поколебать эту его уверенность в собственной исключительности и популярности. Ведь те, кто утверждает иное, либо враги, либо действуют по заказу врагов.
Но на прошлой неделе в западных СМИ появились результаты опроса Gallup, который проводился в июле-августе среди 1000 респондентов, исключая жителей Крыма и ДНР-ЛНР. Очевидно, пришло время дать понять, в том числе и Порошенко, что американцы не намерены и далее закрывать глаза на провальную политику новой украинской власти. Ведь еще в конце лета моего коллегу, который, выступая в одном из американских университетов, заявил о резком падении популярности Порошенко, обвинили едва ли не в предвзятости. Теперь уже американские социологи говорят, что лишь 17 процентов граждан Украины одобряют действия своего президента и только 8 процентов поддерживают правительство. Еще меньше — 5 процентов — считают, что Арсений Яценюк и его команда способствуют искоренению коррупции.
По всей видимости, вице-президента Джо Байдена ознакомили с соответствующими данными перед его визитом в Киев. Неслучайно, выступая в Верховной раде, Байден подчеркнул: «Нет ни одной демократии в мире со столь высоким уровнем коррупции, как в Украине».
Сегодня уровень одобрения деятельности Порошенко уже ниже, чем был у Януковича перед его свержением: 17 процентов против 28. С поправкой на то, что на юге и востоке страны к Порошенко сегодня относятся намного хуже, чем к Януковичу три года назад.
Неадекватностью при оценке своей роли грешит не только Порошенко. Все давно привыкли к абсурдным заявлениям премьера Яценюка, но его воспринимают как «хромую утку». Глава правительства давно бы сменился, не опасайся Порошенко того, как страна переживет зиму. Зато если кому-то придется отвечать за неизбежные зимние сбои — лучшего кандидата, чем в высшей степени непопулярный премьер, не найти. Иными словами, к весне у Украины, скорее всего, будет новый глава правительства.
У восходящей звезды украинской политики Михаила Саакашвили перспективы гораздо лучше — несмотря на сопоставимый уровень адекватности.
В прошлой колонке я писал, что экс-президент Грузии талантливо исполняет роль непримиримого борца с коррупцией. Но после публикации видео известной перепалки с министром внутренних дел Арсеном Аваковым я засомневался в актерском даровании Саакашвили: так сыграть роль оскорбленного в лучших чувствах человека не мог бы и Качалов. Михаил Саакашвили не играет — он действительно считает себя кристально честным человеком, и никакая тень Зураба Жвании не приходит к нему по ночам.
Саакашвили даже учредил антикоррупционное движение, масштабный форум которого прошел на прошлой неделе в Киеве. Иначе как артподготовкой к борьбе за премьерское кресло это назвать сложно. Скептики утверждают, что обретение Украиной после Майдана-2014 «истинной независимости» и торжество «революции достоинства» плохо сочетаются с переуступкой власти «гастролерам» (следуя определению, данному Саакашвили Яценюком). Но в отличие от иных украинских политиков к одесскому губернатору весьма неплохо относятся в Вашингтоне, а это многое меняет и объясняет.
В качестве иллюстрации нынешнего уровня американо-украинского взаимодействия приведу цитату посла Украины в США Валерия Чалого. «Утром, после принятия бюджета ночью в Киеве, я донес результаты до американской стороны, и они очень позитивно восприняли этот сигнал», — восторженно писал дипломат.
Если это сигнал об «истинной независимости» или обретении национального достоинства, то почему бы Саакашвили для начала не избраться премьером? А там и до президента недалеко.