Алексей Федорченко, режиссер
Ждать ли возрождения российского кино? В последние годы российские фильмы с завидной периодичностью получают призы на международных кинофестивалях. Самым последним пополнением в этом списке успешных проектов стала картина "Овсянки" Алексея Федорченко, получившая приз за лучшую операторскую работу и приз Международной федерации кинопрессы ФИПРЕССИ на Венецианском кинофестивале. Что это - совпадение или тенденция? Стоит ли ждать возрождения престижа российского кино? Имеет ли смысл государственная поддержка киноиндустрии, и если да, то насколько она эффективна? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил режиссер "Овсянок" Алексей Федорченко.Алексей!
Вы по первой специальности инженер.
Э. Успенский как-то говорил, что писателю неплохо иметь инженерное образование, а дальше заниматься тем, к чему лежит душа.
1. Вы посчитали, что во ВГИК всё же нужно было поступить. Вы считаете,что студийного и жизненного опыта Вам все-таки не хватало, чтобы снимать кино - и Вы пошли учиться?
2. Как Вы считаете наши неудачи в кино, в спорте - это просто время в стране НЕ ТО? По-вашему, время создает талантливых людей (как Революция Маяковского) или люди время? Как вы относитесь к идее, что во времена либерализма - процветание посредственности, а во времена более жестких режимов - расцвет талантов, как результат сопротивления власти (Пушкин-Николай I, Солженицын-Сталин и т.д.).
4. Про что бы человек не снимал - основа всё равно реальная жизнь (или жизнь самого автора, как говорил Л. Толстой). Как Вы для себя решаете - когда снимать документальное кино по реальной теме, а когда - художественное? Сейчас на лицо смешение жанров - съемка в стиле псевдодокументального кино, это и Вашем творчестве и в творчестве других западных и отечественных авторов.Как Вы думаете, с чем это связано - поиск новых форм самовыражения или что-то другое?
3. И наивный вопрос начинающего кинодокументалиста. Всем известно, что даже на небольшие кинофестивали приходит масса фильмов, которые просто физически невозможно отсмотреть.
Выходит, чтобы твой фильм попал в конкурсную программу, нужно знать кому сунуть DVD или кассету? :)
1. Я занимался на студии экономическими, бухгалтерскими вопросами, потом стал участвовать в организации кинопроизводства. Как-то, когда я высказал какое-то предложение (с моей точки зрения – очень хорошее) автору сценария (человеку пожилому, с большим киноопытом), он мне сказал: "А какое вы имеете право мне советовать?!" Я подумал – действительно – какое? И чтобы получить это право поехал и поступил во ВГИК на сценарный факультет.
2. Мне кажется, что у каждого времени есть свои поэты и герои. Они отличаются лишь разным опытом страдания.
3. Я обычно посылаю кассету в отборочную комиссию по почте на любой фестиваль мира. За исключения случаев, когда отборщики сами меня находят.
4. Снимать игровое кино про "реальную" жизнь мне никогда не хотелось. Реальность обрыдла. Я перестал смотреть телевизор – чтобы не видеть эти "истории из жизни". Большинство сценариев можно просчитать с первых трех страниц. Игровое кино – это ВОЛШЕБНОЕ искусство! Меня влечет иная реальность. История должна быть очень простая, а мир – не совсем знакомый. Это мне интересно. История засверкает незнакомыми гранями.
1. Алексей, расскажите, откуда вы черпаете вдохновение, что вами движет при создании ваших фильмов?
2. Готовы ли вы снимать фильм по чужому сценарию?
3. Какую роль в съемках играет ваша съемочная команда?
1. Андрей, не поверите – из книг и из жизни!) А движет желание сделать фильм по прекрасному сценарию. Если сценарий плохой – то вообще не движет. Но мне очень везло со сценаристами!
2. Я чаще снимаю фильмы по чужим сценариям.
3. Основную! Кино – искусство коллективное. Без команды я писал бы рассказики.
Добрый день Алексе! Поздравляю вас с успехом на Венецианском фестивале, буду с нетерпение ждать проката вашего фильма в России.
Вопрос у меня такой, какие книги вы можете мне посоветовать прочитать как начинающему режиссеру?
Артем, добрый день! Спасибо за поздравления! Читайте великих режиссеров – Эйзенштейна, Эфроса, Тарковского, Феллини…
Здравствуйте Алексей!
Я думаю, что если запретить Голливудское кино в нашей стране, то Российское кино быстро возродится. Как Вы считаете?
Здравствуйте Олег! Думаю, что если перестать сажать заграничную картошку – репа все равно сама не народится.
Добрый день, Алексей!
С призом Вас, спасибо за "Первых на Луне"!
Наверное для ближайшего времени вопрос о возрождении - риторический. Скажите, каково на Ваш взгляд сейчас качество образования в российских кинематографических вузах, таких как ВГИК, ВКСР, и т.д. Затронул ли их кризис высшего образования?
Спасибо.
Спасибо Вам! Да, затронул, и очень. Качество образования падает, как и в других отраслях. Мастера неохотно идут на преподавательские должности – престиж этой работы не такой высокий, каким он был раньше. Есть, конечно, и прорывы – например курсы Марины Разбежкиной! Уникальный мастер и преподаватель – после всего годичного обучения выходят режиссеры со своим, свежим взглядом на кино, на жизнь.
Здравствуйте!
Вот эта фраза: "российские фильмы с завидной периодичностью получают призы на международных кинофестивалях" в котексте вопроса "Ждать ли возрождения российского кино?" - что она означает, по Вашему мнению?
Что появились режиссеры, достигшие уровня или обещающие уровень Эйзенштейна, Чухрая, Козинцева, Тарковского? Или то, что призов и номинаций в рамках междурародных фестивалей стало больше, чем пару десятилетий назад? И еще вопрос, личный: Вы бы не могли назвать (просто имена, без "потому, что...") кинорежиссеров, 5-6, (отечественных или зарубежных - неважно), которые произвели на Вас наибольшее впечатление как учителя?
Спасибо
1. "Ждать ли возрождения российского кино (спорта, образования…)" - вопрос скучный. Я считаю, что если есть у страны в год 3-5 фильмов, получающих призы на главных смотрах планеты – то кино как искусство живет и живет неплохо. А такое количество хороших фильмов мы имеем.
2. Без сортировки "по ранжиру": Такеши Китано, Георгий Данелия, Рой Андерссон, Пьер Паоло Пазолини, Алексей Герман, Карлос Рейгадас, Александр Довженко, Сергей Эйзенштейн...
Здравствуйте Алексей!
Какие современные российские фильмы вы могли бы выделить в качестве "примера для подражания" (то есть как надо снимать)? Какие современные российские фильмы вам особенно нравятся?
Скажите, кто для Вас авторитет в совестком и российском кино?
У кого Вы учитесь снимать кино?
Здравствуйте! Подражать не стоит вообще. А поучиться можно у многих – у Алексеев Германов, Бориса Хлебникова, Андрея и Ильи Хржановских, Александра Петрова, Алексея Попогребского, Светланы Проскуриной, Сергея Лозницы, Александра Сокурова (опять же, "без ранжира")…
Какие на ваш взгляд фильмы вы считаете лучшими в истории советского кино?
Очень люблю советские фильмы – могу назвать многие десятки "лучших". Недавно заказал на OZON.ru кучу фильмов 1930-х, 1950-х годов – буду пересматривать!
Здравствуйте, Алексей!!!
Поздравляю Вас с успехом "Овсянок" в Венеции!!!
У меня есть несколько вопросов, с Вашего позволения:
1) Как Вы думаете, если бы сейчас наш кинематограф перешел БЫ вновь на полностью государственное финансирование (ну вот такая утопия), выиграл бы он от этого? Ведь если снимать до нескольких сотен фильмов в год, как это было в СССР, хоть десяток был бы достоин любви зритилей и критиков?
2) Можно ли с уверенностью сказать, что европейские кино-биеннале - всего лишь фикция для продвижения кино в массы?? Ведь, по сути дела, это форумы независимого, авторского кино, арт-хауса, если хотите, а они всегда проигрывают Голливуду в зрелищности и массовости, хоть и являются "умным кино"??
3) Как Вы считаете, есть ли сейчас в России, да и в мире, актеры-универсалы, которые могут сыграть как Гамлета, так и Бальзаминова (это просто пример)? Или в современном кино легче бить в одну, уже ставшую прибыльной, болевую точку, на которую наверняка отреагирует зритель???
Леша, спасибо большое!
1. При любой системе финансирования процент хороших фильмов примерно одинаков – процентов 10!
2. Действительно, продвижение нового кино на рынок - это одна из задач кинофестивалей. Но есть и иные задачи – смотр новых высказываний, новых фраз киноязыка. Обмен опытом.:-) Образование!
3. Есть, но немного. Использовать старые штампы (если за них хорошо платят) действительно проще. И трудно в этом винить актеров – рынок. Но я в кино возьму, конечно, другие лица.
Здраствуйте примите поздравления). Согласитесь ли вы с мнением что нехватка финансирования и фантазии снять хороший фильм проблема в нашей стране, я не говорю об государственном, унас нет крупных серьезных брендов-компаний. У нас нет собственных мощных киностудий, как 20 век фокс, Универсал пикчерс, мы не можем снять масштабный фантстический фильм как звездные войны, аватар, терминатор, властелин колец, Хроники Нарнии и др, или как исторические Александр Македонский, Троя. Снимают одни боевики, про милицию, армию. Может все-таки стоит поучиться у голивуда имено учиться у него а не копировать снего! Удачи вам дальнейших творческих работах и чтобы они были шедеврами)
Спасибо! Согласен с Вами.
Какой период вы считаете расцветом российского кино, чтобы задать ориентир для возрождения? Может быть было бы правильно задать вопрос: "Ждать ли возрождения СОВЕТСКОГО кино?" Можно ли дать на этот вопрос положительный ответ, учитывая изменение ценностей общества с общественного на частное, с альтруизма на эгоизм?
Лучшие образцы кино, снятого в советское время – безусловный феномен, значимая часть мирового кинематографа. Но у каждого времени свое кино. Глупо спрашивать "Ждать ли возрождения итальянского неореализма?" Зачем?
Здравствуйте!
Как по-вашему, есть ли место искусству в коммерческом кинематографе? Если да, то тот же вопрос, но уже про российское массовое кино.
Кстати, могли бы вы назвать несколько отечественных картин последнего десятилетия, нашедших дорогу к широкому зрителю, которые лично Вам понравились?
Безусловно! "Однажды в Америке" и "Криминальное чтиво", "Крестный отец" и "Аватар" - это ИСКУССТВО!!! У нас еще не случилось, но непременно случится!
Уважаемый Алексей, в свете данной темы интересно Ваше отношение к Утомлённым солнцем 2или мега-хитам Бондарчука. А также к совершенно дикой теме государственного финансирования кино.
Отношение простое – каждый художник имеет право на неудачу. Запинывать его за это, как минимум, некрасиво. У режиссера к системе финансирования отношение отрицательное - когда его нет, и положительное – когда оно есть. У меня – пока нет. :-)
Алексей, вопрос простой: Умерло ли детское кино?
Думаю, что кино из нашего детства будет интересно и "новым" детям, но так снимать больше никогда не будут. Слишком изменилось время, кино стало совсем другим. Попытка поженить голливудское кино для детей и русскую сказку пока обернулась неудачей. Подождем. Будет что-то новое!
Здравствуйте Алексей!
Поздравляю вас с успехом на Венецианском фестивале.
1. Скажите, пожалуйста, какого жанра сценарий мог бы Вас заинтересовать?
2. В нашей стране много начинающих сценаристов, подскажите, пожалуйста, куда можно присылать сценарии?
Виктория, спасибо!
Сценарий может быть любого жанра, если он "хороший", небанальный, свежий, смелый!
Во все продюсерские компании (не забудьте об авторских правах – подстрахуйтесь).
Можно ли и как послать Вам идею сценария по программе "возрождения российского кино"?
Можно!
Не кажется ли Вам, что тема "возрождения РОССИЙСКОГО кино" — изначально тупиковая, ввиду своей никому не нужной на данном этапе местечковости?
Конечно, в российском кино есть фигуры, которые по-прежнему делают хорошее, правильное, настоящее кино (мне нравится Сокуров, но я не настаиваю...)
Но эти фигуры, IMHO, давно уже не российские (а также не американские, не азиатские, и не индийские) — это просто люди, стремящиеся, в меру собственных сил, делать что-то, достойное кино как жанра искусства.
Не пора ли спасать сам жанр, отрешившись от его национальной принадлежности?
Совершенно с Вами согласен! Снимать надо не "российское" кино, а "хорошее" кино. А люди потом с национальностью разберутся! :-)
А есть ли будущее у коммерческого кино?
Конечно! И огромное.
Приветствую, Алексей! Примите искенние поздравления. У меня к вам очень простой вопрос: каким вы видите уровень отечественного кинематографа через 5 лет? А через 10?
Здравствуйте! Я не знаю, никогда не задумывался об этом. Я знаю, что бы я хотел делать через 5 и через 10 лет – снимать кино! :-)