Быстрая доставка новостей прямо в ваш Telegram

Михаил Фихтенгольц, начальник отдела перспективного планирования Большого театра

Пресс-конференция
12.10 11:35
Михаил Фихтенгольц. Фото из личного архива.
Михаил Фихтенгольц. Фото из личного архива.

Михаил Фихтенгольц, начальник отдела перспективного планирования Большого театра

Как изменится репертуар Большого театра?
2009-й стал для Большого театра годом перемен. Худрук балетной труппы Алексей Ратманский не стал продлевать контракт с ГАБТ, оставшись лишь на должности приглашенного хореографа и пообещав ставить по спектаклю в год. На его место пришел Юрий Бурлака; кроме того, в Большой вернулся Юрий Григорович. Летом о своем уходе объявил Александр Ведерников, музыкальный руководитель и дирижер Большого. В преддверии нового сезона музыкальным руководителем был неожиданно назначен петербуржец – композитор Леонид Десятников. Как эти изменения проявятся в новом сезоне? Смогут ли пять приглашенных дирижеров компенсировать отсутствие главного? Какие сюрпризы и новшества готовит Большой для своих поклонников? На эти и другие вопросы читателей Ленты.ру ответил Михаил Фихтенгольц, начальник отдела перспективного планирования репертуара Большого театра.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Алексей [05.10 17:37]

Михаил, расскажите, пожалуйста, в чем собственно, состоят функции вашего отдела? Грубо говоря, кому вы начальник? Разве перспективное планирование - это не задача художественного руководителя?

Перспективное планирование – это не только и не столько задача художественного руководителя. Конечно, художественный руководитель дает определенные идеи, вектор направления. Их просто можно изложить на бумаге, но ведь затем эти идеи нужно реализовывать в определенном контексте. У театра есть свой темп жизни, свой стиль работы, театр - это сочетание усилий огромного количества людей и это очень сложный механизм, понять который художественному руководителю как человеку творческому нельзя за один день, а часто и за один год.

Поэтому те идеи, которые даются художественными руководителями театра и Анатолием Геннадьевичем Иксановым, а также идеи крупнейших певцов или дирижеров, которые сотрудничают с театром на постоянной основе, стекаются в отдел перспективного планирования, после чего возникает план работы на несколько лет вперед: на 5 и даже на 10 лет. Также моя функция состоит в том, чтобы оценивать репертуарную стратегию театра не только изнутри, не только глазами тех людей, которые в нем работают, но и со стороны, в сопоставлении с другими оперными театрами в Москве, затем - более широко – в России, потом – еще более широко - в Европе, и наконец – во всем мире, чтобы у Большого театра была своя "траектория полета", своя стратегия развития, которая бы не повторяла слепо чью-то другую и, в то же время, была бы логичной и обоснованной.

Игорь [05.10 17:39]

Александр Ведерников в свое время обещал много всего. Абонементы на концерты оркестра есть, но были обещаны общие абонементы в Большой, значительное расширение репертуара и так далее. Вы какие-то из этих планов намерены реализовывать?

Да, конечно, думаю, что абонементная система продажи спектаклей будет осуществляться, когда уже будут одновременно работать и основная, и Новая сцена Большого театра. Сейчас это слишком сложно, это слишком ответственная и комплексная задача, чтобы решать ее на скорую руку. Кроме того, на данный момент, театр, безусловно, очень ограничен жизнью на одной сцене, куда были перенесены лишь некоторые спектакли с основной сцены, в связи с чем, в частности, в опере, возникла ситуация репертуарного голода, потому что список названий тех опер, которые сейчас идут, очень невелик. Учитывая то, что опера и балет постоянно "толкаются" в одном пространстве – количество премьер, которые могли бы расширить репертуар, тоже ограничено.

Репертуар будет расширяться за счет увеличения количества премьер, начиная с 2011 года. Кроме того, на год раньше мы планируем постепенно запустить цикл опер в концертном исполнении, что, я думаю, будет интересно и публике, и оперной труппе театра. В отношении балета можно сказать, что балетная жизнь, в принципе, более интенсивна. Так или иначе, примерно четыре, а иногда и пять новых названий будут ежесезонно появляться в творческом активе балета, что, в принципе, уже достаточно много.

Анна [05.10 13:23]

Уважаемый Михаил!

Вы зовете актуальных хореографов и композиторов, а кого из новых режиссеров и художников стоит ожидать?

В отношении композиторов лишь напомню, что один из самых интересных российских авторов сейчас занимает должность музыкального руководителя театра, а именно - Леонид Десятников. Много новой музыки будет звучать в балетных постановках. Возвращаясь к опере, могу сказать, что в ноябре 2010 года впервые в России и в мире будет осуществлена в концертной версии опера современного французского автора Филиппа Фенелона "Вишневый сад" по Чехову, в рамках года Франции в России. Плюс - те дирижеры, которые будут постоянно сотрудничать с театром (и уже сотрудничают), такие, как Александр Лазарев, Владимир Юровский, Теодор Курентзис – они также планируют в рамках симфонических абонементов представлять публике какие-то раритетные опусы. Так что с новой музыкой все достаточно интересно и насыщенно. В отношении хореографов я могу сказать, что помимо классиков хореографии 19 и 20 века, таких, как Петипа (если брать 19 век), Ролан Пети и Кеннет Макмиллан (если брать 20 век), впервые в репертуаре Большого театра появятся работы Уильяма Форсайта, а также еще одного чрезвычайно интересного хореографа – англичанина Уэйна МакГрегора. Также я хотел бы упомянуть мировую премьеру балета выдающегося французского хореографа Анжелена Прельжокажа "Апокалипсис", которая намечена на сентябрь 2010 года.

Наталья [05.10 19:30]

Уважаемый Михаил!

В последнее время немало молодых российских певцов успешно работают на Западе, будучи практически или совсем неизвестными у себя на Родине. Думаю, их имена вам известны. Планируете ли вы приглашать кого-нибудь из них петь спектакли в Большом?

Да, конечно, планируем. Помимо того, что с театром уже постоянно сотрудничают такие замечательные певцы, как Василий Ладюк, Андрей Дунаев и Роман Шулаков, в самое ближайшее время (уже в этом сезоне) ожидаются дебюты замечательных молодых певцов – Альбины Шагимуратовой, Дмитрия Варгина, Павла Кудинова, Алексея Тихомирова. Также несколько позже в Большом появятся такие певцы, как Екатерина Лёхина и Константин Горный. Так что работа в этом направлении, конечно же, ведется, мы понимаем всю серьезность ситуации и, естественно, считаем, что Большой театр должен собирать на своей сцене лучшие русские голоса, как в спектаклях текущего, так и премьерного репертуара.

Владислав [02.10 15:46]

Добрый день!

Самая громкая премьера нынешнего сезона - это "Воццек" А. Берга. Что из классики модернизма вы ещё собираетесь ставить? Я также читал, что Т. Курентзис предложил Большому свои услуги в качестве постановщика "Дон Жуана" В. А. Моцарта. Это правда? Если да, то кто, на Ваш взгляд, мог бы исполнить заглавную партию? Одного исполнителя мы знаем все - это Д. Хворостовский. Есть ли ещё кто-нибудь достойный. А то как-то укоренился стереотип, что "русские не умеют петь Моцарта"... Кроме того, Л. Десятников сказал, что "в оперном театре должно быть много Верди". Что из Верди вы собираетесь ставить, и собираетесь ли?

Спасибо!!

"Воццек" Берга – это своего рода проба пера, несомненно, очень рискованная, потому что это сочинение никогда не ставилось в Москве. Думаю, что для московской публики, как и для исполнителей, это будет определенная задача – правильно воспринять эту музыку, понять ее и как-то уместить в своем сознании. Потому что, в принципе, до недавнего времени, вкусы московской публики были консервативны, за пределы опер Верди и Чайковского они не распространялись. Надеюсь, что "Воццек" Берга поменяет ситуацию.

В следующих нескольких сезонах мы возвращаемся к классическому репертуару, но не просто к каким-то хрестоматийным названиям, а как раз к тем операм, которые либо давно не звучали на сцене театра, либо не звучали там никогда, как, например, "Кавалер розы" Штрауса или "Дон Жуан" Моцарта, который последний раз исполнялся в 1955 году, и так далее.

Хорошо это или плохо, но ситуация такова, что мировое оперное наследие было освоено Большим театром довольно фрагментарно, например, на данный момент в репертуаре театра отсутствуют целиком и полностью оперы Вагнера, оперы Рихарда Штрауса, есть всего одна опера Моцарта, вообще нет оперы барокко, французская опера представлена исключительно "Кармен".

Это очень серьезные проблемы, и поэтому, конечно же, в первую очередь, хотелось бы обратить внимание на корпус классических произведений, что, однако, не мешает нам думать о том, чтобы впоследствии исполнять оперы ныне живущих авторов или даже заказывать оперы, как это делают многие ведущие оперные театры мира. А из следующих таких опытов я могу опять упомянуть "Вишневый сад" Филиппа Фенелона, который прозвучит в концертном исполнении, затем перейдет на сцену парижской оперы уже в сценическом варианте, а дальше мы посмотрим - если это будет удачная работа, вполне возможно, что мы возьмем ее себе в репертуар в виде спектакля.

Это действительно правда, Теодор Курентзис будет музыкальным руководителем и дирижером "Дон Жуана", постановка намечена на конец октября 2010 года, это станет возвращением выдающегося российского театрального режиссера Анатолия Васильева в Москву и его первой оперной работой на территории России. (До этого он уже ставил оперу "Пиковая дама" в оперном театре Веймара.) Что касается заглавной роли в "Дон Жуане" – сейчас я пока не готов ответить на этот вопрос, на данный момент мы заняты поиском исполнителя, кастингом, я думаю, что будет логичнее вернуться к этому вопросу где-то через полгода.

На данный момент в театре идут оперы "Макбет" и "Набукко", которые будут активно присутствовать в нашем репертуаре. Затем, с открытием основной сцены, мы собираемся восстановить замечательный классический спектакль Джорджо Стрелера "Фальстаф", также думаем о некоторых операх Верди в концертном исполнении, а в более отдаленной перспективе о постановке "Риголетто".

Kaz [03.10 17:49]

Добрый день!

Может быть, вопрос не по адресу, но не знаю кому задать.

Вот уже несколько лет Метрополитэн Опера (Нью-Йорк) транслирует свои оперы через аппаратуру высокого разрешения и спутники на всю Северную Америку, Европу и Японию. Оперы слушают и смотрят в реальном времени более 60 тыс. человек одновременно. Не планируется, что-либо подобное и в Большом, особенно балеты. Это ведь и совсем неплохие деньги, которые театру очень нужны.

Спасибо.

В перспективе, конечно, очень бы хотелось, но на данный момент нужно осознавать, что ни в техническом отношении, ни в чем-то даже в творческом отношении мы к этому пока не готовы. Все-таки логичнее было бы начать развивать эту историю, когда откроется основная сцена. Помимо этого направления, мы будем развивать детские проекты и программы по работе с молодежью.

Анна [03.10 00:23]

Здравствуйте!

Когда откроют старую сцену, увидим ли мы там старые постановки Евгения Онегина, Пиковой дамы и Бориса Годунова? С ужасом думаю, что их заменят на новые.

Заранее спасибо!

Мы планируем капитальное восстановление "Бориса Годунова" в классической поставке Леонида Баратова. Что касается "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы", могу сказать, что они будут идти в тех версиях, в которых они представлены на Новой сцене – это спектакли Дмитрия Чернякова и Валерия Фокина.

Алексей [03.10 19:45]

Уважаемый г.Фихтенгольц! В репертуаре театра отсутствуют такие хитовые оперы, как "Травиата", "Риголетто", "Аида", "Фауст","Свадьба Фигаро" на которые чаще всего ходил зритель в советские времена и на которые можно пригласить зарубежных солистов. За годы управления театром г. Ведерникова была нарушена традиция начинать сезон с оперы "Иван Сусанин". В планах на ближайшие сезоны постановки этих опер не значатся. Но, в частности, на "Евгении Онегине" Дмитрия Чернякова театр полупустой. По моим наблюдениям, больше всего народы хоидт на "Иоланту" и "Царскую невесту", потом идут "Тоска" Покровского и "Золотой Петушок" Анисимова. Не кажется ли вам, что театр просто не окупает себя?

Для начала хотелось бы сказать, что театр в принципе не может себя окупать и не окупает себя нигде в мире, потому что для того, чтобы театр окупался за счет кассовых сборов, средняя стоимость билета должна составлять от 400 до 500 долларов.

Что касается наиболее популярных названий, здесь я могу возразить - в репертуаре театра присутствуют и "Евгений Онегин", и "Пиковая дама", и "Царская невеста", это если взять только русские оперы, на которые зритель традиционно ходил и продолжает ходить. А сведения о том, что на "Евгении Онегине" зал полупустой, тоже неверны, это один из самых кассовых спектаклей Большого театра и самый востребованный — его уже показывали в Париже, Токио, Милане, Любляне и еще окажут в Пекине, Лондоне и Мадриде. Что касается перечня западноевропейских названий, то мне кажется, настал правильный момент немного пересмотреть репертуарную политику театра и начать активно образовывать публику, а не только предлагать ей то, что она на самом деле и так уже знает. Как я уже сказал, в театре планируется довольно много Верди, сейчас идут четыре оперы Пуччини: "Богема", "Турандот", "Тоска" и "Мадам Баттерфляй". Эти названия вряд ли у кого-то повернется язык называть непопулярными. Из Моцарта мы будем делать "Дон Жуана", и спорить о том, популярнее ли "Свадьба Фигаро" "Дон Жуана", мне кажется не очень логичным.

Алексей [03.10 20:03]

Уважаемый господин Фихтенгольц.

Уже ни для кого не секрет, что в оперной труппе Большого театра наряду с высокопрофессиональными певцами, такими, как Анна Аглатова, Мария Гаврилова, Евгения Сегенюк, Максим Пастер, Вячеслав Почапский, Владимир Маторин, есть и певцы, которые не справляются со своими партиями, в том числе двое исполнителей партии Набукко, например, из четырёх. Отрадно осознать, что и администрация театра - в вашем, конечно же, лице, начинает это признавать. Планируется ли приглашение звёзд мировой оперы, того полёта, что вы приглашали на абонементные концерты в БЗК, на рядовые спектакли, например Макбет, Набукко, Тоска?

С уважением и надеждой на ответ.

Конечно же, мы планируем приглашать интересных исполнителей из России и из-за рубежа в спектакли текущего репертуара, что, я думаю, будет интересно всем, в первую очередь – публике, но также и исполнителям. Если творческому коллективу задается какая-то высокая планка, то к ней все начинают стремиться, что, безусловно, очень хорошо. Кроме того, новую струю в жизнь театра внесет только что открывшаяся Молодежная оперная программа, в рамках которой молодые и талантливые певцы будут готовиться к выступлениям на сцене Большого.

Охромин [04.10 21:01]

Уважаемый господин Фихтенгольц,

согласно этой ссылке:

http://www.bolshoi.ru/ru/theatre/orchestra/invit_personnel/detail.php?act26=info&id26=865

Юрий Темирканов формально является главным приглашённым дирижёром Большого театра. Так ли это на самом деле? Поскольку официальное заявление о расторжении или окончании контракта Юрия Хатуевича с Большим театром (если это имеет место) нигде опубликовано не было, почему его имя никак не упоминается в связи с будущими проектами театра? Его имя также не было включено в "пятёрку" дирижёров: которые будут сотрудничать с театром. Пожалуйста, поясните ситуацию.

Насколько мне известно, контракт с Юрием Хатуевичем истекает в самом недалеком будущем, на данный момент никаких конкретных договоренностей о будущей работе с ним нет. Что, однако, не исключает таких возможностей.

Ирина [06.10 00:41]

Уважаемый г-н Фихтенгольц!

1. Будет ли иметь продолжение похвальное начинание - размещение на сайте театра афиши на весь сезон?

2. Пока нет афиши хочу спросить, когда на сцене появится "Пиковая дама" c дирижером М. В. Плетневым? И "Леди Макбет Мценского уезда" с Г.Н. Рождественским? А "Кармен" с Ю. Х. Темиркановым мы еще услышим?

3. Планируется ли пригласить М. А. Гулегину - в репертуаре театра есть и "Тоска" и "Набукко", а ее Тоска и Абигайль знамениты на весь мир.

4. Отклоняясь от темы репертуара, хочу попросить Вас попытаться повлиять на качество работы команды, обеспечивающей т.н. "подзвучку" - часто во время оперы суфлера в зрительном зале слышно так же отчетливо, как певцов!

Много вопросов уже задано другими - и о сохранности великих постановок ГАБТ, и о традиции открывать сезон оперой Глинки, и о приглашении в спектакли театра оперных звезд, и о Главном приглашенном дирижере...

5. Присоединясь к ним, и мне хочется надеяться, что "Золотой петушок" Ансимова устоит под натиском сиюминутности!

А Вам я желаю успеха в Вашей работе на благо любителей оперы и ГАБТ.

1. Мы будем стараться планировать афишу премьерных спектаклей и спектаклей текущего репертуара как можно более полно, на как можно более длительный срок. Это очень хороший вопрос. В принципе, я думаю, что зритель должен иметь возможность сильно загодя знать, какие спектакли ему предлагают, чтобы заранее побеспокоиться о билетах.

2. "Пиковая дама" с дирижером М.В. Плетневым появится на сцене в июне 2010 года.

3. На данный момент мы не ведем переговоров с госпожой Гулегиной.

4. Суфлеры и подзвучка - это две разные вещи, подзвучка на оперных спектаклях Большого театра не используется. В отношении суфлеров – спасибо за это замечание. Мне кажется, что это, конечно, нужно будет учесть на будущее.

5. "Золотой петушок" в той постановке, в которой он есть, будет идти этот сезон и последний раз будет показан в начале следующего сезона, после чего опера будет снята с репертуара и заново поставлена режиссером Кириллом Серебренниковым. Это не случайно, потому что во многом обаяние и магия этого спектакля были связаны с именем того дирижера, который его делал, а именно Евгения Светланова. Поскольку Евгения Федоровича уже несколько лет как нет в живых, и спектакль перекочевал в категорию утренних, на которые ходит в основном детская аудитория, мы посчитали возможным и даже необходимым рассмотреть вариант нового режиссерского прочтения этой оперы.

Обсудить