Николай Фоменко, президент Marussia Motors и инженерный директор Marussia Virgin
Сможет ли российская команда Формулы-1 преодолеть кризис? Сезон 2011 года в Формуле-1 близок к экватору. Пока чемпионат складывается для российской команды Marussia Virgin не совсем так, как планировали ее руководители. Автомобили, построенные под руководством технического директора Ника Уирта, зачастую не позволяют пилотам Тимо Глоку и Жерому д'Амброзио пробиться даже в двадцатку сильнейших в квалификациях, а в гонках ни один из них так и не набрал зачетных очков. В результате конюшня приняла решение отказаться от услуг британского инженера, в ближайшее время команду ждут и другие преобразования. Какие именно шаги будет предпринимать руководство коллектива для выхода из кризиса? Какие задачи стоят перед Marussia Virgin на окончание этого и последующие сезоны? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил президент Marussia Motors и инженерный директор Marussia Virgin Николай Фоменко.Какое место в Кубке Конструкторов планирует занять Marussia Virgin по итогам этого сезона?
С помощью чего Marussia Virgin сможет конкурировать со "вторым потоком" команд Формулы-1: Lotus Renault и Mercedes?
1. Конечно, мы будем бороться за десятое место. Из последних сил, как бы сложно это ни было.
2. Я об этом уже много раз говорил, но еще раз повторю: спрашивать конкретно с меня как с главы департамента инжиниринга можно будет только в следующем году, поскольку сейчас я только исправляю то, что мы получили. В следующем году ответственность будет в сто раз больше, потому что это будет уже целиком наш проект, наша работа. И вы ее увидите. Не хочу заниматься прогнозами, но скажу: мы в гонках для того, чтобы выигрывать.
Добрый день, Николай!
Означает отказ от услуг Ника Уирта то, что команда решила перейти на более традиционные для Формулы-1 средства разработки и доводки болида? Какие сложности возникают при этом, ведь ранее использовались только средства вычислительной гидродинамики, соответственно необходимы новые специалисты, перестановки, и расширение штата.
Спасибо!
Эта популистская теория. Она ошибочная. Еще раз хочу подчеркнуть: если бы публика глубоко разбиралась в вопросе, то, наверное, вы бы знали, что FIA ограничивает CFD на отметке 40 терафлопс. Без сомнения, если бы это было 120 или 380 терафлопс, то никакой необходимости в аэродинамической трубе, конечно, и не было бы. Это очевидно. Никто не пренебрегает CFD - все с ней работают. Но в тех условиях, которые есть сейчас (при 40 терафлопс ограничения), все полученные результаты нужно проверять в аэродинамической трубе. Опять же хочу подчеркнуть, что та работа, которая уже проделана нашими инженерами, является для нас огромным багажом. И забывать об этом нельзя. Нет таких понятий, как "традиционные" или "нетрадиционные" методы разработки. Все работают одинаково, просто у кого-то не было возможности пользоваться трубой, а у кого-то она есть. Вот и все.
Николай, добрый день! Спасибо за то что Вы делаете.1. Как по Вашему мнению отразится новый регламент 13го года на расстановке сил между командами, пойдет ли он явно кому то на пользу или наоборот усугубит положение?
2. И еще... Очень хотелось бы побывать на каком нибудь гран при, Вы случайно не приглашаете Ваших верных болельщиков?)). Спасибо.
1. В истории Формулы-1 было так много изменений... На сегодняшний день вопрос о том, каким будет новый регламент, окончательно не решен, и мы только в июле получим ответы. Что это будут за моторы и как они будут выглядеть, пока говорить рано. Но я скажу, что в любом случае технический опыт ФИА настолько велик, что интерес будет только повышаться.
2. У нас скоро будет запущена большая программа по работе с болельщиками, мы начнем пропагандировать Формулу-1 на очень серьезном уровне, пока мы просто не успеваем заниматься всем сразу - сначала нам нужно построить автомобиль, потом привести русского гонщика в нашу команду и так далее и тому подобное. Но одновременно с этим мы, конечно, будем заниматься (и уже занимаемся) болельщиками, потому что для них мы по сути и работаем. Будем заниматься организацией конкурсов, программ. Все это обязательно будет.
У нас появилась группа "ВКонтакте", и к Гран-при Великобритании появится русский сайт. В "ВКонтакте" также есть несколько неофициальных фанатских групп - мы очень благодарны ребятам, которые сами этим занялись, будем не только их всячески поддерживать, но и официально там присутствовать - с конкурсами, опросами, с эксклюзивными интервью. А в нашем твиттере мы сообщаем самые горячие новости, прямо из гаража во время квалификации и гонок.
Добрый день!
Испытываете ли вы разочарование от сложившейся ситуации? Нет желания плюнуть на все и забросить? Или это для вас рабочий момент, требующий концентрации сил и поиска оптимального решения неизбежно возникающих проблем?
Ну это просто смешно. Даже не хочется отвечать на такой вопрос. Но я еще раз объясню. Мы сейчас полностью меняем структуру команды, системный подход. Он был другой. Могу сказать, что обычно та команда, которая работает на выезде, и та команда, которая на базе, - это две разные структуры. Те, кто создает машину, чаще всего непосредственно на гоночный процесс не влияют. И наоборот. Мы же сейчас очень серьезно углубились в технику. Из-за того что машина у нас неважная, нам приходится делать все возможное и невозможное, чтобы она попадала в 107 процентов. Но мы довольны прогрессом. Скажем, даже на таком треке, как в Канаде, несмотря на дождь, мы выглядели неплохо. Если бы не поломки, которые у нас были, мы могли бы оказаться совсем близко к десятке.
Николай, привет вам из Беларуси! Мы тут восхищены вашими достижениями и в области автомобилестроения, и в Формуле-1. Желаем вам дальнейших успехов и прогресса во всех начинаниях. Вопрос такой: не хотите сделать гоночную моно-серию на автомобилях Marussia, еще более доступную, чем Lada Granta, чтобы люди со всего СНГ могли заплатить денюжку и арендовать машину (и персонал) на любое количество этапов? Отличная реклама авто, возможно, кто-то и из участников захочет приобрести Марусю, да и показатель надежности. Те же Лады пока совсем ненадежны. Спасибо
Да, это будет сделано. Просто не все сразу - нельзя разорваться и заниматься всем подряд. Но, конечно, организация Marussia Supercup есть в наших планах.
Здравствуйте Николай. Прежде всего спасибо Вам и всем людям, которые сделали возможным появление команды под Российской лицензией.
Вопрос: существуют-ли вакансии в MVR? Можно ли устроиться на работу в вашу команду? И что для этого нужно?
Николай, добрый день! Спасибо вам за продвижение автоспорта! А можно ли устроиться к вам на работу?
Здравствуйте,Николай. Есть ли возможность для российского программиста и ярого поклонника формулы1 устроиться на работу в Marussia Virgin?
Вы знаете, в гоночном мире не так много профессионалов. И вакансии есть всегда. Но, к большому сожалению, я убежден, что наши соотечественники пока не готовы к работе в Формуле-1.
Скажу так, в Marussia Motors сейчас работает тридцать механиков, и постепенно многие из них будут переходить в нашу команду здесь. Но! Все эти люди - я хочу это оcобо отметить - уже имеют от трех до десяти лет опыта работы в европейских гоночных чемпионатах: в младших формулах, в европейском и в мировом Туринге - это достаточно серьезная подготовка. Для того, чтобы работать у нас, нужно долго и тяжело учиться.
После увольнения Ника Уирта в команде образовался некоторый вакуум, активно ходят слухи что разработкой новой машины к сезону 2012 года будет заниматься Пэт Симондс. Вы можете подтвердить эту информацию? Если это правда, то очень надеюсь на прогресс машины в следующем году, потому как Симондс отличный специалист.
Могу только сказать, что после ряда консультаций с нашим техническим партнером команда действительно решила взять на себя полную ответственность за свое дальнейшее развитие. Что касается Пэта Симондса, то он является нашим консультантом и, как известно, до конца 2012 года будет таковым оставаться. Конечно, мы ведем большую работу над машиной и используем весь опыт, знания и ресурсы, к которым у нас есть доступ.
Здравствуйте Николай,
спасибо за возможность задать вам вопросы, их у меня будет три.
1. Первый непосредственно о машине. Кто возглавит создание новой машины Marussia? Так уж повелось, что даже в Формуле-1 конструкторов-гениев не так уж много, и имена их у многих на слуху.
2. Второй - считаете ли вы, что мотор Cosworth позволяет бороться за высокие места? Возможна ли смена поставщика двигателей на следующие сезоны?
3. Третий вопрос уже из любопытства - насколько наша эта команда? Какова структура её собственников?
Заранее спасибо!
С уважением, Павел Чернов.
2. Сегодня я не могу ответить на этот вопрос, потому что это закрытая информация.
Николай, есть ли в обозримом будущем у команды перспектива перейти на самоокупаемость за счет привлечения спонсоров? Или цель прихода в Ф1 имиджевая, для поддержки продаж гражданских машин? Чувствуется ли уже эффект от участия в Ф1? Изменилось ли отношение клиентов?
В чем отличие Вашего прихода в Ф1 от Алекса Шнайдера?
Конечно, мы думаем, что в конце концов это станет бизнесом и будет приносить доход. Мы надеемся, что российские компании обратят на нас внимание как на платформу для возможного ведения бизнеса по всему миру, потому что Формула-1 и есть та самая платформа, которая позволяет компании подниматься и развиваться. И, естественно, для нас очень важно, чтобы бренд Marussia с помощью Формулы-1 становился все более и более серьезным.
Пока мы идем только в гору. Сначала Франкфуртский автосалон, потом начало сотрудничества с Cosworth, приход в Формулу-1. Мне кажется, все это демонстрирует серьезность наших намерений, и я надеюсь, что в глазах публики мы выглядим серьезно. В любом случае дороги назад у нас уже нет.
Доброго Вам здоровья и многих славных дел, Николай!
1. Насколько удалось привлечь для создания полноценной РОССИЙСКОЙ команды F1 именно наших, Российских спонсоров? Какова сейчас их доля в общей "копилке" вкладов? Предлагаю организовать специальный общероссийский фонд MVR для привлечения средств, с клубами-филиалами в регионах, Ваше отношение к этому?
2.Насколько возможен реальный конструкторский прорыв для создание конкурентной новой модели MVR сезона 2012 года и далее (с учётом регламента F1)? Что для этого, как Вы считаете, просто необходимо "воплотить в железо", а что можно пока оставить "на потом"?
1. Российских спонсоров - пока никого. Но повторюсь: мы надеемся, что на нас обратят внимание, что кому-то это будет интересно. Нам, конечно, очень хочется нести на бортах своих автомобилей не наклейки компаний из Саудовской Аравии, а логотипы российских фирм. Чтобы всем было понятно, что наша страна и наш бизнес такие же открытые и такие же современные, как и у всех наших западных партнеров. Мы же ничем не отличаемся от европейцев или от американцев.
Николай, немного оффтопа, но... Не лучше ли для компании будет использовать средства, инвестируемые в Ф-1, на разработку нового автомобиля? Например, ниша джип-суперкара свободна со времен Lamborghini Military. Учитывая растущий интерес потребителя к паркетникам проект обещает быть рентабельным.
Мы как раз скоро их выпускаем – у нас на выходе два SUV. Один вы уже можете увидеть в интернете, мы показывали его в мае, а другой мы держим в секрете. Но все развивается. Мы немножко опаздываем, потому что, к сожалению, не так все просто. Но, тем не менее, два новых SUV уже в боевой готовности и скоро появятся.
Добрый день Николай!
У меня к вам два вопроса:
1. Я как и многие из знакомых технарей, догадывались, что одного лишь компьютерного моделирования аэродинамики машины явно мало. В ваших интервью вы часто упоминаете, что в России очень мало технически подкованных и имеющих опыт специалистов, уровень которых позволял бы работать над машинами Маруся, но почему бы не использовать имеющиеся в России возможности по тому же моделированию аэродинамики? Ведь есть же ЦАГИ, которые имеют трубы позволяющие продувать не только макеты болидов, но и полноразмерные конструкции.
2. Планирует ли ваша компания в случае успеха на рынке и выходе на "прибыль" участвовать в продвижении в России автогонок? Например спонсировать организацию картинговых соревнований или треков в городах страны? Или быть может вы сможете делигировать своих специалистов в крупные технические вузы страны, которые могли бы дать студентам современную информацию про устройству и проектированию автомобильных систем.
2. Мы поддерживаем российскую картинговую команду Red Racing - она выступает в чемпионате России. Мы ведем карьеру Вани Лукашевича. Но занимаемся всем по мере сил - мы и не железные, и не резиновые - разорваться не можем. Да и не так много денег у нас, к сожалению, чтобы заниматься всем сразу.
Николай, в прошлом году Вы планировали, что в 2011 г. Marussia поедет в гоночной серии Ле Ман. Что-то не получилось? Нет ли таких планов на 2012?
Мы взяли другой приоритет. Изначально мы рассчитывали все сделать немного по-иному: думали, что сделаем в 2011 году команду в GT, а к концу этого сезона будем рассматривать возможности приобретения и команды Формулы-1. Но по определенным обстоятельствам так получилось, что это произошло раньше, и пока мы сконцентрированы именно на работе в Формуле-1.
Уважааемый Николай!
Ваш жизненный путь вдохновляет на подвиги!.. Счастливы ли Вы? Нашли ли Вы то, что лично для Вас приносит доход и душевное равновесие одновременно?
Я считаю, я счастливый человек. Мне не на что жаловаться. Хотя, конечно, это, скажем так, трудное счастье.
Николай, добрый день.
Выражаю Вам глубокую благодарность за работу в популяризации F-1 в России и в интеграции нашей страны в цивилизованное мировое сообщество.
Вопросы:
1.Пробовали Вы искать поддержку для проекта Marussia Virgin у руководства РФ, по аналогии спонсорства госкомпаний с В.Петровым?
2.Действующие пилоты Вашей команды платники или работают за з/плату?
3.Ваше мнение о наддувных 4-ках, с 2013г.
Спасибо.
1. Вы знаете, пока я постеснялся это делать. Невозможно чуть что сразу бежать к руководству страны и просить. Мы попробуем сами. Если на нас обратят внимание и захотят помочь - мы будем польщены и открыты для контактов. Но бежать и просить... Такая ситуация мне не очень близка.
Николай, я с большим интересом отношусь к Вашим последним атомобильным проектам, знаю, что Вы и сами были гонщиком, правда, уже в достаточно зрелом возрасте... Я желаю Вам успехов во всех проектах "Маруси", но мой вопрос не в технической сфере, хороших технических вопросов уже немало задали... Формула - это не только машины, но и люди, причём, по взгляду со стороны - это достаточно жёсткий мир. Как это видится "изнутри"? Как Вы себя чувствуете в мире F1? И второй вопрос знают ли там о ваших других ипостасях - о "Секрете", например и о последующих годах и несомненных успехах в шоу-бизнесе, как это теперь и у нас принято называть... И смотрел ли кто-либо из "формульных" людей "День радио" и как это восприняли или восприняли бы?
С уважением, Андрей.
Конечно, все все знают. Формула-1 - это такой мир, что еще до того, как ты туда входишь, о тебе уже знают все. Поскольку я сам много лет гонялся, в нашей команде сегодня много людей, работавших со мной раньше, когда я был
пилотом. Это и механики, и инженеры, плюс сейчас будет еще приток людей, с которыми я раньше работал, поэтому, конечно, здесь всем все обо мне известно. В этом и тайны никакой нет, и это не вызывает у людей никакого удивления. Они судят о человеке в первую очередь по делам. Кем бы ты ни был, тебе нужно заработать репутацию коллег, коллектива. И я надеюсь, что пока у меня это получается.
Здравствуйте Николай.
Правда ли что все пилоты имеют не большой вес относительно среднестатистического мужчины? смогу ли я со своими 85 кг быть пилотом? допустим я гениально вожу машину, есть ли у меня шансы попасть к вам в команду? Спасибо :)
Конечно, мы же ждем Вас. Я уже полтора часа хожу вокруг нашего моторхоума и ищу вас. Где же Вы, Odin?
Николай, добрый день.
В этом водовороте не скучаете по музыкальному творчеству?
Вы знаете, нет. Все уже написано, сыграно, спето. Хотя у нас есть сейчас один сумасшедший проект. Может быть, мы сделаем нормальный бэнд внутри команды, когда хотя бы чуть-чуть разгрузимся, - будем играть хороший английский рок-н-ролл и, может быть, даже запишем пару оригинальных песен. Что-нибудь типа "Детка, упади в мою медленную тачку".
Николай, скажите пожалуйста, где вы все таки себя чувствуете в "своей тарелке" - шоу-бизнес или автоспорт?
Я никогда и не чувствовал себя в своей тарелке в шоу-бизнесе и поэтому, как, наверное, заметно, всегда от него дистанцировался. Все-таки современный шоу-бизнес в общем и целом, я бы сказал, слишком примитивен и дурно для меня воспитан. В автоспорте мне намного привычнее и удобнее - здесь превалирует мужское начало.
Николай, здравствуйте! В обозримом будущем я планирую создать свою команду F1. Скажите, сколько нужно денег чтобы стартануть и на текущее финансирование команды среднего и топ-уровня. И хотя сейчас у меня нет ни евроцента предлагаю Вам пари, что я Вас сделаю - держим? Удачи! (она Вам понадобится)
Я не буду держать с Вами пари, но буду очень счастлив, если так и случится. Я замер в ожидании. Надеюсь, что в Формуле-1 появится как можно больше наших соотечественников во всех ипостасях: владельцев команд, гонщиков, инженеров. Это очень важно для нашей страны. Это дает нам самим понимание того, что мы с вами живем не в джунглях.
Уважаемый Николай,рассматривали ли Вы участие российских научных центров,таких,как КБ Сухой,ЦАГИ или другие в работе над новыми машинами в Формуле 1 или Маруссии ?
Нужно понять самое главное: к большому сожалению, те попытки привлечения, скажем, аэродинамистов из авиации (а у нас в России только они и есть, и вы их сами и называете) за всю историю Формулы-1 оказывались неудачными. То, что у нас гениально получается в воздухе, как ни странно, не имеет никакого отношения к тому, что происходит на полу. То же самое и с дорожными машинами.
Здравствуйте, Николай.
1. Хотел спросить как Вам, по сравнению с вашим богатым опытом работы в разных сферах, работа инженерным директор Marussia Virgin: интересная, увлекательная, нудная или еще какая? Опишите, пожалуйста.
2. И второй вопрос: каково ваше мнение возможно ли в ближайшей времени появление инженерного отдела, строящего болиды, состоящего целиком из россиян? (слышал вроде вы заявляли, что собираетесь привлекать сотрудников Marussia Motors к этому делу) Чего не хватает российским инженерам для этого?
1. Она какая угодно, но только не нудная. Скажу вам так: это очень рискованное дело - ты ведь все время рискуешь. Ну вот предположим: ты изготовил деталь, ты за нее поручился, и она пошла в дело. Но потом подвела - подвела тебя, гонщика, команду. Результат. Потом она подвела спонсоров и так далее. Все это большая ответственность. Все это - адреналин.
Здравствуйте, Николай.
Формула 1 постоянно находится на передовой научного прогресса, однако в угоду безопасности и зрелищности FIA запрещает многие перспективные разработки (двойные и выдувные диффузоры, воздуховоды, граунд-эффект, активная подвеска, изменяемая аэродинамика) и в то же время вводит искуственные способы увеличения зрелищности, как например быстроразрушаемая резина Пирелли и DRS, которые не могут быть применены при создании серийных автомобилей. Не считаете ли вы, что таким образом Международная Федерация Автоспорта уменьшает роль технологий a Формуле-1, ведь такими темпами мы дойдем до превращения Формулы 1 в моносерию?
Для того, чтобы проанализировать вышесказанное, нужно просто посмотреть на времена. Взять десятилетие и посмотреть на те секунды, за которые пилоты проезжали и проезжают одни и те же трассы. Сейчас в Формуле-1 обрезали все, что могли обрезать, а все равно с каждым годом они едут на секунду быстрее. Это говорит о том, что технологический прогресс, который свойственен Формуле-1, не просто не затормаживается, а, наоборот, подстегивается этими изменениями. Чем уже рамки, тем изощреннее работа инженеров и конструкторов.