Семен Якубов, руководитель команды "КАМАЗ-мастер"

Пресс-конференция
02.11 18:13
Семен Якубов. Фото Ленты.Ру
Семен Якубов. Фото Ленты.Ру

Семен Якубов, руководитель команды "КАМАЗ-мастер"

Почему у команды "КАМАЗ-мастер" нет достойных конкурентов?
Команда "КАМАЗ-мастер" пока остается единственным российским коллективом в автоспорте, регулярно радующим отечественных болельщиков победами на крупнейших мировых соревнованиях. В сентябре в Сочи завершился очередной ралли-рейд "Шелковый путь", на котором экипажи на "КАМАЗах" вновь смогли опередить всех конкурентов, заняв весь подиум в зачете грузовиков. Однако команда "КАМАЗ-мастер" на этот раз выступала не только участником, но и организатором гонки - совместно с промоутерами "Дакара", французской компанией ASO. Насколько успешным оказался российский ралли-рейд в этом году? Как оценивать результаты команды "КАМАЗ-мастер" на "Шелковом пути"? Оправдала ли надежды новая машина Владимира Чагина? Каковы перспективы команды перед очередным "Дакаром", который пройдет в январе? Когда у команды появятся достойные конкуренты в зачете грузовиков? На эти и другие вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил руководитель команды "КАМАЗ-мастер" и организатор ралли-рейда "Шелковый путь" Семен Якубов.
Орфография и пунктуация авторов вопросов сохранены.
Николай [13.10 10:25]

Здравствуйте! Всегда удивлялся этому феномену - постоянным победам КАМАЗА. Вопросы:

1. Насколько отличается серийный КАМАЗ в первую очередь по своему качеству от используемого в соревнованиях?

2. В чём секрет успеха?

1. ОАО "КАМАЗ" выпускает огромное количество моделей самого разнообразного назначения, и среди них есть модель полноприводного автомобиля – 4911. Она серийная и на базе этого автомобиля мы совершенствуем спортивную технику. Автомобиль 4911 был разработан и изготовлен силами специалистов команды "КАМАЗ-мастер" специально для применения в экстремальных условиях ралли "Дакар". С тех пор прошло много времени. Этот автомобиль можно свободно купить. Мы уже продали около 3 десятков таких машин, они успешно эксплуатируются в различных направлениях, в том числе и как автомобили специального назначения. Модель 4911 по своим техническим характеристикам не только находится на уровне лучших зарубежных образцов, но и в чем-то их превосходит.

Отвечая на вопрос о преимуществах и особенностях нашего автомобиля, я скажу так: смотря с чем сравнивать! Я бы сравнивал с полноприводными машинами. В них много общего. Но модель 4911 стоит немного особняком и вбирает в себя самые лучшие достижения, которые существуют сегодня в автомобильной промышленности. Если сравнивать наш спортивный грузовик с автомобилем 4911, то он не очень-от него отличается. Разница, безусловно, есть, потому что мы прошли большой путь эволюции, внесли много изменений в конструкцию автомобиля, улучшая те его качества, которые важны непосредственно для участия в спортивных соревнованиях, его задача – побеждать!

2. Основные составляющие успеха: уникальная конструкция автомобиля, мастерство и опыт членов экипажей: пилотов, штурманов, механиков. У нас за плечами 22 года выступлений на спортивных трассах. Мы подготовили специалистов, имена которых сегодня известны всему миру. Автомобили (не только спортивные, но и все идущие под маркой 4911 и его модификаций) собираются и изготавливаются на площадке команды "КАМАЗ-мастер". Все, кто имеет отношение к жизнедеятельности команды - это специалисты высочайшего класса, прошедшие нужное обучение и имеющие большой опыт работы в команде "КАМАЗ-мастер". В этом секрет успеха! Плюс к этому стратегия и тактика поведения команды на трассе.

Дмитрий [13.10 16:31]

Добрый день!

Каков процент отечественных агрегатов и комплектующий деталей в Вашем спортивном КАМАЗе?

Проценты мы не считали. Есть небольшие узлы, есть большие агрегаты и много различных комплектующих. Но при выборе направление у нас одно: поиск лучших конструкций, выпускаемых автомобильной промышленностью и в России, и за рубежом. Нам нужен качественный, надежный, лучший в мире автомобиль.

Мы используем двигатель сборки Тутаевского моторного завода. В доводке этого мотора нам помогают ярославские специалисты. Раздаточная коробка и коробка передач марки ZF, но производятся они совместным предприятием на площадях завода "КАМАЗ". Наверное, это уже отечественные узлы. Мосты на наших машинах - финского завода SISU. Мы перешли на них, потому что мосты, сконструированные в команде, хотя и очень надежны, но не устраивают нас по причине большого веса. И хотя в мостах SISU наши конструкторы кое-что изменили для повышения надежности, я не могу сказать, что мы завершили эту работу. Пока надежность мостов оставляет желать лучшего. При этом нужно отметить, что разработка конструкции автомобиля, ее совершенствование, изготовление рамы, кабины и многого другого ведется силами специалистов команды.

Дмитрий из Ярославля [13.10 13:58]

Здравствуйте!

Насколько я знаю, в 90-х годах двигатели для КАМАЗов, участвовавших в ралли-рейдах, изготавливал Ярославской моторный завод (ОАО "Автодизель"). Почему впоследствии данное сотрудничество прекратилось? Отражалось ли это сотрудничество на финансовом состоянии завода, являющегося одним из градообразующих предприятий?

Мы продолжаем сотрудничество с Ярославским моторным заводом по доводке наших моторов. Но моторы эти серийно производятся Тутаевским моторным заводом. Совместно со специалистами обоих заводов мы ведем очень серьезную работу по доводке мотора и повышению его надежности.

Владимир [13.10 11:18]

1. Почему у нас в классе грузовиков больше успехов, чем в классе легковых?

2. Кто на Ваш взгляд основные конкуренты нашей команды в классе грузовиков и в чем вы их переигрываете?

3. Каков вклад в успех технической составляющей и класса водителей, штурманов и т.п.? Опять же за счет какой составляющей Вы лучшие?

2. Мы считаем серьезными соперниками всех, кто стартует в классе грузовиков. Наиболее сильными соперниками для нас являются грузовики марки MAN, IVECO, Tatra, Ginaf. Все, кто приезжает на "Дакар", готовятся к победам, снимать со счетов, как подсказывает опыт, никого нельзя. Туда приезжают только самые сильные, самые опытные и подготовленные.

3. Автомобиль - это продукт коллективного труда. Наши водители, штурманы – это не нанятые по контракту специалисты. Все работники нашего коллектива между соревнованиями выполняют определенные обязанности. Например, Чагин – директор НП "КАМАЗ-Автоспорт", на базе которого работает команда "КАМАЗ-мастер". Он также возглавляет технические совещания по принятию конструкторских решений для внесения изменений в автомобиле.

Абсолютно все члены команды участвуют в разработке новых деталей и узлов и в целом конструкции автомобиля. Безусловно, все это идет под эгидой конструкторского бюро. И в изготовлении автомобилей также все принимают участие. А когда начинается гонка, эти люди садятся в машины или превращаются в механиков. И таким образом испытывают и обслуживают машины. Наше подразделение занимается не только участием в соревнованиях, но и разработкой и сборкой специальных автомобилей для коммерческих целей. Так что работы хватает.

Глеб Семёнов [13.10 12:08]

День добрый!

А сколько обычно у "КАМАЗ-мастера" соперников на старте по сравнению с любой командой лекгового класса? А то, судя по вашим регулярным и отрадным для зрителя победам, создается впечатление, что вам и соревноваться-то не скем.

Глеб, количество соперников вы всегда можете узнать на сайте гонки в опубликованном стартовом протоколе. Например, на последнем "Дакаре" в классе грузовиков участвовало 52 экипажа, на "Шелковом пути" – 16. И все они едут побеждать.

NickG [14.10 15:56]

Добрый день!

Расскажите, пожалуйста, где (обычные загородные дороги, полигоны и т.д.) тренируются пилоты гоночных КАМАЗов? Судя по ТВ, трассы в ралли-рейдах несколько ровнее некоторых федеральных трасс, не говоря уже о деревенских дорогах. :) Кстати, готовят ли специально трассы для ралли-рейдов или это обычные местные грунтовки?

Тестовые испытания мы вначале проводим на специальном полигоне в Тарловке, недалеко от города Набережные Челны. Следующей возможностью является выступление на этапах Чемпионата России. Гонка – самое объективное испытание спортивной машины, она выявляет и сильные, и слабые стороны конструкции. Естественно, что специально дороги для ралли не подготавливаются. Главная задача организаторов – проложить сложный маршрут, прописать его в дорожной книге и обеспечить безопасность для зрителей и участников. Маршрут включает и заброшенные грунтовые дороги, и бездорожье в безлюдных местностях, где штурманы ориентируются только по компасу, но изюминкой все-таки считаются пески с высокими дюнами и сложной навигацией.

sash [14.10 18:36]

Есть ли смена пилотам камаза из молодого поколения? Или у нас незаменимые есть?

Смена поколений - естественный процесс. Команда будет жить и после того, как наши "старички" перестанут выступать. Правда наша молодежь находится в "лучших" условиях, чем мы когда-то. Нам никто ничего не объяснял и не показывал. Просто не было таких людей. Сейчас же мы целенаправленно занимаемся с ними, готовим пилотов, штурманов. Они выезжают на Чемпионаты России с опытными Чагиным, Кабировым, Мардевым. У них замечательные учителя. И результаты очевидны. На ралли "Шелковый путь" мы выставляли 3 молодых экипажа, и все они достойно показали себя. На Дакар-2011 Эдуард Николаев впервые выезжает в качестве пилота.

Алексей [13.10 21:32]

Добрый день!

1. Сколько стоит спортивный автомобиль Камаз?

2. Сколько человек работает в команде "Камаз-мастер"?

1. Топовую модель боевого "КАМАЗа" – победителя последнего Дакара можно купить за 680 000 евро (25 000 000 рублей.). Машина предыдущего поколения ("КАМАЗ"- 4911 - экстрим) стоит 13 000 000 руб.

2. Персонал команды "КАМАЗ-мастер" составляет 100 человек. Это не только спортсмены. На гонку выезжают 25-30 человек. Остальные занимаются обычной работой, обеспечением разных направлений нашей деятельности.

Павел [14.10 14:30]

Daimler покупал акции КАМАЗа и у него есть места в совете директоров.

как это сказывается и скажется на результатах команды, появится ли конкурент в гонгах в лице Мерседес?

Пока это не сказывается никак. А насчет появления конкурента в лице Мерседес, на мой взгляд, правильнее этот вопрос задать руководству Daimler.

Иван [15.10 02:05]

-Насколько травматичен КАМАЗ для пилотов?

-Как скажется на результатах более "мягкая" кабина?

-Будете переделывать дизайн кабины - не потеряйте знаменитый камазовский внешний вид, оставьте автомобиль узнаваемым!

-Как часто приходится сталкиваться с предвзятым отношением к российским экипажам на гонках?

А напоследок пожелаю удачи на "Дакаре 2011"!

1. Не больше и не меньше, чем любая другая спортивная техника. Некоторые наши новации в обеспечении безопасности пилотов были взяты на вооружение и другими спортивными командами в классе грузовиков.

2. Мягкая кабина, безусловно, положительно влияет на комфорт. Но с увеличением скорости мягкость исчезает, и в кабине становится не очень комфортно. Пилоты, как правило, дополнительные мероприятия по повышению плавности хода используют для повышения скорости движения.

3. Мы работаем над дизайном кабины, и новый автомобиль показали на ралли "Шелковый путь", он будет и на "Дакаре". И впредь в случае изменения внешнего вида автомобиля мы будем идти в ногу с главным конвейером.

4. 20 лет назад, когда мы только начинали заниматься ралли-рейдами, чувствовали некоторое предвзятое отношение, связанное с тем, что мы были новичками, и антисоветская пропаганда на Западе, конечно, сделала свое дело. Но сегодня мы этого абсолютно не чувствуем, отношение к нам обычное, какое бывает к ведущим командам, результативным, опытным и известным.

Спасибо за пожелание удачи. Мы приложим все силы, чтобы подтвердить достигнутые результаты.

Румата. [16.10 02:45]

Ув. г-н Якубов, Вы очень-очень молодцы! Но!

1.О Ваших победах за границей никто не знает. Как только Вы стали победунами на Дакаре, так инфа о гонках в классе грузовиков вааще исчезла в западных СМИ.

Неужели это нельзя проконтролировать и простимулировать объективность?

2.Как идёт работа по конвертации денег, вложенных в эти фантастические победы, в увеличение экспортных продаж серийных изделий Вашего бренда?

1. Дорогая Румата, я вынужден с вами не согласиться. У нас складывается впечатление, что за границей о нас знают больше, чем, к сожалению, в нашей стране. За рубежом гораздо шире освещается ралли "Дакар". По исследованиям общественного мнения (есть такая информация во Франции) во время гонки "Дакар" количество телезрителей в Европе превышает то, что бывает во время проведения этапов Формулы 1. Замечательно, что и в нашей стране внимание к ралли-рейдам растет. Трансляции становятся все более обширными, хотя пока они далеки от зарубежных.

Согласен с тем, что информация о грузовиках и за рубежом, и у нас более скудная, чем о других участниках. Больше показывают легковые автомобили. Объяснение одно. Крупные компании, такие как Volkswagen, участвующие в ралли "Дакар" вкладывают очень серьезные средства для обеспечения этого показа. Мы, к сожалению, не обладаем таким бюджетом, как VW. Он у нас в десятки раз меньше. И позволить себе крупные затраты в этом направлении, к большому сожалению, не можем. Что-то нами сделано, но, соглашусь, что этого недостаточно.

2. На самом деле, не такие уж и большие деньги вкладываются в наши победы. Значительную часть средств команда зарабатывает сама в виде привлечения спонсоров и продажи нашей техники, разработанной в команде "КАМАЗ-мастер", чтобы пополнить свой бюджет. И те средства, которые вкладывает "КАМАЗ", оправданы и возвращаются увеличением продаж и появлением новых потенциальных покупателей.

Сергей [19.10 03:07]

В прошлом году (Дакар 2009), я обратил внимание что по Euronews (спорт блок) ни слова не говорили про лидерство и победу КамАЗов, я был в недоумении, сначала думал что это ошибка, за Euronews все дни что был Дакар, но про КамАЗ ни слова (что удивительно про мотоциклы и внедорожники упоминалось). К чему все ваши победы если понятно что кроме как по госзаказам КамАЗы не будут покупать никогда и ни при каких условиях нигде в мире?

Сергей, по поводу СМИ я уже ответил Румате и готов повторить то же самое и тебе. Я не согласен с заявлением, что "КАМАЗы" кроме госзаказов покупать не будут. Я не стал бы отделять госзаказ от каких-то других заказов. Завод производит грузовики, и почти 50 000 тысяч автомобилей, которые мы ежегодно выпускаем, свидетельствуют о том, что завод производит востребованную продукцию.

Я соглашусь, что качество недостаточное. Но мы видим сегодня, что из США компания BMW отзывает 150 тысяч автомобилей из-за неисправностей. Nissan на днях отозвал еще большую партию автомобилей. К сожалению, это техника, такое бывает у всех заводов. Но, не проводя сравнений с BMW, скажу, что качество на заводе "КАМАЗ" значительно улучшилось. Проводится постоянная работа по совершенствованию узлов и внешнего вида автомобиля. Не нужно проявлять скептицизм, надо понимать, что опыт работы зарубежной автомобильной промышленности значительно больший, чем наш. И заниматься качеством так же, как и за рубежом, завод "КАМАЗ" начал недавно - когда изменилась ситуация в стране. Востребованность зарубежных и наших машин идет в разных нишах. Для дальних перевозок лучше покупать более комфортабельный автомобиль, чем "КАМАЗ", а вот для использования на строительных работах, для монтажа спецнадстроек правильнее покупать более дешевую технику. В нише, которую занимает "КАМАЗ", он востребован.

Виктор [15.10 10:13]

Добрый день!

1. Насколько сильно гоночный КАМАЗ отличается от серийного? Помогает ли завод в этой модернизации?

2. Есть ли при этом технологическая обратная связь с заводом: бывали ли случаи что завод внедрял в серийное производство какие-то решения или узлы впервые испробованные на гоночных КАМАЗах?

1. Виктор, я уже ответил на этот вопрос Николаю, посмотрите, пожалуйста.

2. Мы сами работники завода, Некоммерческое партнерство "КАМАЗ-Автоспорт" - дочка "КАМАЗа". Обратная связь существует. Заводские конструкторы присматриваются к тому, что внедряется на спортивных автомобилях, но нужно понимать, что не все со спортивного авто годится в серию. По разным причинам: или по специфике конструкции, или по цене. В серийном и массовом производстве свои законы. "КАМАЗ" занимает ту нишу, которая нужна его покупателям. Рост надежности, качества, дизайна ведет к неизбежному повышению стоимости, а это приводит к оттоку покупателей. Так что внедрение дорогих инноваций в массовое производство не всегда оправдано.

Андрей [14.10 16:33]

Здравствуйте.

- как вы относитесь к вечной путанице обывателей на тему серийных автомобилей и спортивных прототипов?

- является ли эта путаница результатом работы маркетологов?

О разнице и сходстве серийных и спортивных машин я уже ответил. Хочу еще раз акцентировать ваше внимание на том, что есть разные модели. Мы берем за основу полноприводный грузовик, который мы же и создали, но он серийно производится, покупается и соответствует тем канонам, которые предъявляются к тому, чтобы грузовик назывался серийным. Надеюсь, после этих и предыдущих моих разъяснений тема спортивных и серийных машин станет понятнее.

Антон [13.10 15:20]

Насколько сильно влияют спортивные успехи КАМАЗов на коммерческие? Оправданы ли немалые затраты на спорт в коммерческом плане?

Сергей из Набережных Челнов [19.10 03:20]

Ответьте пожалуйста на один единственный вопрос, положа руку на сердце, (как работнику завода КамАЗ): как влияет участие в гонках (хотя бы приблизительно) на рост продаж завода КамАЗ? Я этого не понимаю.

Антон и Сергей, отвечаю на ваши вопросы.

Команда была создана для того, чтобы продвигать имидж нашего завода. Понятно, что чем выше авторитет завода, тем больше к нему интерес и тем больше продается автомобилей. Участие "КАМАЗа" в спортивных соревнованиях - лишь инструмент продвижения бренда завода и имиджа "КАМАЗа" за рубежом и у нас в стране. Не надо путать - мы не рекламируем конкретный продукт, мы работаем для имиджа завода. Мы знаем, что после каждой нашей победы продажи растут. А генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Анатольевич Когогин говорит, что "летающие" грузовики команды помогают расширять рынки. Так что деньги завод тратит на команду не зря. И как считают маркетологи "КАМАЗа" - часть стоимости бренда "КАМАЗ" составляет бренд "КАМАЗ-мастер".

Павел Чернов [14.10 06:02]

Здравствуйте,

прекрасно понимаю, что мой вопрос не будет из разряда приятных, тем не менее не задать его было не совсем честно.

Скажите пожалуйста, в чем смысл выступления команды КАМАЗ-Мастер на международных соревнованиях? Реклама? В чем смысл рекламировать грузовик, который чудовищно и безвозвратно отстал в техническом плане не то, что от лидеров автомобилестроения, но и от второго эшелона? Не будет ли более разумным переправить ресурсы на создание конкурентоспособной серийной продукции?

И если уж пошел разговор о серийной продукции - когда, наконец, будет новая кабина? На дворе 21 век, а мы с дизайном 70-х. Стыдно!

Извините за тон, но наболело.

С уважением, Павел.

Я чувствую по письму, что действительно сильно наболело. Но у вас недостаточно информации о жизнедеятельности "КАМАЗа" в настоящее время. В вашем письме много правильного - я согласен, но если мы будем с вами говорить только о том, что отстали, то ничего нового не создадим, а просто будем углубляться в эту не очень-то приятную тему.

Хочу вас порадовать тем, что на "КАМАЗе" очень многое изменилось. Приняты все необходимые решения, в самое ближайшее время у "КАМАЗа" будет принципиально новая кабина. Уже сейчас автомобили идут с измененным видом, проведен рестайлинг кабины. Выглядит она, на наш взгляд, намного привлекательнее.

Что касается технического плана, то наши грузовики принципиально отличаются от того, что было в 20 веке. На "КАМАЗе" создано около десятка совместных предприятий, на которых производят современную продукцию, начиная с двигателей Сummins, коробок передач ZF, тормозной аппаратуры и так далее. Это делается на площадях завода, это уже наша продукция. И грузовик, который сегодня выпускается на конвейере, значительно отличается от предыдущих версий по грузоподъемности, надежности и начинке. Руководство направляет все ресурсы завода, которые имеются в наличии, на создание конкурентоспособной продукции. В этом легко убедиться, если вы сможете выбрать время и приехать на завод. Мы с удовольствием Вас познакомим с нашим производством. Надеюсь получить в вашем лице патриота, если не всего российского автопрома, то хотя бы "КАМАЗа".

Валерий [17.10 10:17]

Добрый день!

Я ваш постоянный болельщик практически на всех Даккарах и в этом году еще следил за ралли-рейдом Щелковый путь. Очень рад и горд что отечественная техника в руках наших пилотов и штурманов не знает себе равных на международных соревнованиях. Но вместе с тем не радует удручающее состояние обычных серийных Камазов на трассах. Раз в год езжу на машине домой, в Казань, из Белорусссии, и по дороге много фур, подавляющее большинство - Ивеки, Маны, Вольво,... КаМазов мало, и если они и есть то иначе как "тормоз дорог" его не назовешь, если собрался хвост по двухполосной трассе, это или трактор или Камаз, на затяжных подьемах в Горьковской области совсем он плох, еле выгребает, в то время как "иностранцы" легко берут эти подьемы и не собирают за собой "колбасу". Почему при столь впечатляющих успехах грузовиков на ралли-рейдах серийный Камаз остается машиной из прошлого века?

По ситуациям на дорогах я соглашусь с вами, Валерий. Но не надо забывать, что "КАМАЗ" выпустил около миллиона грузовиков, которые уже более 30 лет бороздят наши просторы. Дороги уже стали другими, а машины тех лет еще работают! Старые машины сегодня из-за их дешевизны покупают те, кто начинает заниматься бизнесом, и они используют эти машины с 30-летним ресурсом по полной. Когда были выпущены первые грузовики, они были лучшие из всего, что выпускалось в нашей стране. Наверное, вы этого не помните, но я могу вам с уверенностью сказать, что первыми грузовиками гордилась вся страна. Сейчас те автомобили уже стары, но "КАМАЗ" не стоит на месте. Развивается небыстро, не такими семимильными шагами, как хотелось бы, но это вполне объяснимо. На все нужны средства. Те кризисы и потрясения, через которые прошла наша страна, повлияли на развитие автомобильной промышленности в целом и "КАМАЗа" в том числе. Заверяю вас, что сегодня грузовик, который сходит с конвейера "КАМАЗа", не имеет ничего общего со своим собратом, который был 30 лет назад.

vito [17.10 18:29]

Добрый день !!

Почему Мы не можем делать свои машины по качеству и (комфортабельности)Я имею ввиду именно грузовики, хотя бы сравнимое с иностранными ведь на наш КАМАЗ смотреть на дороге не хочется,если на трассе замедление движения ,то 100% впереди КАМАЗ.Обидно ведь.

Я уже говорил об этом и могу повторить: улучшения на "КАМАЗе" происходят, машина меняется. Но с этим растет и цена. Не бывает так, чтобы машина была комфортабельна, надежна, современна, с ресурсом миллион километров и стоила столько же, сколько стоит "КАМАЗ". Сегодня у завода свой круг потребителей. И эти потребители не имеют возможности покупать очень дорогие машины. Если "КАМАЗ" станет выпускать такие же автомобили как в Европе, то и стоимость их будет такой же. При этом мы уйдем из той ниши, где сегодня потребность в "КАМАЗе" растет. В этом нет смысла. Машина должна быть недорогой, но, безусловно, надежной. И в этом плане, постоянно повышая надежность и комфортабельность автомобиля, важно не выйти за пределы разумного, чтобы не потерять покупателя.

Семен [13.10 12:59]

Добрый день!

Прошу ответить 2 вопроса.

1. Скажите пожалуйста, какое будущее у легендарного грузовика? Не секрет, что со временем любые разработки устаревают, даже самые гениальные. Есть ли какие-то наработки у завода? Ведь все знают, что от советского КАМАЗа в современной машине практически ничего не осталось.

2. По наблюдениям, на трассах всё чаще и чаще встречаются фуры иностранного производства, КАМАЗы не очень активно используются дальнобойщиками. С чем это, на Ваш взгляд, может быть связано?

Спасибо.

Своему тезке я отвечу так: будущее у завода есть. И учитывая те темпы развития, которые сегодня на "КАМАЗе" существуют, в этом сомневаться не приходится. Разработки ведутся постоянно, гораздо большими темпами, чем это делалось ранее. Впереди есть очень интересные вещи, и в перспективе "КАМАЗ" изменится до неузнаваемости.

Для дальнобойщиков "КАМАЗ" недостаточно комфортабелен. Это машина для короткого плеча использования. Для эксплуатации в строительстве, где нужны недорогие машины с обязательным условием достаточного количества запасных частей, недорогих, поскольку эксплуатация интенсивная. Но конструкторы много работают над совершенствованием, в том числе и седельных тягачей для междугородних перевозок.

Жуков Сергей [15.10 07:51]

Добрый день! Прошу сообщить сообществу автолюбителей и профессионалов марку используемых масел в двигателе, коробке и раздатке, включая параметры вязкости. Почему именно эта марка? Есть ли технический критерий или это все коммерческий вопрос и КаМАЗам не важно, что конкретно лить? Давно итересуюсь.

Мы используем масло Castrol с 1994 года. Перед тем как заливать его в грузовики, мы сделали лабораторные анализы и проработали со специалистами в Ярославле возможность применения Castrol в наших высокофорсированных двигателях. И, конечно, самое эффективное испытание - это гонка. После многочисленных испытаний на "Дакаре", мы окончательно убеждены, что сделали правильный выбор, остановившись на Castrol EDGE sport SAE 10W-60 API SM/CF ACEA A3/B3.

САШКО [15.10 03:27]

1. Что получают военные КАМАЗы от спортивных?

2. Все ли удачные передовые решения находят отражения в машинах для армии или приоритет улучшения отдан гражданским серийным моделям?

3. Проявляет ли Министерство Обороны заинтересованность в спортивных машинах как в передовых прототипах?

3. Из чего складывается финансирование команды пилотов и разработчиков? Спонсоры? Средства завода? Государство? Министерство Обороны?

Спасибо

1. Военные "КАМАЗы" тоже бывают разными. Аналог спортивного "КАМАЗа" – автомобиль 4911, на базе которого мы внедряем новые разработки, используется в специальных подразделениях.

2. Приоритетов здесь нет. Все удачные решения используются и для военных, и для гражданских машин. Надо иметь в виду, что в армии существует специфика требований. И в конструкцию вносятся те изменения, которые необходимы для улучшения качества автомобиля в армейском исполнении.

3. Да, Министерство обороны проявляет заинтересованность, и мы имеем заказы на наши грузовики. Естественно, они адаптированы к условиям эксплуатации в армии.

4. Бюджет команды складывается из многих составляющих: главное - это поддержка завода. Нам помогает и правительство Республики Татарстан. Значительная часть бюджета складывается от продажи собранных нами автомобилей по специальным заказам, а также поступления от спонсоров, логотипы которых размещаются на бортах наших грузовиков.

Сергей [17.10 19:46]

Не планирует ли Камаз-Мастер подготовить какую-либо нашу машину для легкового Дакара? Учитывая многолетний опыт и успех нашей команды... Думаю, получилось бы. Не сразу, но потом :)!

Сергей, было бы интересно использовать опыт создания спортивных грузовиков и наши технические разработки, но планов создавать автомобиль для участия на "Дакаре" в категории Т1 и Т2 нет.

Андрей [13.10 21:35]

Здравствуйте! А не было ли у вас идеи создать, скооперировавшись с кем-либо, достойную машину для легкового класса?

Сегодня мы имеем большие возможности в вопросах конструирования, изготовления и доводки автомобиля, который по своим техническим характеристикам не уступает зарубежным. Идей по дальнейшему совершенствованию у нас много, но для создания легковой машины недостаточно средств и сил.

Колян [14.10 01:12]

Не хотите ли Вы на базе гоночного Камаза сделать суперкар для мажоров: литые диски, красное дерево, кожа, неоновые лампочки, джакузи... Может получиться классная тачка, красивая, большая и безопасная (для находящихся внутри).

Колян, у тебя классная идея. И если только будет хоть немного времени и, конечно, денег, мы воспользуемся твоим предложением.

Александр [15.10 13:09]

Семён Семёнович, добрый день. Меня интересует политика организаторов в отношении к классу Т2=Production. Неужели пилоты и штурманы только заводских команд и некоторых прототипов заслуживают внимания? Ведь в Т2 люди как правило приезжают на свои деньги и в свой отпуск участвовать и сражаться на ровне со всеми. И ведь спортивная составляющая этого класса ни чуть не меньше, а конкуренция в разы выше!

Семён Семёнович, как вы видите перспективы развития класса серийных автомобилей? Спасибо.

Александр, понимаю, что этот вопрос мне задан, как организатору ралли "Шелковый путь". Внимания классу Т2=Production уделяется больше, чем какому-то другому. Это наиболее перспективный класс, доступный для большинства людей. Поэтому, когда мы ведем запись участников на ралли "Шелковый путь", мы принимаем в категорию Т2 даже автомобили не совсем соответствующие регламенту, чтобы поощрять этих людей к участию в ралли-рейдах.

Eгор В. [14.10 17:44]

Здравствуйте,

Как Вы думаете, можно ли через передачу методологии ( если так можно назвать) или некого секрета успеха Камаза в автоспорте привить другому нашему отечественному производителю -"Автовазу" психологию победителя для побед в автогонках легковых авто?

Вот бы где проявить свою знергию руководителям Ростехнологий...

Вы бы согласились оказать такую опосредственную небольшую поддержку Автовазу?

Я не берусь отвечать за "АвтоВАЗ", у них есть свои специалисты. А нам удалось собрать хороший коллектив, который способен делать конкурентоспособные автомобили и хорошо на них выступать. И мы делаем то, в чем лучше всего разбираемся, то, что можем сделать лучше других.

Рустем [15.10 06:28]

Семь лет вожу автомобиль ОКА производства КАМАЗ. Отличная машна.

У меня появилась мысль - ОКА на ДАКАР! Как Вы на это смотрите?

Дерзайте!

Обсудить