Ай Вэйвэй

Китайский художник и политический активист

Китайский художник, архитектор и политический активист, выступающий с острой критикой правящей Коммунистической партии Китая. Мировую известность получил как один из создателей проекта олимпийского стадиона в Пекине.

Ай Вэйвэй (Ai Weiwei) родился в Пекине 18 мая 1957 года. До 2010 года, когда было найдено его оригинальное свидетельство о рождении, в официальных документах художника фигурировала дата 28 августа 1957 года [32], [11]. Его отцом был учившийся "в Париже времен расцвета сюрреализма" поэт-модернист Ай Цин (Ai Qing), упоминавшийся в СМИ как один из самых известных китайских поэтов XX века. Мать Ай Вэйвэя, тоже поэтессу, звали Гао Ин (Gao Ying) [20], [31], [30], [21]. В ходе последовавших за кампанией председателя КНР Мао Цзэдуна "Пусть распускаются сто цветов" репрессий в отношении представителей выступившей с критикой режима интеллигенции семья Ай Вэйвэя в 1958 году была сослана на запад Китая, в Синьцзян [29], [31], [30], [20], [21], а в 1966 году - еще дальше, в исправительный лагерь на краю пустыни Гоби, где глава семьи обязан был чистить общественные туалеты и не имел права заниматься литературной деятельностью [31], [29].

Вскоре после окончания Культурной революции, в 1978 году, Ай Вэйвэй смог вернуться в Пекин. В том же году он поступил в Пекинскую киноакадемию (Beijing Film Academy) и в Центральную академию изящных искусств (Central Academy of Fine Arts) [30], [34], [29], где позднее выступил участником соцреалистической художественной группы "Звезды" [31], [30].

В 1981 году благодаря своей подруге, имевшей родственников в США, Ай Вэйвэй сумел эмигрировать в Америку и в 1981-1983 годах учился в Нью-Йорке, в Парсоновской новой школе дизайна (Parsons The New School for Design) [29], [31], [20], [30]. Тогда же он "начал делать иронические реди-мейды, отсылающие к недавней истории" Китая (так, в прессе упоминалась представленная художником скрипка с черенком лопаты вместо грифа - как метафора широко применявшегося властями "трудового перевоспитания" китайской интеллигенции). Отмечалось, что в тот период он зарабатывал на жизнь не только искусством (рисованием портретов на тротуаре), но и игрой в блэкджек. По мнению искусствоведов, именно в Нью-Йорке, "попав под влияние культовых фигур поп-арта, дадаизма и битничества.., Вэйвэй нашел свой путь и научился преломлять обыденные предметы в произведения искусства" [14], [29], [31], [20].

В 1993 года из-за болезни отца Ай Вэйвэй вернулся в КНР. В стране к тому времени началась коммунистическая модернизация, в дальнейшем ставшая предметом размышлений художника [29], [31], [20]. Он продолжал участвовать в выставках и биеналле современного искусства, к началу 2000-х годов став одним из самых популярных китайских художников [20], [31], а в 2004 году состоялась и его первая выставка в Швейцарии [29]. В 1999 году Ай ВэйВэй основал и построил собственную студию на окраине Пекина, а в 2000 году спроектировал похожее сооружение в присущем ему стиле минимализма для Китайского архива и хранилища искусства [31], [29]. Позднее художник стал автором еще ряда архитектурных проектов в Китае. Кроме того, по проектам Ай Вэйвэя был построен дизайнерский дом в Нью-Йорке [28].

Пресса, рассказывая об основных мотивах творчества Ай Вэйвэя, упоминала использовавшуюся им "тактику художественного вандализма". В ряду подобных работ мастера упоминались, в частности, бесценные вазы династии Хань, разбитые художником в ходе перформансов, а также изуродованные нанесенным на них логотипом компании "Coca-Cola" - как намек на отношение хунвэйбинов - активных участников Культурной революции - к культурному наследию страны [30], [20], [21].

Ай Вэйвэй принял участие в проектировании Пекинского национального стадиона (получил известность как "Птичье гнездо") для проведения летних Олимпийских игр 2008 года. Сам художник посещать церемонию открытия Олимпиады отказался, заявив, что жалеет о своем участии в проекте: по его словам, за эту работу он взялся лишь в надежде, что Олимпиада поможет КНР стать более открытой и демократичной страной. Вместо это, по мнению Ай Вэйвэя, правительство использовало игры для пропагандистских целей [30], [29], [16], [21].

После Сычуаньского землетрясения в 2008 году Ай Вэйвэй вступил в прямой конфликт с китайским правительством. Художник заявил о поддержке правозащитников, добивавшихся суда над чиновниками, по вине которых многие школы в регионе были возведены без соблюдения норм для сейсмоопасных регионов - в результате землетрясения они погребли под своими обломками тысячи детей. Отмечалось, что Ай Вэйвэй также провел собственное расследование обстоятельств произошедшего и в своем блоге публиковал не попавшие в официальную статистику имена погибших детей и сведения о коррупции в строительном бизнесе. Осенью 2009 года самой яркой работой ретроспективы художника, открывшейся в мюнхенском Доме искусства, стала созданная им огромная инсталляция, составленная из 9000 школьных рюкзачков, складывавшихся во фразу одной из матерей, дочь которой погибла в результате землетрясения: "Она прожила счастливо семь лет в этом мире" [16], [14], [26], [20], [21].

В сентябре 2009 года Ай Вэйвэй серьезно пострадал от действий китайской полиции: попытавшийся пробиться в зал суда и дать свидетельские показания в пользу одного из правозащитников художник был избит, после чего ему была проведена экстренная операция по удалению внутричерепной гематомы [14], [16], [26], [20], [27].

В 2009 году на своем блоге Ай Вэйвэй опубликовал фотосессию, где он предстает обнаженным и прикрывает гениталии игрушечной альпакой (ламой [12]). Отмечалось, что иероглифы под фотографией можно было прочитать двумя способами, один из которых - непристойное ругательство в адрес Центрального комитета Коммунистической партии Китая [14], [15], [27], [25].

Осенью 2010 года галерея современного искусства Tate разместила у себя инсталляцию Ай Вэйвэя "Семена подсолнуха", впоследствии получившую широкую известность. Она представляла собой зал, пол которого был устлан толстым слоем фарфоровых семечек, каждая из которых была вручную сделана и расписана в китайских художественных мастерских. Критики предполагали, что художник создал эту инсталляцию как аллюзию на массовое производство в КНР, существующее за счет очень дешевой рабочей силы. При этом отмечалось, что смысл творения Ай Вэйвэя "меняется каждый час, каждую минуту" ("Что это, одно зернышко, среди миллионов других значит лично для вас? Вот смысл") [24], [14], [19], [20], [12]. Между тем, несмотря на растущую известность работ мастера, официальная пресса Китая его творчество, как правило, игнорировала [29].

Летом 2010 года Ай Вэйвэй обустроил заброшенный ангар в Шанхае под свою студию [22], однако в том же году властями был санкционирован ее снос. В ноябре 2010 года художника в Пекине на двое суток поместили под домашний арест, чтобы не дать ему принять участие в митинге против уничтожения своей шанхайской студии [19], [22], [23]. Она была снесена в январе 2011 года [22], вскоре после чего Ай Вэйвэй сообщил о намерении построить новую студию в Берлине и в дальнейшем работать и в Европе, и в Китае [19], [7].

Весной 2011 года после известий о беспорядках в ближневосточных странах, китайская полиция усилила контроль за диссидентским движением. 3 апреля 2011 года в пекинской студии Ай Вэйвэя прошли обыски, а сам она был арестован в столичном аэропорту при попытке вылететь в Гонконг [14], [10], [19], [16], [15]. 7 апреля представители МВД КНР сообщили, что Ай Вэйвэй подозревается в экономических преступлениях [17], [16]. Также в официальных китайских СМИ появилась информация, что художнику могут быть инкриминированы распространение порнографии (по-видимому, фотосессии с игрушечной альпакой) и многоженство - отмечалось, что у Ай Вэйвэя якобы есть незаконнорожденный ребенок [13], [7], [15].

Арест Ай Вэйвэя вызвал протесты представителей правозащитных организаций и политиков США и Евросоюза [16], [13], [17], [18]. Как писали в прессе, во многом благодаря выступлениям в поддержку художника 22 июня 2011 года он был отпущен под залог без права покидать Пекин в течение года и давать какие-либо комментарии прессе [8], [10], [7]. Сестра Ай Вэйвэя заявила, что в тюрьме ее брата подвергали моральным пыткам: в его камере, в которой не было ничего кроме кровати, постоянно горел свет, а за художником неотрывно наблюдали два охранника, которые сменялись каждые три часа и не имели права с ним разговаривать [7]. Лишь после этого адвокаты Ай Вэйвэя рассказали о предъявленных художнику обвинениях: от его студии Beijing Fake Cultural Development Ltd требовали выплаты налогов и штрафов на сумму в 1,85 миллиона долларов. При этом отмечалось, что Ай Вэйвэй формально не имел отношения к этой фирме, поскольку та была записана на его супругу. Тем не менее, художник дал признательные показания в уклонении от уплаты налогов, чтобы спасти свою жену [8], [9], [10], [7].

Несмотря на запрет, в том же году Ай Вэйвэй дал интервью журналу Newsweek, в котором поделился своими взглядами на жизнь в Пекине. Он описал социальную пропасть между рабочими из бедных провинций, которые приехали в город на заработки и живут в трущобах, и "чиновниками, угольными магнатами и главами больших корпораций". Вспоминая свое пребывание в заключении, художник худшей особенностью китайской столицы назвал невозможность доверять судебной системе. "Пекин - кошмар. Постоянный кошмар", - заявлял он [6].

В июле 2012 года апелляция Ай Вэйвэя по делу о неуплате налогов была отклонена. К этому времени сумма штрафа за счет пеней поднялась до 2,4 миллиона долларов [3], [4]. В начале октября того же года Ай Вэйвэй сообщил, что власти Китая отозвали бизнес-лицензию Beijing Fake Cultural Development Ltd: по словам художника, компания не смогла пройти очередную перерегистрацию из-за того, что необходимые для этого документы были ранее конфискованы во время его ареста [1], [2].

В прессе, ставя Ай Вэйвэя в один ряд с культовыми персонами в истории поп-арта, художника называли китайским Энди Уорхолом (Andy Warhol) [29]. В 2008 году он был награжден китайской художественной премией Chinese Contemporary Art Awards [29], а в 2010 году был удостоен почетной докторской степени Гентского университета (Universiteit Gent), Бельгия [33]. В октябре 2011 года журнал Art Review поместил Ай Вэйвэя на первую строчку своего рейтинга самых влиятельных деятелей современного искусства [5].

Ай Вэйвэй женат. Сообщалось, что его супругу зовут Лу Цин (Lu Qing) [29], [19], [11]. Упоминался в прессе и сводный брат Ай Вэйвэя Ай Сюань (Ai Xuan) - известный художник, чьи картины в стиле романтического реализма продавались за миллионы долларов на аукционах в Гонконге и Китае [24].

Использованные материалы


[1] China piles more pressure on dissident artist Ai Weiwei. — Reuters, 02.10.2012

[2] Ai's Firm License Revoked. — Radio Free Asia, 02.10.2012

[3] David Ng. Ai Weiwei loses tax case appeal, slams Chinese judicial system. — Los Angeles Times, 20.07.2012

[4] Gillian Wong. Artist Ai Weiwei loses challenge of tax evasion case, says "truth is not respected" in China. — Associated Press, 20.07.2012

[5] Ai Weiwei number one in ArtReview's Power 100. — Art Review, 12.10.2011

[6] Ai Weiwei. The City: Beijing. — The Newsweek, 28.08.2011

[7] Keith B. Richburg. Ai Weiwei's sister gives details of his confinement. — The Washington Post, 14.07.2011

[8] Andrew Jacobs. Lawyer for Released Chinese Artist Seeks Review on Taxes. — The New York Times, 30.06.2011

[9] China demands Ai Weiwei pay $1.85 million in taxes, fines. — Reuters, 28.06.2011

[10] Chinese Artist Ai Weiwei Released, On Probation. — Freedom House, 22.06.2011

[11] Ai Weiwei 54th birthday: Freedom is the best gift. — DuoWei News, 18.06.2011

[12] Игорь Гулин. Ай Вэйвэй. — Citizen K, 30.05.2011. — №3 (17)

[13] David Eimer. Ai Weiwei accused of bigamy. — The Telegraph, 14.04.2011

[14] Катерина Архарова. Ай Вэйвэй: за что преследуют "мастера неприличной шутки". — BBC News, Русская служба, 12.04.2011

[15] Michael Sheridan. Ai Weiwei held for "obscene" political art. — The Sunday Times, 11.04.2011

[16] Chinese artist Ai Weiwei held for "economic crimes". — BBC News, 07.04.2011

[17] Barbara Demick. China accuses dissident artist Ai Weiwei of "economic crimes". — The Los Angeles Times, 07.04.2011

[18] Сима Петрова. Немецкие политики требуют освобождения китайского художника Ай Вэйвэя. — Великая Эпоха (The Epoch Times), 05.04.2011

[19] Tania Branigan, Jonathan Watts. Ai Weiwei detained by Chinese police. — The Guardian, 03.04.2011

[20] Анна Толстова. Семечки свободы. — Коммерсантъ Weekend, 11.02.2011. — № 4 (3600)

[21] Сергей Соловьев. Семечко к семечку. — Итоги, 11.02.2011. — №40 (799)

[22] Edward Wong. Chinese Authorities Raze an Artist’s Studio. — The New York Times, 13.01.2011

[23] Lei Jin. An update on Chinese dissent artist Ai Weiwei's latest protests. — Asia Pacific Arts, 09.11.2010

[24] "Sunflower Seeds" and the Other Ai. — The Wall Street Journal Scene Asia blog, 13.10.2010

[25] Paulina Hartono. Ai Weiwei: “Grass Mud Horse, Motherland”. — China Digital Times, 09.10.2009

[26] Kristen Allen. Chinese artist gets emergency brain surgery in Munich. — The Local, 16.09.2009

[27] Ai Weiwei, censorship and sacred facts. — Ethan Zuckerman's blog (www.ethanzuckerman.com), 14.09.2009

[28] Artfarm / HHF Architects + Ai Weiwei. — Arch Daily, 22.01.2009

[29] Rachel Cooke. Cultural revolutionary. — The Observer, 06.07.2008

[30] Steve Meacham. Child of the revolution in revolt. — The Sydney Morning Herald, 24.04.2008

[31] Christopher Hawthorne. At home with: Ai Weiwei; An Exile Steps Onto China's Big Stage. — The New York Times, 28.10.2004

[32] Ai Weiwei bio. — Hong Kong Professional Teachers' Union (www.hkptu.org)

[33] Ai Weiwei ontvangt eredoctoraat van de Universiteit Gent. — HART news(kunsthart.org)

[34] David Barboza, Lynn Zhang. The Clown Scholar: Ai Weiwei. — Art Zine China