Различные группы борцов за права человека, в первую очередь Amnesty International, настойчиво предлагают Иоанну Павлу II извиниться за своих предшественников пап, на протяжении 400 с лишним лет поощрявших бесчеловечную практику кастрации мальчиков, чтобы из них получались певцы с ангельскими голосами.
Эти певцы, отличавшиеся мощными, как у взрослого мужчины, и в то же время по-детски чистыми и прозрачными голосами, а также высочайшим вокальным мастерством, использовались в Сикстинской капелле и во всех других католических храмах. Дело в том, что согласно посланию апостола Павла женщинам запрещено было петь в церкви.
Последний кастрат, Алессандро Морески, пел в Сикстинской капелле до 1913 года. Существует также мнение, пишет газета The Guardian, что Доменико Манчини, певший здесь с 1939 вплоть до 1959 года, также был кастратом, хотя к тому времени кастрация была в Италии давно официально запрещена.
Папа, сам выпустивший как певец несколько альбомов (эти записи псалмов разошлись миллионными тиражами), должен быть последовательным, пишет Corriere della Sera. Если он уже извинился перед евреями, перед мусульманами и перед учеными, то он должен извиниться и перед тысячами изуродованных и превращенных в причудливые музыкальные инструменты мужчин. Единицы из них становились миллионерами и суперзвездами, а прочие влачили жалкую жизнь цирковых уродцев.
Специалист по папской истории Оксфордского университета Николас Дэвидсон (Nicholas Davidson) также убежден, что Иоанну Павлу II необходимо извиниться: "Если Папа будет последовательным и если существуют очевидные улики, что церковные власти шли этим ложным путем, то извинение должно быть сделано".
Сложность, однако, состоит в том, что церковь всегда на словах осуждала кастрацию. Все же "певцы среднего рода", выводившие тончайшие рулады в католических храмах, официально считались жертвами несчастных случаев - падения с лошади, укуса дикого зверя и тому подобного.