11 апреля компания "Союз" выпустила на видео фильмы "Человек без лица" (The Man Without a Face, Icon Productions, 1993, режиссер Мел Гибсон) и "Львиная доля" (Студия "Козерог", 2001, режиссер - Александр Муратов).
"Львиная доля". Дежурная смена одной из частей военно-космических сил обнаруживает сигнал маяка, установленного на портативном ядерном боеприпасе. Заряд малой мощности, способный унести жизни 50 тысяч человек, спрятан в одном из зданий в Санкт-Петербурге. По сведениям руководства ФСБ, бомба должна сработать через 80 часов. Приблизительно через такое же время президент России принимает участие во встрече с американским лидером. Темой их беседы станут вопросы ядерной безопасности.
Для быстрого решения проблемы у руководства ФСБ есть только один вариант - послать на задание командира отряда спецназа по кличке "Командор" и его подчиненных. В свое время все они были уволены из органов и чудом избежали суда. Причиной для этого стал все тот же пресловутый ядерный боеприпас, который контрразведчикам уберечь не удалось.
"Командор", преуспевающий бизнесмен, который может себе позволить проиграть в казино десятки тысяч долларов, после непродолжительных колебаний принимает предложение своего бывшего руководства. В помощь себе он пытается взять своих бывших сослуживцев по спецподразделению. Только сделать ему оказывается непросто - кто-то исчез, а кто-то просто спился. В итоге Командор отправился в Санкт-Петербург с двумя своими товарищами, один из которых постоянно пребывал в состоянии сильного алкольного опьянения. Рассказывать о дальнейшем развитии событий смысла не имеет - достаточно сказать, что "Львиная доля" ничего общего с "Тремя мушкетерами" и другими историями в духе "один за всех и все за одного" не имеет.
"Львиная доля" оказалась бы уж совсем мрачным зрелищем, если бы не персонажи Николая Караченцова и Чулпан Хаматовой. По сути, игра этих двух актеров и явилась для фильма спасательным кругом. Здесь Караченцов напоминает нам, что в его карьере были не только безумные "Досье детектива Дубровского" (снятом все тем же Александром Муратовым) и "На углу у Патриарших". Вызывает изумление один из эпизодов с Хаматовой. Ее героиня наблюдает за злодеями на Галерной улице в Санкт-Петербурге, а когда дела становятся уж совсем плохи, и приходит время бежать за милицией, она неожиданно выскакивает на Садовническую набережную в Москве. Зачем создатели фильма применили такой трюк, остается совершенной загадкой.
"Человек без лица". Чак живет с матерью и двумя сестрами от других отцов. Частые замужества матери всякий раз усугубляют конфликт между детьми. Особо напряженные отношения сложились у Чака с его старшей сестрой Глорией. В надежде избежать вечных семейных конфликтов Чак готовится к поступлению в военную школу. Однако он не может рассчитывать полностью на свои силы и мечтает найти себе учителя для подготовки к экзаменам.
Таким учителем случайным образом становится странный сосед Чака Джастин Маклеод. Маклеод сильно пострадал в автокатастрофе, следствием которой стали сильные ожоги, обезобразившие его тело. После автокатастрофы и обвинения в непредумышленном убийстве Джастин Маклеод вынужден стать отшельником. Однако, как со временем выяснил, Чак за страшной внешностью скрывается личность настоящего учителя и друга. Общаясь с Маклеодом, мальчик стал иначе смотреть на многие вещи, в том числе и проблемы межчеловеческих отношений. К сожалению, местный шериф иначе смотрит на дружбу Чака и его учителя. Незадолго до экзаменов Чака, "человека без лица" вызывают в суд и запрещают ему общаться со своим учеником.
В своем режиссерском дебюте Гибсон исполнил, наверное, самую нетипичную для себя роль. Джастин Маклеод - совсем не супергерой, подобный Портеру из "Расплаты" (Payback, 1999, режиссер - Брайна Хельгеланд) и не любимец женщин, как Ник Маршалл из "Чего хотят женщины" (What Women Want, 2000, режиссер - Ник Майерс). Джастин Маклеод должен прежде всего привлечь внимание ровесников Чака, подростков, которым кажется, что весь мир ополчился против них и взаимопонимания с людьми больше достичь никогда не удастся. Именно в таких мрачных ситуациях и должен появиться "человек без лица", на страшную внешность которого Чак совсем перестает обращать внимание. Так бы и шел себе фильм, если бы неожиданно Гибсону не вздумалось затронуть еще и тему всеоохватывающего американского закона, представители которого внезапно решили, что дружба Маклеода с Чаком не пойдет мальчику во вред.
Впрочем "Человек без лица" - не только курс выживания для подростков. В своем фильме Гибсон не меньшее внимание уделяет и проблемам человека, потерявшего лицо.