В российский прокат в рамках проекта "Кино без границ" выходит фильм иранского режиссера Мохсена Макмальбафа
"Кандагар" (Safar e Ghandehar, 2001). Главную роль в картине исполнила Нилоуфар Пазира.
Нафас родилась и выросла в Афганистане. После нескольких лет жизни, проведенных в условиях войны она покинула родину и отправилась в Канаду, где сумела стать журналисткой. В Канаде Нафас получила письмо от своей сестры, потерявшей на мине ногу и так и не сумевшей покинуть Афганистан. Сестра Нафас написала в письме о невыносимой жизни женщин в условиях нового порядка, насаждаемого талибами. Безысходность подвела ее к мысли о самоубийстве. Чтобы спасти сестру, живущую в Кандагаре, Нафас нелегально пересекает ирано-афганскую
границу.
Простой сюжет фильма Макмальбафа и раскрыт самыми простыми средствами. В "Кандагаре" нет завораживающей работы художника или актеров со статусом мировых звезд, нет завораживающей музыки и даже динамичного сценария. Главное в этой картине - ни с чем не сравнимая уникальная атмосфера. Зритель XXI века погружается в мир средневековья, который царит всего в нескольких сотнях или тысячах километрах от него.
Афганистан с его измотанными многолетней войной, голодом и нищетой жителями представляется очень страшной страной, которой, кажется никогда не выбраться из серости и запустения. Безысходность ситуации создатели фильма подчеркивают однообразными, унылыми пустынными пейзажами и весьма своеобразными диалогами героев. Форма этих диалогов полностью превалирует над их содержанием, на которое
постепенно совсем перестаешь обращать внимание.
Фильм Макмальбафа призван прежде всего обратить внимание на ужасную жизнь афганских женщин. Потому главные герои "Кандагара" почти не снимают паранджи. Однако остальные аспекты афганского быта в условиях режима талибов не могут оставить зрительского внимания. Эпизод, в котором десятки одноногих людей наперегонки бегут к сброшенным в пустыню с вертолетов Красного Креста протезам, является, наверное, самым шокирующим не только в иранском кино.