Сегодня в конкурсной программе ММКФ показали фильм нидерланского режиссера Паулы Ван дер Оест «Лунный свет» и комедийную драму иранского дебютанта Асгара Фархади «Танцуя в пыли». Голландская картина рассказывает о внезапно вспыхнувшей любви девочки из обеспеченной семьи и мальчика-наркокурьера, сбежавшего от своих хозяев. На любви построен сюжет и иранского фильма – молодой жизнерадостный парень вынужден разводиться с женой, которую глубоко любит.
Режиссер Паула Ван дер Оест, несмотря на свою молодость, уже очень известна в европейских кинематографических кругах - на ее счету четыре фильма и все они награждались различными наградами. Критики США называют Паулу «Вуди Алленом Амстердама». Но картина «Лунный свет» ничем не напоминает манеру ироничного американца – напротив, это жесткая трагическая история, у которой хэппи-энда не может быть по определению.
Мальчик-беженец из Афганистана вынужден работать наркокурьером. Но однажды во время очередного рейса все идет наперекосяк. Парень, изрешеченный пулями бандитов, вынужден искать убежища в сарае какой-то респектабельной виллы. Там его, истекающего кровью, находит девочка – приемная дочь хозяев дома. Она может говорить по-английски, он не знает никакого другого языка, кроме родного. Тем не менее, дети умудряются изобрести свой, им одним понятный способ общения. Но их чистая дружба постоянно находится под угрозой – бандиты ищут своего пропавшего курьера. Тогда подростки решают бежать. Постепенно дружеские отношения перерастают в первую любовь, но счастье очень трудно сохранить в жестоком окружающем мире.
Дети на экране всегда выигрышный ход – переиграть ребенка может только животное. Но данная картина поражает, прежде всего, абсолютно взрослой, сознательной и прекрасно выполненной игрой подростков. Им на долю выпали роли, с которыми не справились бы и многие матерые профессионалы, а эти два юных актера выплескивают на экран такие сильные чувства, что можно предположить – звездная карьера им обеспечена.
Иранское кино сейчас очень модно – редкий фестиваль обходится без фильма из этой загадочной восточной страны. Но «Танцуя в пыли» не лучший образец кинопродукции страны, прославленной Киаростами и Махмальбафом. Клишированный сюжет, абсолютное отсутствие развития персонажей, нарушенные причинно-следственные связи, невнятный финал – это наиболее явные недостатки картины. В какой-то мере неудача искупается восточным колоритом, но на этом далеко не уедешь.
Молодой балагур Назар вынужден развестись со своей горячо любимой женой. Ее мать оказалась проституткой, и семья парня требует прервать родство с такой падшей женщиной. Назар решает вернуть матери девушки откупной за развод. Но это большие деньги, и где их заработать юноша не знает. Судьба сталкивает его с суровым пожилым ловцом змей, который уединенно колесит по пустыне на старом минивене. По началу, молчаливый старик встречает неожиданного спутника в штыки, но постепенно между двумя абсолютно разными людьми возникает незримая душевная связь.