В среду в Центре имени Андрея Сахарова состоялся пресс-показ пяти документальных фильмов из программы сорванного Международного фестиваля "Чечня". Киноцентр на Красной Пресне, где со 2 по 4 октября должны были демонстрироваться ленты, уведомил организаторов о разрыве контракта на аренду зала.
В соответствии с объявленной программой все фильмы будут показаны в Центре имени Сахарова, зал которого куда менее вместителен. Уже одним этим, по мнению организаторов, фестивалю нанесен непоправимый урон, но, кроме того, обманутыми оказались авторы, а большинству зрителей было известно именно о Киноцентре.
Как считают устроители фестиваля, разрыв контракта может быть связан с содержанием фильмов "Террор в Москве", "Покушение на Россию" и "Правдивые рассказы: война Бабицкого", в которых содержится критика ФСБ.
В официальном извещении управляющий Киноцентра указывает на то, что аннотация к фильмам была получена только 30 сентября, хотя контракт был подписан еще 9 августа. Но главное, из более подробной информации о фильмах стало понятно, что ряд из них неприемлем для показа в Киноцентре.
В некоторых картинах, которые можно было увидеть 1 октября, действительно содержится критика действий российских властей. А так как все они были произведены на Западе, то и информация российских СМИ о Чечне даже не подвергалась сомнению, а чаще всего просто называлась фальшивой.
Так, например, в фильме польского режиссера Крайзины Курзаб-Редлик "Убийство с международного согласия" оспаривался факт успешного проведения референдума по чеченской конституции, звучали слова о российской пропаганде, "кгбшном прошлом" Путина и его дружбе с Шираком и Бушем, заставляющей их не вспоминать о Чечне.
Все это, вкупе со страданиями мирного населения, подавалось в качестве определяющих чеченскую ситуацию факторов.
В британском фильме "Правдивые рассказы: война Бабицкого" содержится попытка опровергнуть и большую часть официальной информации, и развеять некоторые мифы и стереотипы об этой войне, и раскритиковать действия военных, которые там представлены как бездумные.
Эта картина выигрывает тем, что пафос Бабицкого оправдан его причастностью. В целом же, фильмы просто ставят знаки минус там, где власти пытаются поставить знак плюс. Но при этом к ним можно предъявить такие претензии, как нарушение логики повествования и то, что их материал (особенно видеоряд) сам по себе полностью не подтверждает авторских суждений.
Добавим, что всего для показа на фестивале отобраны 19 фильмов, 12 из них сделаны в России.